Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Богослужение

СУЩНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Смысл и назначение любого Б. заключаются в общении Бога со Своим народом, Господа со Своей Церковью, обновляющейся и укрепляющейся в Б., дабы Божья воля вершилась на земле через посредство людей (Mt 6:9.10), "к похвале славы Его" (Ep 1:12). Поэтому ап. Павел говорит о "разумном (бого)служении" (логикен латрейан, Rm 12:1) христиан, приносящих в живую и святую жертву Богу свои тела, т.е. себя полностью. В Б. выражается благодарность людей Богу за уже дарованные блага и просьба о совершении новых благих деяний. Именно в этом заключается смысл Б. Но сознание христианина не может мириться с тем, что Б. иногда сводится исключит. к внешним формам. "Послушание лучше жертвы" (1S 15:22), т.к. Господь не дал Своему народу никаких конкретных предписаний относит. того, как совершать жертвоприношения, но заповедал: "Слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом" (Jr 7:22.23). В сущности, Б. необходимо в первую очередь человеку, а не Богу, т.к. Он, дающий всему жизнь и дыхание, ни в чем не нуждается и "не требует служения рук человеческих" (Ac 17:25).

БОГОСЛУЖЕНИЕ В ПЕРИОД ДО ПРИЗВАНИЯ МОИСЕЯ

В повествовании о временах патриархов упоминаются жертва "от первородных стада" (Gn 4:4), благодарств. жертва (Gn 8:20) и возлияние (Gn 35:14). Говорится также о призывании имени Господа (Gn 4:26; Gn 12:8) и о приношении десятины (Gn 14:20; Gn 28:22). Если богослужебные деяния Каина находились в полном противоречии с его душевными помыслами (Gn 4:3.5-7), то у Авраама они находились в полной гармонии (Gn 22:1-18).

