Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Послания к коринфянам

I. АВТОР И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НАПИСАНИЯ

Эти два тесно связанных между собой послания к церкви в Коринфе написаны ап. Павлом (1 Кор 1:1; 2 Кор 1:1). Они, а также сведения, сообщаемые в книге Деяния (Деян 18:1-17; Деян 20:1-5), позволяют нам составить довольно отчетливое представление о жизни одной из раннехрист. общин:
1) Павел пришел в -> Коринф из Афин во время своего второго миссионерского путешествия, причем сначала он был один. Здесь он нашел приют у -> Акилы и Прискиллы (Деян 18:1-3), а после прибытия своих сотрудников Силы и Тимофея он "побуждаем был духом" проповедовать Христа (Деян 18:5; 2 Кор 1:19). После того как местные иудеи отвергли Благую Весть, Павел расстался с ними и переселился к Титию Иусту (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), дом к-рого находился рядом с синагогой. В течение полутора лет Павел продолжал свою успешную (отдельные иудеи и множество неиудеев пришли к вере; Деян 18:5-8), но явно небезопасную для него деятельность (ср. Деян 18:9). Разгневанные иудеи обратились с жалобой на него к проконсулу -> Галлиону, но не добились успеха (Деян 18:11-17). Павел получил возможность продолжить свое служение и покинул Коринф лишь нек-рое время спустя (ст. 18); его работа была продолжена -> Аполлосом (Деян 18:27; Деян 19:1);
2) когда Павел, совершая свое третье миссионерское путешествие, находился в Эфесе (осень 52 г. - лето 55 г. по Р.Х.), он, вероятно, направил коринфянам некое, не дошедшее до нас послание, в к-ром призывал их к нравств. чистоте (1 Кор 5:9). В ответ на это коринфяне попросили его о дальнейших наставлениях (1 Кор 7:1) и направили в Эфес своих посланцев (1 Кор 16:17). Павлу стало известно, что в Коринфской церкви образовались отдельные группы, к-рые в спорах ссылаются на разных учителей (Павла, Аполлоса и др.) (1 Кор 1:11). Протестуя против подобного разделения, одна из групп назвала себя "Христовой", т.е. принадлежащей Христу. К разногласиям такого рода (1 Кор 3:3) добавлялись личные споры, тяжбы на языч. суде (1 Кор 6:1-8), недостойное поведение при совершении Вечери Господней (1 Кор 11:17) и отрицание воскресения из мертвых (1 Кор 15:12). Греховные привычки, мирское мировоззрение и пристрастие к философским спорам пагубно влияли на молодую церковь;
3) ранее Павел направил Тимофея в Коринф, по-видимому, каким-то окольным путем (1 Кор 4:17; 1 Кор 16:10). Находясь в Эфесе (1 Кор 16:8), Павел пишет свое второе послание (известное нам как Первое П.кК.), в к-ром еще раз высказывает свое мнение о происходящем в Коринфской церкви и отвечает на вопросы коринфян. Здесь же, в Эфесе, находится -> Аполлос, к-рый пока еще не намерен возвращаться в Коринф (1 Кор 16:12). Апостол требует безусловного удаления из церкви всего греховного (1 Кор 5:13), призывает к единству (1 Кор 1:10.12) и к любви (1 Кор 13:1; 1 Кор 16:14). Послание, вероятно, было написано незадолго до праздника Пятидесятницы (ср. 1 Кор 16:8), возм., в 54 или 55 г. по Р.Х.;
4) в 2 Кор 2:1; 2 Кор 12:14; 2 Кор 13:1, вероятно, говорится о посещении Павлом Коринфа, не упомянутом в Деяниях. Ситуация там, видимо, настолько обострилась, что потребовалось присутствие апостола. Но, очевидно, его пребывание там было кратким и, на первый взгляд, безуспешным; похоже, что какая-то часть членов церковной общины отказалась признавать апостола и повиноваться ему (2 Кор 10:1.10; ср. также 1 Кор 4:3-5). Павел ответил на это т.