Послания Петра
Главная тема Первого и Второго П.П. - надежда на спасительную благодать Господа и на приход нового Божьего мира. Однако в Первом послании речь идет о живой надежде, к-рая есть у верующих и к-рая основывается на факте их нового рождения, а во Втором - о лжеучениях, к-рые ставят эту надежду или ее скорое осуществление под сомнение.
I. ВВОДНЫЕ ВОПРОСЫ
1) в обоих посланиях автором назван ап. Симон Петр (Pe1 1:1; Pe1 5:1; Pe2 1:1). Подтверждаемое древнецерк. традицией (Поликарп, Папий, Тертуллиан, Климент Александрийский) авторство Петра в отношении Первого послания стало подвергаться сомнению только в новейшее время, а в отношении Второго послания такие сомнения высказывались и ранее. Первое надежное свидет-во по поводу Второго послания мы находим у Оригена (III в.). Первое послание адресовано членам церквей в Малой Азии (Pe1 1:1), к-рые, будучи частью нового народа Божьего (Pe1 2:9), живут там в рассеянии как пришельцы и странники (Pe1 2:11), в то время как их наследство находится на небесах (Pe1 1:4). Т.о., в числе получателей послания были, вероятно, и христиане из язычников, жившие в языч. окружении, поскольку Петр не ограничивался работой среди одних только евреев. Послание обращено ко всем церквам Малой Азии. Второе послание, очевидно, также было предназначено многим церквам, круг к-рых, однако, точно определить невозможно;
2) а) авторство Петра в отношении Первого послания оспаривалось на том основании, что в нем якобы прослеживается лит. связь с другими новозаветными сочинениями и особенно с посланиями ап. Павла. Но эта связь легко объяснима общностью раннехрист. представлений и языка первых христиан, что является установленным фактом. К этому следует добавить и то, что соавтором послания назван Силуан (-> Сила) (Pe1 5:12); этот человек, упоминаемый также в Co2 1:19; Th1 1:1; Th2 1:1, в течение многих лет был сотрудником Павла. Поэтому нек-рое лит. сходство Первого послания с посланиями Павла не дает права сомневаться в том, что это послание было написано именно Петром; б) в отношении Второго послания есть несколько причин для такого рода сомнений. Это послание имеет очень много общего с Посланием -> Иуды, но тематическая связь (лжеучителя, появление к-рых только предсказывалось во Втором послании, во время написания Послания Иуды уже активно действуют) позволяет считать Второе послание Петра более ранним сочинением. Помимо того, исследователи указывали на разницу в стилях обоих посланий, но в этом могло сыграть свою роль соавторство Силуана. Одобрит. слова в отношении посланий ап. Павла (Pe2 3:15) вряд ли могут считаться весомым аргументом, ставящим под сомнение авторство Петра; в) местом написания П.пП. на основании Pe1 5:13 может быть признан Рим, к-рый уже во времена первых христиан называли Вавилоном за его враждебность к Богу и греховность его жителей (см. Oткр и -> Вавилон, II). О месте написания В.пП. ничего не известно. Поскольку в обоих посланиях нет никаких указаний на страдания христиан во время гонений, устроенных Нероном в 64 г., то они, вероятно, были написаны ранее этой даты. Сказать ч.-л. более определенное о времени написания обоих посланий не представляется возможным. Однако сам характер Второго послания, к-рое по форме напоминает завещание, позволяет предположить, что оно было написано под влиянием надвигавшейся на апостола смерт. угрозы.
II. КОМПОЗИЦИЯ
А. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ
I. Избрание в ряды народа Божьего (Pe1 1:3 - Pe1 2:10):
1. Путь избранных сквозь время (Pe1 1:3-12):
а) возрождение для живого упования (Pe1 1:3-5);
б) испытание надежды (Pe1 1:6-9);
в) откровение и его границы (Pe1 1:10-12).
2. Новое состояние уповающих (Pe1 1:13-25):
а) дети Божьи (Pe1 1:13-17);
б) искупленные Иисусом Христом (Pe1 1:18-21);
в) возрожденные словом (Pe1 1:22-25).
3. Народ святой (Pe1 2:1-10).
II. Доказательства принадлежности к святому народу (Pe1 2:11 - Pe1 4:19):
1. Доказательства в жизни (Pe1 2:11 - Pe1 3:17):
а) народ Божий среди других народов (Pe1 2:11-17);
б) доказательство новым состоянием, к-рое Бог дарует верующим (Pe1 2:18-25);
в) доказательства в браке (Pe1 3:1-7);
г) доказательства в обращении с людьми (Pe1 3:8-17).