БОГОСЛУЖЕНИЕ ИЗРАИЛЬТЯН ПОСЛЕ ДАРОВАНИЯ ЗАКОНА

1) порядок ветхозаветных Б. был заповедан Самим Богом на горе Синай. Ежедневные жертвоприношения (Nb 28:3-8) дополнялись особыми Б., совершавшимися в -> субботу, в день новолуния, в великие ежегодные праздники (Nb 28:16 - Nb 29:39), в -> субботний (Lv 25:1-7) и -> юбилейный годы. Этот порядок стал основой всей жизни израильтян. Центром Б. было святилище, -> скиния или -> храм с находящимся в нем -> ковчегом завета. Здесь совершали службу -> священники и -> левиты; в Б. (прежде всего во время праздников) участвовала вся израил. община (-> Церковь, собрание, община, I,2) (Dt 16:16; ср. 1S 1:3-5; Lc 2:41.42);
2) началом ветхозаветного Б. стало обнародование Моисеем Закона (Ex 24:7.8; Ex 25:1.2 и др.), однако чтение Закона не стало постоянной частью Б. В конце своей жизни Моисей повторно возвестил народу Закон (Dt 1:3). После него это делали Иисус Навин (Jos 24:25), священники, левиты, князья и пророки во времена Иосафата (2Ch 17:7-9) и Иосии (2R 23:2), а также Ездра (Ne 8:1-8), однако происходило это лишь в решающие моменты истории Израиля и, согл. завещанию Моисея, в субботний год во время праздника Кущей (Втор 31:9 и след.). Регулярного обращения к Закону в ветхозаветном Б. не было, но заменой ему служили публичные проповеди пророков (Jr 2:1.2; Jr 7:1.2) и чтение пророч. речей в храме (Jr 36:1-10);
3) в центре Б. находилась -> ЖЕРТВА. Жертвы курения (Ex 30:7.8), всесожжения, бескровные жертвы и возлияния, благодарственные жертвы и жертвы за грех предписывалось приносить ежедневно, а также во время праздников (Nb 28:1; Nb 29:1). За жертвоприношением, сопровождавшимся в праздничные дни звуками труб, следовало благословение (Лев 9:22 и след.; Nb 6:22-27). Жертвы приносились царями (1R 3:4), народом (2Ch 15:11) или отдельными людьми (Лев 1-5). За исключ. жертвы всесожжения (Dt 12:27) и жертвы за грех (Lv 4:11.12), обряд жертвоприношения обязательно включал в себя СВЯЩЕННУЮ ТРАПЕЗУ, в к-рой участвовали принесшие жертву (1S 9:13.19.22-24). Она символизировала единение сотрапезников с Богом, что особенно ярко проявлялось в пасхальной трапезе (Ex 12:3-13). Израильтяне должны были с радостью съедать перед Господом Богом свои благодарств. жертвы и жертвы, принесенные по обету в виде добровольных приношений (Lv 7:15-18; Dt 12:5-7.11.12.27), десятин (Dt 14:22-27) и первородных мужского пола от крупного и мелкого скота (Dt 15:19.20);
4) радость Б. находила свое выражение в -> ТАНЦЕ (Ps 86:7 - в Синод. пер. - "играющие"; Ps 149:3 - в Синод. пер. - "с ликами"; Ps 150:3 - в Синод. пер. - "с ликами") и в ПЕСНОПЕНИЯХ левитов, сопровождавшихся игрой на духовых, ударных и струнных инструментах (1Ch 16:42; 2Ch 5:12.13; Ps 80:3.4). Традиц. хвалебным и благодарств. был псалом Давида "Славьте Господа" (1Ch 16:7-36; 2Ch 20:21; ср. Ne 11:17). В книге Псалтирь довольно часто встречаются указания к исполнению псалмов в храме (см. Ps 4:1; Ps 9:1; Ps 21:1; Ps 38:1; Ps 52:1; ср. также, напр., Ha 3:19). Левитские певцы и музыканты могли "провещавать" (1Ch 25:1; ср. 2Ch 20:14), т.е. сочинять, псалмы (Ps 45:1; Ps 49:1; Ps 87:1 и др.), а также исполнять их в храме;
5) за искл. славословия левитов, -> МОЛИТВА произносилась только в особых случаях, как, напр., молитва Соломона при освящении храма (1R 8:22-53) или молитвы Иосафата (2Ch 20:5-12) и Езекии (2Ch 30:18-20). -> ПОСТ также был предписан только в день искупления (Lv 23:27), позднее, в вавил. плену, отмечались дни памяти разрушения Иерусалима (Za 7:3-5; Za 8:19);
6) величие храма и Б. (Ps 25:6-8; Ps 26:4; Ps 64:5; Ps 83:2-5.11), радость по поводу "восхождения" народа перед своим Богом (Ps 121:1-4) неоднократно воспеваются в псалмах. "Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его" (Ps 95:6; ср. 1Ch 16:27). Этим объясняется тоска и томление людей, оказавшихся вдали от святилища (Пс 41:5 и след.; Пс 42:4 и след.; Пс 62:2 и след.), и печаль псалмопевца по поводу разрушения храма (Ps 73:3-7).

СИНАГОГАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

В позднем иудаизме появилась новая форма Б. - синагогальное (-> Синагога), восходящее, предположит., ко времени вавил. плена. В то время как служение в храме обретало все большее великолепие и полноту (ср. Si 50:1-23), в синагоге особое значение придавалось тому, чего евреям так не хватало: чтению и толкованию Свящ. Писания (ср. Lc 4:15-27) и общей молитве, участвовать в к-рой мог любой израильтянин; только право благословлять оставалось исключит. за священниками и левитами. После разрушения храма в 70 г. по Р.Х. центром иуд. богослужения стала синагога.

НОВОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

1) будучи евреем, ИИСУС участвовал в Б. Своего народа как в храме (Лк 2:41 и след.), так и в синагоге (Mc 1:21.22; Jn 18:20), а также поучал народ вне молитв. зданий (Mc 7:14-16). Но лишь Своих учеников Он поучал откровенно, не прибегая к иносказаниям (Mt 16:21; Mt 17:22.23; Mt 20:17-19; Mc 4:34; Mc 7:17-23; Jn 13:31 - Jn 16:33). Он резко выступал против показной молитвы (Mt 6:5), советуя лицемерам уединяться при обращении к Богу; Сам же Он мог молиться в присутствии Своих учеников, тем самым научая их истинной молитве (Mt 11:25.26; Jn 17). Иисус принял -> крещение (Mt 3:13-17) и заповедал креститься Своей Церкви (Mt 28:18-20); Он совершил со Своими учениками Тайную Вечерю и предписал Церкви повторять ее (1Co 11:23-26). Во всем этом видна Его связь с древними традициями ветхозаветной Церкви, к-рые, тем не менее, наполняются новым содержанием и трансформируются изнутри;
2) соответствующее переходное состояние характерно и для ОБЩИНЫ ПЕРВЫХ ХРИСТИАН в Иерусалиме. Уча и благовествуя, верующие каждый день посещали храм (Ac 2:46; Ac 3:1; Ac 5:42), "пребывали в притворе Соломона", и никто из посторонних не решался присоединиться к ним. Жертвоприношения они совершали только в исключит. случаях (Ac 21:26; Ac 24:17.18). И в повседневной жизни они тесно общались друг с другом (Ac 2:44; Деян 6:1 и след.), совершали в домах -> Вечерю Господнюю, вероятно, по окончании основной трапезы (Ac 2:42.46) и вместе молились (Ac 4:31; Ac 12:12). Крещение могло совершаться как при стечении народа (Ac 2:41), так и в присутствии всего нескольких христиан (Ac 10:45.48). Крестить мог один благовестник или апостол (Ac 8:36-38; Ac 16:33). Наряду с ежедневными собраниями (см. Ac 17:11; Ac 19:9) первый день недели, день воскресения Иисуса (Mc 16:9), позднее стал упоминаться как день, отведенный для совершения Вечери Господней, проповеди (Ac 20:7.11) и сбора пожертвований (1Co 16:2);
3) СУЩНОСТЬ НОВОЗАВЕТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ заключена в словах Иисуса о том, что Отец ищет Себе таких "поклонников", к-рые будут поклоняться Ему в -> Духе и -> истине (Jn 4:23.24). Б. в Церкви руководит Сам Господь посредством Своего Духа, "а где Дух Господень, там свобода" (2Co 3:17). Но свобода исключает поверхностное или формальное служение; она также ни в коем случае не означает господства бесконтрольного чувства или экстатического хаоса (1Co 14:33). Б. должно проходить благочинно, т.к. "духи пророческие (-> Пророк) послушны пророкам". Ап. Павел указывает на необходимость строгой последовательности в исполнении псалмов, в поучении, в "говорении языками", в истолковании сказанного, а также в -> пророчествах. Если же во время ч.-л. пророчества Господь дарует другому человеку новое откровение, то первый должен умолкнуть и дать возможность говорить другому. Павел разделяет молитвы, к-рые могут быть соединены с -> постом и -> возложением рук (Ac 13:2.3), на "молитвы умом" (т.е. сказанные понятными словами) и на "молитвы духом" (глоссолалии; 1 Кор 14:14 и след.). Подобное же различие он проводит между псалмами (псалмой) и славословиями (гюмной; отрывки из них сохранились, напр., в Ep 5:14; 1Tm 3:16), с одной стороны, и "духовными песнопениями" (одай пнеуматикай; Ep 5:19; Col 3:16) - с другой; под последними, вероятно, подразумеваются песнопения на "иных языках". -> Учение и наставление, составляющие главную часть Б., должны быть основаны на Свящ. Писании (Ac 17:2; Ac 18:28; Rm 15:4; 2Tm 3:16) и на словах Иисуса Христа (1Tm 6:3); к чтению Писания (1Tm 4:13) добавляется чтение посланий церквей (Ac 15:30.31) и апостольских посланий (Col 4:16; 1Th 5:27). Не позволяя женщине публично поучать общину (1Tm 2:12; но ср. Tt 2:3-5), ап. Павел, очевидно, не отказывает ей в праве совершать молитву и пророчествовать (1Co 11:5). Повеление женщине молчать (1Co 14:34.35), видимо, подразумевает запрет вмешиваться в чужой разговор или перебивать проповедника вопросами во время Б.

БОГОСЛУЖЕНИЕ НА НЕБЕСАХ

Б. на земле - это отображение Б. на небесах (-> Небо, небеса). Ветхозаветное жертвоприношение служило "образу и тени небесного" (He 8:5). Христос "со Своею Кровию однажды вошел во святилище [в самое небо] и приобрел вечное искупление" (He 9:11.12.24). Ангелы - "суть служебные духи" (лейтургика пнеумата; He 1:14); серафимы славят Бога (Is 6:2-4); хвала и благодарение воспеваются Богу на небесах (Ap 4:8-11; Ap 5:8-14; Ap 7:9-12; Ap 11:15-19; Ap 14:1-3; Ap 15:2-4).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).