наз. "слезным посланием" (2 Кор 2:4; 2 Кор 7:8,12), к-рое также не сохранилось. Нередко высказывается мнение о том, что оно содержится в 2 Кор 10:1 - 2 Кор 13:1. Такое предположение кажется маловероятным, если исходить из того, что о путешествии в Коринф Тита, к-рый, вероятно, и передал "слезное послание", говорится как об уже свершившемся факте (2 Кор 12:18). Вскоре после этих событий в Ефесе начались гонения на христиан (Деян 19:23), и апостол, видимо, оказался в заточении (ср. Рим 16:3; 2 Кор 1:8-10). После освобождения он покинул город (летом 55 г. по Р.Х.) и отправился через Троаду в Македонию (Деян 20:1; ср. 1 Кор 16:5-8). Здесь состоялась его долгожданная встреча с Титом, к-рый сообщил ему, что коринфяне признали свою неправоту и, искренне раскаявшись, вернулись к послушанию (2 Кор 7:6-16);
5) радуясь вновь обретен-ному общению с коринфянами, Павел, находившийся теперь в Македонии, вновь пишет им послание (Второе П.кК.). Апостол увещевает верующих простить виновных и призывает к любви внутри церкви (2 Кор 2:6-8). Он затрагивает вопрос о пожертвованиях для Иерусалима (2 Кор 8, 2 Кор 9) и для их сбора отправляет в Коринф Тита с двумя братьями (2 Кор 8:16-24). Апостол сообщает о своем намерении в скором времени посетить Коринф, после чего возвращается к аргументам своих противников (2 Кор 10, 2 Кор 11, 2 Кор 12, 2 Кор 13). Общение с коринфянами не должно быть поставлено под угрозу из-за неясности или недосказанности, поэтому в послании четко говорится о несовместимости любви к церкви с грехом и непослушанием. То обстоят-во, что Второе П.кК. одноврем. адресовано всем святым по всей Ахаии (2 Кор 1:1), подчеркивает принципиальность этого разъяснения;
6) три месяца, проведенные Павлом в Греции (Деян 20:2.3; зима 55/56 гг.), вероятно, стали намеченной им зимовкой в Коринфе (см. 1 Кор 16:6), где он и написал -> Послание к Римлянам (см. Рим 16:23).
II. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ
На первый взгляд кажется, что это послание просто дает практич. советы по частным вопросам повседневной жизни одной из церк. общин. Но на самом деле эти внешне не связанные друг с другом проблемы Коринфской церкви имеют общий корень, из к-рого и произрастают различные беды и раздоры: в церковь проникли люди, одержимые желанием спорить (1 Кор 11:16). Вероятно, они так формулировали, а возможно, и домысливали полученные от разных учителей наставления, что вносили в церковь раздоры (1 Кор 1:11). Эти споры буквально разрывали церк. общину на части. Дабы положить конец всякого рода распрям, апостол пишет послание, цель к-рого - восстановить и укрепить церковь на общей основе - на Иисусе Христе.
1) КОМПОЗИЦИЯ
Обращение, приветствие и благодарение (1 Кор 1:1-9).
I. Обеспечение единства Церкви (1 Кор 1:10 - 1 Кор 8:13):
А. Единство (1 Кор 1:10 - 1 Кор 2:16):
1. Единый Христос (1 Кор 1:10-17).
2. Противопоставление распятого Христа тщетной премудрости мира (1 Кор 1:18-25).
3. Единое правило Божьего призвания и избрания (1 Кор 1:26-31).
4. Единый критерий проповеди (1 Кор 2:1-5).
5. Единая возможность понимания Божьего откровения (1 Кор 2:6-16).
Б. Угроза единству (1 Кор 3:1 - 1 Кор 4:21):
1. Ситуация в Коринфе (1 Кор 3:1-4).
2. Опасность, содержащаяся в ложном почитании работников Божьих (1 Кор 3:5-15).
3. Опасность человеч. мудрствования (1 Кор 3:16-23).
4. Опасность присвоения прав Бога (1 Кор 4:1-5).
5. Предупреждение опасностей через смирение (1 Кор 4:6-13).
6. Надлежащее отношение к апостолу и его вести (1 Кор 4:14-21).
В. Угроза со стороны мира (1 Кор 5:1 - 1 Кор 8:13):
1. Блудодеяние (1 Кор 5:1-5).
2. Церковь должна очиститься от греха (1 Кор 5:6-13).
3. Церковь должна самостоят. справляться с мирскими тяжбами (1 Кор 6:1-11).
