Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Послания Петра
Главная тема Первого и Второго П.П. - надежда на спасительную благодать Господа и на приход нового Божьего мира. Однако в Первом послании речь идет о живой надежде, к-рая есть у верующих и к-рая основывается на факте их нового рождения, а во Втором - о лжеучениях, к-рые ставят эту надежду или ее скорое осуществление под сомнение.
I. ВВОДНЫЕ ВОПРОСЫ
1) в обоих посланиях автором назван ап. Симон Петр (Pe1 1:1; Pe1 5:1; Pe2 1:1). Подтверждаемое древнецерк. традицией (Поликарп, Папий, Тертуллиан, Климент Александрийский) авторство Петра в отношении Первого послания стало подвергаться сомнению только в новейшее время, а в отношении Второго послания такие сомнения высказывались и ранее. Первое надежное свидет-во по поводу Второго послания мы находим у Оригена (III в.). Первое послание адресовано членам церквей в Малой Азии (Pe1 1:1), к-рые, будучи частью нового народа Божьего (Pe1 2:9), живут там в рассеянии как пришельцы и странники (Pe1 2:11), в то время как их наследство находится на небесах (Pe1 1:4). Т.о., в числе получателей послания были, вероятно, и христиане из язычников, жившие в языч. окружении, поскольку Петр не ограничивался работой среди одних только евреев. Послание обращено ко всем церквам Малой Азии. Второе послание, очевидно, также было предназначено многим церквам, круг к-рых, однако, точно определить невозможно;
2) а) авторство Петра в отношении Первого послания оспаривалось на том основании, что в нем якобы прослеживается лит. связь с другими новозаветными сочинениями и особенно с посланиями ап. Павла. Но эта связь легко объяснима общностью раннехрист. представлений и языка первых христиан, что является установленным фактом. К этому следует добавить и то, что соавтором послания назван Силуан (-> Сила) (Pe1 5:12); этот человек, упоминаемый также в Co2 1:19; Th1 1:1; Th2 1:1, в течение многих лет был сотрудником Павла. Поэтому нек-рое лит. сходство Первого послания с посланиями Павла не дает права сомневаться в том, что это послание было написано именно Петром; б) в отношении Второго послания есть несколько причин для такого рода сомнений. Это послание имеет очень много общего с Посланием -> Иуды, но тематическая связь (лжеучителя, появление к-рых только предсказывалось во Втором послании, во время написания Послания Иуды уже активно действуют) позволяет считать Второе послание Петра более ранним сочинением. Помимо того, исследователи указывали на разницу в стилях обоих посланий, но в этом могло сыграть свою роль соавторство Силуана. Одобрит. слова в отношении посланий ап. Павла (Pe2 3:15) вряд ли могут считаться весомым аргументом, ставящим под сомнение авторство Петра; в) местом написания П.пП. на основании Pe1 5:13 может быть признан Рим, к-рый уже во времена первых христиан называли Вавилоном за его враждебность к Богу и греховность его жителей (см. Oткр и -> Вавилон, II). О месте написания В.пП. ничего не известно. Поскольку в обоих посланиях нет никаких указаний на страдания христиан во время гонений, устроенных Нероном в 64 г., то они, вероятно, были написаны ранее этой даты. Сказать ч.-л. более определенное о времени написания обоих посланий не представляется возможным. Однако сам характер Второго послания, к-рое по форме напоминает завещание, позволяет предположить, что оно было написано под влиянием надвигавшейся на апостола смерт. угрозы.
II. КОМПОЗИЦИЯ
А. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ
I. Избрание в ряды народа Божьего (Pe1 1:3 - Pe1 2:10):
1. Путь избранных сквозь время (Pe1 1:3-12):
а) возрождение для живого упования (Pe1 1:3-5);
б) испытание надежды (Pe1 1:6-9);
в) откровение и его границы (Pe1 1:10-12).
2. Новое состояние уповающих (Pe1 1:13-25):
а) дети Божьи (Pe1 1:13-17);
б) искупленные Иисусом Христом (Pe1 1:18-21);
в) возрожденные словом (Pe1 1:22-25).
3. Народ святой (Pe1 2:1-10).
II. Доказательства принадлежности к святому народу (Pe1 2:11 - Pe1 4:19):
1. Доказательства в жизни (Pe1 2:11 - Pe1 3:17):
а) народ Божий среди других народов (Pe1 2:11-17);
б) доказательство новым состоянием, к-рое Бог дарует верующим (Pe1 2:18-25);
в) доказательства в браке (Pe1 3:1-7);
г) доказательства в обращении с людьми (Pe1 3:8-17).
