Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Познание, познавать
В др.-евр. мышлении (и в сформировавшемся под его влиянием мышлении новозаветном) понятие "познание" [евр. яда] определяется прежде всего отношением человека к Богу.
I. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СОЗДАННОГО БОГОМ МИРА
1) Бог даровал людям естественную способность П. "Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца" (Eccl 3:11). Способность П. земные явления еще не дает человеку истинного и полного совершенства. В Eccl 1:13 сказано: "...и предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростию все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем", а в Eccl 1:18 говорится: "...потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь". Истинным предметом П. являются дела Божьи и Его воля (Col 1:9), а также тайны Его Царства (Mt 13:11);
2) естеств. способности человека несовершенны (1Cor 13:9). Даже видимый сотвор. Богом мир человек до конца познать не может (Job 38), но в еще большей степени это относится к П. Бога. То, что человеку дано познать о Нем, лишь "части путей Его", лишь то немногое, что мы слышим о Нем, "а не гром могущества Его" (Job 26:14). Но хотя человек и знает об ограниченности своего познания, он часто проявляет высокомерие, поклоняясь своему знанию и опыту. "Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него" (1Cor 8:1);
3) опасность П., понимаемого как самоцель, становится очевидной в учении гностицизма [греч. гносис, знание], с к-рым пришлось бороться ранней Церкви (ср. -> Антихрист, I). В конечном итоге гностики прославились тем, что познали "глубины сатанинские" (Apoc 2:24). Говоря об их заблуждении, ап. Павел подчеркивает, что совершенное П. возможно лишь там, где по отношению к злу человек остается невинным, т.е. уподобляется младенцу (1Cor 14:20);
4) глагол "П." употребляется в Библии также, когда речь идет о половых отношениях в браке (Gen 4:1; 1 Sam 1:19; 1Rois 1:4).
II. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ БОГА
1) П. Бога людьми, о чем говорится в Библии, основано на отношениях, существующих между Создателем и созданием, к-рому Бог открыл Себя. "Бог не был бы Создателем, если бы возможность познавать Его исходила бы не от Него Самого" (О.Вебер). Только поэтому человек может познавать Бога, иначе были бы невозможны представления о том, что природа и история являются продуктом Божьего творчества;
2) в Эдемском саду Бог открыл Себя первым людям и лично общался с ними. В результате грехопадения эти отношения изменились, грех отделил человека от Бога. "Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас" (Is 59:2). Однако если бы после грехопадения Бог лишил человека Своих откровений, то вскоре всякое богопознание прекратилось. Поэтому Бог поддерживал связь с человеч. родом, хотя люди и не искали этой связи. Так, мирской человек, полагающий, что освободился от Бога, все же оказывается охваченным Божьим откровением. "Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Mt 5:45), и Сын Человеческий "держит все словом силы Своей" (Hébr 1:3). Так происходит и поныне;
3) Библии известно ЕСТЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ БОГА, источниками к-рого служат: сам факт сотворения мира, история человечества и человеч. совесть: а) из факта сотворения мира человек мог и должен был познать "вечную силу Его и Божество" (Rom 1:19). Человек несет ответственность за то, что он не осознал это Божье откровение; б) в процессе истории Бог вступал в разного рода отношения с языч. царями и народами, особенно тогда, когда они соприкасались с народом Израиля (напр., с фараоном, Навуходоносором, Киром, Пилатом, Феликсом, Фестом); в) внешнее свидет-во (факт сотворения мира и история), дополняется внутр. свидет-вом - человеч. -> совестью. Это свидет-во не следует как переоценивать, так и недооценивать. Совесть приказывает человеку делать добро и не совершать зла (см. Rom 2:14). Естественное П. Бога может быть неясным и неосознанным (Act 17:23), оно касается лишь богооставленности человека (Rom 1:20), а не пути к спасению, лишь Закона (Rom 2:15), а не Евангелия, ибо путь к спасению и Благая Весть могут быть познаны только через Божье откровение;
4) ПОЗНАНИЕ БОГА ЧЕРЕЗ ОТКРОВЕНИЕ: а) Бог избрал народ, чтобы дать ему особое откровение о Себе. Эти откровения Божьи народу Израиля изложены в ВЗ: "ведом в Иудее Бог" (Ps 75:2). В библ. П. Бога мы сталкиваемся с принципиальной двойственностью, отличающей Его от божеств в представлении язычников: Бог, с одной стороны, познается как некая Личность, с Которой можно общаться лично, и с другой, - как Господь, т.е. творец истории Своего народа; б) НЗ говорит нам об окончат. и завершающем Божьем откровении, выраженном в личности Иисуса Христа (Jn 1:14; Hébr 1:1), через Которого люди отныне могут прийти к П. Бога, основанному на прощении грехов (Jér 31:34). Иисус говорил: "Видевший Меня видел Отца" (Jn 14:9). Все, что люди видели в Иисусе и слышали о Нем, вело к П. Бога;
5) ПОЗНАНИЕ ХРИСТА - это П. Его сущности (истинный Бог и истинный Человек) и Его дел, т.е. познание Его славы (2Cor 4:6). П. Христа даруется Самим Богом (Mt 16:17), оно сообщается через Писание (Jn 5:39) и проповедь (2Cor 4:4.6), через воздействие Св. Духа (Eph 1:17). П. Христа (2Pi 3:18), к-рое одноврем. является и общением с Ним (Jn 10:14), ведет к превращению "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Eph 4:13). В Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Col 2:3). П. Бога Отца и Христа (см. Jn 14:7) дарует благодать и мир (2Pi 1:2), а также жизнь вечную (Jn 17:3). Поэтому ап. Павел говорит: "Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего" (Phil 3:8);
6) если П. Бога означает жизнь вечную (Jn 17:3), то оно должно быть ДЕЙСТВЕННЫМ ПОЗНАНИЕМ, т.е. П. не только Его существа, но и Его воли (Jér 22:16; Act 22:14; 1Cor 14:37). Это, с одной стороны, ведет человека к П. самого себя и осознанию своей греховности (Job 42:2-6), для чего, в частности, был предназначен Божий Закон, излагавший Его волю (Rom 3:20; Rom 7:7), а с другой - к деятельному послушанию, из к-рого опять же вырастает новое П. (Col 1:9-11). Напротив, злые дела и грехи, свидет-вуют об отсутствии истинного П. Бога (Tite 1:16; 1Jean 3:6). Никакая ученость книжников не гарантирует им П. Бога, у иных она может даже отнимать "ключ разумения" (Lc 11:52). Как особый Божий дар знание упомянуто и среди даров Духа (-> Дар, дарование) (1Cor 12:8).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).