4. Человеч. тело также принадлежит Христу и должно быть храмом Св. Духа (1 Кор 6:12-20).
5. Отношения между полами и нерушимость брака (1 Кор 7:1-40).
6. Свобода и совесть в вопросе об идоложертв. яствах (1 Кор 8:1-13).
II. Порядок в Церкви (1 Кор 9:1 - 1 Кор 15:58):
А. Внешний порядок (1 Кор 9:1 - 1 Кор 11:34):
1. Апостол и Церковь (1 Кор 9:1-23):
а) права апостола (1 Кор 9:1-14);
б) отказ от этих прав (1 Кор 9:15-23).
2. Устремленность к цели - важнейшая предпосылка церк. порядка (1 Кор 9:24 - 1 Кор 10:13):
а) сосредоточенность на цели (1 Кор 9:24-27);
б) предостережение от неправедных путей отцов (1 Кор 10:1-13).
3. О еде и питье (1 Кор 10:14-33):
а) Вечеря Господня и идолопоклонство несовместимы (1 Кор 10:14-22);
б) свобода не должна вредить совести ближнего (1 Кор 10:23-33).
4. Собрания верующих в церкви (1 Кор 11:1-34):
а) поведение мужчины и женщины в церк. собрании (1 Кор 11:1-15);
б) вечеря любви и Вечеря Господня (1 Кор 11:16-34).
Б. Дары Духа (1 Кор 12:1 - 1 Кор 14:40):
1. Единство в многообразии даров (1 Кор 12:1-11):
а) корень единства (1 Кор 12:1-6);
б) разнообразие в проявлениях дарований (1 Кор 12:7-11).
2. Необходимость многообразия даров (1 Кор 12:12-31):
а) Церковь как Тело Христово (1 Кор 12:12-26);
б) различное предназначение членов Тела (1 Кор 12:27-31).
3. Любовь как основа всех даров (1 Кор 13:1-13):
а) благочестие и любовь (1 Кор 13:1-3);
б) признаки истинной любви (1 Кор 13:4-7);
в) начальное и совершенное (1 Кор 13:8-13).
4. Взаимодействие дарований (1 Кор 14:1-40):
а) дар пророчества и говорения на иных языках (1 Кор 14:1-14);
б) надлежащее использование дарований (1 Кор 14:15-40).
В. Основополагающая надежда церкви (1 Кор 15:1-58):
1. Основное содержание Евангелия (1 Кор 15:1-19):
а) истинность воскресения Христа (1 Кор 15:1-11);
б) значение воскресения мертвых (1 Кор 15:12-19).
2. Благая весть (1 Кор 15:20-34):
а) преодоление смерти (1 Кор 15:20-28);
б) следствие веры в воскресение (1 Кор 15:29-34).
3. Преобразование через смерть (1 Кор 15:35-58):
а) новое тело (1 Кор 15:35-50);
б) преображение (1 Кор 15:51-58).
Заключит. часть послания (1 Кор 16:1-24): уведомления, рекомендации, приветствия, благословения.
2) БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Несмотря на многообразие рассматриваемых вопросов, Первое П.кК. представляет собой единое целое. Противоречия между богатыми и бедными жителями Коринфа сказываются и на церкви. К этому добавляется и возникающая во всех церквах напряженность в отношениях между христианами, обращенными из иудеев, и христианами из язычников. Явное противоречие наблюдалось и в вопросах об отношениях между полами и о брачном союзе: в то время как одна группа верующих требовала воздержания и безбрачия, вплоть до расторжения существующих браков, другая, проповедуя "духовную" свободу и презирая узаконенные брач. союзы, занималась откровенным блудом. К этому добавлялось и то, что члены церкви не могли решить внутри общины свои гражд. тяжбы. Разногласия, обусловленные преувеличенным вниманием к личной свободе и недостаточным осознанием общей цели, проявлялись во всех областях жизни, так что возникала угроза единству церкви. В этой ситуации Павел стремится помочь Коринфской церкви стать воистину "единым телом", чтобы разнообразные дарования ее членов способствовали укреплению и возрастанию всего -> Тела (VI) во славу Господа. Поэтому отдельные частные вопросы рассматриваются в Первом П.