2. Доказательства в страдании (Pe1 3:18 - Pe1 4:19):
а) пример Христа (Pe1 3:18-22);
б) страдание для освящения (Pe1 4:1-6);
в) грядущий суд (Pe1 4:7-11);
г) блаженство в гонениях (Pe1 4:12-19).
III. Заключительное слово (Pe1 5:1-14):
1. Увещевание старших и младших (Pe1 5:1-11).
2. Приветствия (Pe1 5:12-14).
Б. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ
I. Подготовка избранных (Pe2 1:3-21):
1. Воздействие силы Божьей (Pe2 1:3-11).
2. Роль апостолов (Pe2 1:12-15).
3. Внимание к пророческому слову (Pe2 1:17-21).
II. Угрозы:
1. Угроза, исходящая от лжеучителей (Pe2 2:1 - Pe2 2:22).
а) появление лжеучителей и их дела (Pe2 2:1-3);
б) предостерегающий суд Божий (Pe2 2:4-6);
в) избавление от искушения (Pe2 2:7-11).
2. Изображение лжепророков (Pe2 2:12-22):
а) их безнравственность (Pe2 2:12-14);
б) свобода как прикрытие зла (Pe2 2:15-19);
в) возвращение к скверне после очищения (Pe2 2:20-22).
III. О Божьем суде (Pe2 3:1-18):
1. Люди, отрицающие грядущий (Pe2 3:1-5).
2. Вопрос о сроках (Pe2 3:6-9).
3. Изображение Суда над миром (Pe2 3:10).
4. Ожидание нового мира (Pe2 3:11-13).
5. Готовность избранных (Pe2 3:14-18).
III. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Оба послания носят ярко выраж. церк. характер; их темы - жизнь в надежде на приход нового Божьего мира и отражение различных угроз, возникающих перед Церковью. Пережив возрождение для новой жизни (Pe1 1:3), верующие оказались чужими в мире. Отныне их жизнь определяется грядущим новым Божьим миром и надеждой на его приход. Надежда (упование) - это то новое, что изменяет жизнь человека и предъявляет ему свои требования:
1) надежда (упование) дана верующим в возрождение, к-рое стало возможным в результате воскресения Иисуса (Pe1 1:3). Поэтому их жизнь устремлена к небу, туда, где находится их наследство (Pe1 1:4). Это выраженное в надежде устремление должно затрагивать всю жизнь человека. Благодаря Иисусу и Его жертве (Pe1 1:18.19) верующие стали новым царств. священством (Pe1 2:9). Теперь им надлежит свидет-вовать перед язычниками о своем преображении (Pe1 2:12), оставаясь, тем не менее, послушными человеч. начальству как в политич. (Pe1 2:13), так и в социальной сферах (Pe1 2:18). Жизнь, обновленная Христом, должна оказывать свое влияние и на эти области межчеловеч. отношений. Естественно, что перемены, происходящие в возрожденном человеке, должны затронуть и брачные узы (Pe1 3:1), и церк. жизнь (Pe1 5:1). Жизнь в надежде - это жизнь на чужбине. Даруемая возрождением надежда превращает земную родину в чужбину. Жизнь в надежде сопровождается страданиями (Pe1 3:14), поскольку это жизнь в общении с Иисусом и в следовании за Ним (Pe1 2:21; Pe1 3:18). Но тому, кто надеется, и страдание приносит блаженство (Pe1 4:1.13);
2) Второе послание продолжает эту тему. В возрожденных к упованию и возрастающих духом уже проявляется Божья сила (Pe2 1:3). Опасность исходит только от тех, кто оставил надежду, кто противится Божьей силе и не желает слышать наставляющее слово. Вместо того чтобы продвигаться к цели, такие люди впадают в заблуждение (Pe2 2:15) и безудержно предаются греху (Pe2 2:13.22). Распространению лжеучения особенно способствует то, что эти осквернители, бесспорно, пережившие встречу с Богом и обращение (Pe2 2:20) и познавшие путь правды (Pe2 2:21), выступают как пророки и учителя. На деле же они стремятся искушать других (Pe2 2:1-3), являясь "безводными источниками", "облаками ... гонимыми бурей" (Pe2 2:17). Тот, кто надеется напиться у них живой воды, пребывает в постоянной жажде. "Гонимые бурей", они потеряли верное направление и спасит. цель. Зароком против скверны этих лжеучителей, против отпадения от веры и залогом возобновления привязанности к миру является ясное осознание гибельности этого мира и устремленность к миру новому (Pe2 3:11-14). Так, взаимно дополняя друг друга, оба послания Петра учат возрожденного человека во всем уповать на Господа.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||