2. Доказательства в страдании (Pe1 3:18 - Pe1 4:19):
а) пример Христа (Pe1 3:18-22);
б) страдание для освящения (Pe1 4:1-6);
в) грядущий суд (Pe1 4:7-11);
г) блаженство в гонениях (Pe1 4:12-19).
III. Заключительное слово (Pe1 5:1-14):
1. Увещевание старших и младших (Pe1 5:1-11).
2. Приветствия (Pe1 5:12-14).
Б. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ
I. Подготовка избранных (Pe2 1:3-21):
1. Воздействие силы Божьей (Pe2 1:3-11).
2. Роль апостолов (Pe2 1:12-15).
3. Внимание к пророческому слову (Pe2 1:17-21).
II. Угрозы:
1. Угроза, исходящая от лжеучителей (Pe2 2:1 - Pe2 2:22).
а) появление лжеучителей и их дела (Pe2 2:1-3);
б) предостерегающий суд Божий (Pe2 2:4-6);
в) избавление от искушения (Pe2 2:7-11).
2. Изображение лжепророков (Pe2 2:12-22):
а) их безнравственность (Pe2 2:12-14);
б) свобода как прикрытие зла (Pe2 2:15-19);
в) возвращение к скверне после очищения (Pe2 2:20-22).
III. О Божьем суде (Pe2 3:1-18):
1. Люди, отрицающие грядущий (Pe2 3:1-5).
2. Вопрос о сроках (Pe2 3:6-9).
3. Изображение Суда над миром (Pe2 3:10).
4. Ожидание нового мира (Pe2 3:11-13).
5. Готовность избранных (Pe2 3:14-18).
III. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Оба послания носят ярко выраж. церк. характер; их темы - жизнь в надежде на приход нового Божьего мира и отражение различных угроз, возникающих перед Церковью. Пережив возрождение для новой жизни (Pe1 1:3), верующие оказались чужими в мире. Отныне их жизнь определяется грядущим новым Божьим миром и надеждой на его приход. Надежда (упование) - это то новое, что изменяет жизнь человека и предъявляет ему свои требования:
1) надежда (упование) дана верующим в возрождение, к-рое стало возможным в результате воскресения Иисуса (Pe1 1:3). Поэтому их жизнь устремлена к небу, туда, где находится их наследство (Pe1 1:4). Это выраженное в надежде устремление должно затрагивать всю жизнь человека. Благодаря Иисусу и Его жертве (Pe1 1:18.19) верующие стали новым царств. священством (Pe1 2:9). Теперь им надлежит свидет-вовать перед язычниками о своем преображении (Pe1 2:12), оставаясь, тем не менее, послушными человеч. начальству как в политич. (Pe1 2:13), так и в социальной сферах (Pe1 2:18). Жизнь, обновленная Христом, должна оказывать свое влияние и на эти области межчеловеч. отношений. Естественно, что перемены, происходящие в возрожденном человеке, должны затронуть и брачные узы (Pe1 3:1), и церк. жизнь (Pe1 5:1). Жизнь в надежде - это жизнь на чужбине. Даруемая возрождением надежда превращает земную родину в чужбину. Жизнь в надежде сопровождается страданиями (Pe1 3:14), поскольку это жизнь в общении с Иисусом и в следовании за Ним (Pe1 2:21; Pe1 3:18). Но тому, кто надеется, и страдание приносит блаженство (Pe1 4:1.13);
2) Второе послание продолжает эту тему. В возрожденных к упованию и возрастающих духом уже проявляется Божья сила (Pe2 1:3). Опасность исходит только от тех, кто оставил надежду, кто противится Божьей силе и не желает слышать наставляющее слово. Вместо того чтобы продвигаться к цели, такие люди впадают в заблуждение (Pe2 2:15) и безудержно предаются греху (Pe2 2:13.22). Распространению лжеучения особенно способствует то, что эти осквернители, бесспорно, пережившие встречу с Богом и обращение (Pe2 2:20) и познавшие путь правды (Pe2 2:21), выступают как пророки и учителя. На деле же они стремятся искушать других (Pe2 2:1-3), являясь "безводными источниками", "облаками ... гонимыми бурей" (Pe2 2:17). Тот, кто надеется напиться у них живой воды, пребывает в постоянной жажде. "Гонимые бурей", они потеряли верное направление и спасит. цель. Зароком против скверны этих лжеучителей, против отпадения от веры и залогом возобновления привязанности к миру является ясное осознание гибельности этого мира и устремленность к миру новому (Pe2 3:11-14). Так, взаимно дополняя друг друга, оба послания Петра учат возрожденного человека во всем уповать на Господа.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).