кК. только после того, как автор дает четкое определение тому основанию, на к-ром только и может быть все установлено (1 Кор 3:11). Этим основанием является жертв. смерть Христа (1 Кор 1:13). Именно это свидет-вуется в слове о кресте (1 Кор 1:18), принятие к-рого делает человека членом Тела Христова, оправдывает и освящает его. Вся заслуга в этом принадлежит только Христу (1 Кор 1:30). Не мудрость мира, а сила Божьего откровения открывает путь к спасению (1 Кор 1:19; 1 Кор 2), превращает церковь в Божий Храм, в к-ром живет Его Дух (1 Кор 3:16-23). Этот принцип является определяющим и при ответах на другие вопросы. С одной стороны, в нек-рых сферах не может устанавливаться никаких норм, и каждый верующий в той или иной ситуации должен руководствоваться своей совестью пред Богом. Это относится, напр., к вопросам о безбрачии (1 Кор 7:1) и о разрешенных яствах (1 Кор 8:1; 1 Кор 10:14.23); мерилом здесь должно быть чуткое отношение к братьям во Христе. С др. стороны, там, где существует установленный Богом порядок, его нельзя нарушать. Никто не вправе требовать себе каких-либо привилегий, особенно если это угрожает единству церкви. Заботой о поддержании порядка в церкви продиктованы запрещение сексуальной распущенности (1 Кор 6:13-20), запрещение участвовать в языч. культовых обрядах (1 Кор 10:14-22), требование достойно участвовать в Вечере Господней (1 Кор 11) и надлежащим образом вести себя во время богослужебных собраний (1 Кор 14), соблюдая правила, установленные особо для мужчин и особо для женщин (1 Кор 11:3; 1 Кор 14:34; -> Богослужение, V,3). Все эти проблемы следует решать в мире и согласии, причем члены церкви должны не искать для себя особого положения, а гармонично вливаться в единое Тело (1 Кор 12) и руководствоваться в своих делах и стремлениях любовью (1Кор 13). Тогда они смогут достичь великой цели: воскресения из мертвых и окончат. соединения с Христом (1 Кор 15) (1 Кор 9:24-27).
III. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ
Это послание, темой к-рого является служение, можно поставить в один ряд с Посланием к Филиппийцам. Касаясь одного и того же вопроса, оба послания рассматривают его с разных сторон. В Послании к Филиппийцам автор призывает церковь активнее включаться в работу для своего Господа; во Втором П.кК. Павел говорит как служитель Христа, к-рому уже приходилось обращаться к своей церкви с нелестными словами.
1) КОМПОЗИЦИЯ
Обращение и приветствие (2 Кор 1:1).
I. Общность в утешении (2 Кор 1:3 - 2 Кор 2:11):
1. Бог - утешитель во всякой скорби (2 Кор 1:3-5).
2. Общность в страдании, заступничестве и славе (2 Кор 1:6-14).
3. Верность данному слову (2 Кор 1:15-22).
4. Горькие обличения как путь к радости (2 Кор 1:23 - 2 Кор 2:4).
5. Прощение восстанавливает общность (2 Кор 2:5-11).
II. Праведное служение Христу (2 Кор 2:12 - 2 Кор 6:10):
А. Характеристика служения (2 Кор 2:12 - 2 Кор 4:18):
1. Предназначение благовестника (2 Кор 2:12-17).
2. Снаряжение посланника (2 Кор 3:1-6).
3. Озаряющая сила служения (2 Кор 3:7 - 2 Кор 4:6).
4. Притеснения в служении (2 Кор 4:7-18).
Б. Цель служения и его основа (2 Кор 5:1 - 2 Кор 6:10):
1. Сила надежды (2 Кор 5:1-10).
2. Сила страха Господня (2 Кор 5:11-16).
3. Божьи деяния во Христе (2 Кор 5:17-21).
4. Божьи деяния в соработниках Христа (2 Кор 6:1-10).
III. Жизненные устои церкви (2 Кор 6:11 - 2 Кор 9:15):
А. Основополагающая заповедь: отделение от мира (2 Кор 6:11-18).
Б. Воздействие слов апостола (2 Кор 7:1-16):
1. Раскаяние (2 Кор 7:1-9).
2. Послушание (2 Кор 7:10-16).
В. Подтверждение общности святых (2 Кор 8:1 - 2 Кор 9:15):
1. Достойная подражания помощь бедствующим (2 Кор 8:1-7).
2. Призыв к истинной любви (2 Кор 8:8-15).
3. Надлежащее распоряжение приношениями (2 Кор 8:16-24).
4. Усердие во вспоможении (2 Кор 9:1-5).
5. Действие общности верующих (2 Кор 9:6-15).
IV. Полномочия апостола (2 Кор 10:1 - 2 Кор 13:10):
А. Полномочия (2 Кор 10:1 - 2 Кор 11:6):
1. Упрек в хождении по плоти (2 Кор 10:1-6).
2. Полномочия от Господа (2 Кор 10:7-18).
3. Равенство прав всех апостолов (2 Кор 11:1-6).
Б. Использование полномочий (2 Кор 11:7 - 2 Кор 12:10):
1. Отказ от положенных прав (2 Кор 11:7-15).
2. Страдания ради Благой Вести (2 Кор 11:16-32).
3. Откровения (2 Кор 12:1-10).
В. Воздействие полномочий (2 Кор 12:11 - 2 Кор 13:10): исправление и очищение церкви.
Заключение: приветствия и благословения (2 Кор 13:11-13).
2) БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Основополаг. тезисы Второго П.кК. заложены в его первой части. Бог, как утешитель во всякой скорби, превращает утешенных в утешителей, дабы они сами могли утешать "находящихся во всякой скорби" (2 Кор 1:4). В руке Господа человек становится Божьим орудием, и общение в Церкви Христовой дает ее членам утешение, ибо верующие сострадают друг другу (2 Кор 1:6) и молятся друг за друга (2 Кор 1:11). Заслугой верующего перед Христом будет его готовность прийти на помощь своему ближнему. В основе такой связи Павла с коринфянами лежит верность апостола однажды данному слову. Доверие к Богу основано на том, что во Христе Он исполнил все Свои обетования. Вторым признаком общения является уважение к братьям. Так, Павел из уважения к церк. общине откладывает свое посещение Коринфа. Третий признак - недопустимость осуждения: упавшему брату надо помочь подняться, постараться вернуть его на истинный путь. Четвертый - любовь и забота, к-рой был исполнен Павел, находясь в Троаде. Служение утешения заповедано всем верующим, но не все пригодны для такого служения; эту тему Павел раскрывает на основании собств. опыта. Поскольку в церкви объединены верующие, обращенные из иудеев и из язычников, то вначале Павел противопоставляет служение НЗ служению ВЗ. Оба служения озарены славой, но в ВЗ эта слава преходяща (2 Кор 3:7.13), а в НЗ - вечна, ибо служитель НЗ полностью и навсегда преображается в образ Господа (2 Кор 1:18). Если сила слова захватывает служителя и позволяет ему испытать на себе Божью милость (2 Кор 4:1), то сила служения многообразно отражается в нем самом, очищая и преобразуя его жизнь, его сущность, его отношение к Слову Божьему и к людям (2 Кор 2). Встреча с Христом преображает служителя, позволяя ему нести свет миру (2 Кор 4:6). Служитель проходит особую школу страдания, к-рое должно преодолеваться верой. Это испытал на себе Павел. Сила страдания становится благословляющей силой (2 Кор 4:10), к-рая действует в людях, уверенных в том, что им приготовлено жилище на небесах, и радующихся этому. Такие люди подчиняют свою жизнь одной цели - стремлению в небесную обитель. Уверенность в своем спасении не должна приводить к заносчивости; испытывая страх Господень, верующий помнит о грядущем Суде и воздаянии (2 Кор 5:10). Определяющим условием при вынесении приговора будет не то, как относились к нам люди, а то, как мы относились к ним. Поэтому Павел делает все, что в его силах, для церкви в Коринфе, за к-рую он должен будет держать ответ перед Богом. Так, люди, к-рым Христос дает слово примирения, преображаются, заботясь уже не о себе, а только о славе Божьей и о спасении людей. Полномочия Павла, к-рые не меньше, чем полномочия других апостолов, не что иное, как жизнь ради ближних, как отказ от прилежащих ему прав. Эти полномочия дают ему право наставлять и увещевать. Законность прав Павла подтверждается теми страданиями, к-рые ему пришлось претерпеть ради благовествования, а также тем, что Бог даровал ему в откровениях, как на это сдержанно намекает сам Павел.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).