Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Дар, дарование
I. ПОНЯТИЕ
Важнейший "дар Божий" - это вечная жизнь в Иисусе Христе (Giovanni 4:10; Romani 6:23). Христос "дал дары человекам" (Efesini 4:8). Он не только открыл людям дорогу к Богу и сделал для них возможным общение со справедливым и святым Господом, но и дал им Д. Св. Духа (Giovanni 14:16; Giovanni 16:7; Atti 2:38) и, соотв., Его плоды: покаяние (Atti 5:31), веру (Efesini 2:8), любовь (Romani 5:5), радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание (Galati 5:22.23). Все верующие получают духовные дары от Бога, дающего их по Своей воле для выполнения различных задач в Церкви (Romani 12:6; Corinzi 1 7:7; Corinzi 1 12:4.9; Efesini 4:7-16). Относит. Мф 5:23 и след. Matteo 8:4 -> Жертва.
II. ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Божий Дух нисходит время от времени на определ. людей и наделяет их чудотворной силой, Д. пророчества и Д. -> исцеления больных. Люди, наделенные Д. Духа, руководили народом, проповедовали и распространяли Слово Божие. Но не только пророкам посылались видения и пророч. сны. В Чис 11:24 и след. говорится о том, что Дух почил как на Моисее, так и на семидесяти старейшинах. Сошествие Св. Духа на весь народ Божий, согл. предсказанию пророка, должно было произойти только после заключения нового завета (Gioele 2:28.29; ср. Marco 16:17).
III. ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Принято различать девять Д. Духа, перечисленных в Corinzi 1 12:8-10: мудрость, знание, вера, исцеление, чудотворение, пророчество, различение духов, "разные языки" и "истолкование языков".
А. СУЩНОСТЬ ДАРОВ ДУХА
Д. Духа даются каждому члену Церкви Иисуса (Corinzi 1 12:7.11). Они предназначены для взаимного служения и строит-ва Церкви (Corinzi 1 14:3-5; Pietro 1 4:10). Иногда Д. пробуждают в человеке необыкновенные способности. Д. Св. Духа - это больше чем просто естественная одаренность, но эти понятия нельзя противопоставлять друг другу. Природные дарования - это тоже Божьи Д., и разделять их не только невозможно, но и не нужно. Через Д. Духа в Церкви действует Дух Божий (1Кор 12:4 и след.), чтобы прославлять Иисуса Христа. Это значит, что верующему не нужно волноваться за свою безопасность в этом мире, ему следует полностью довериться Христу (Matteo 28:18). Даже сами Д. и жертвы (Corinzi 1 13:3) мало значат, если в них нет любви. Д. обретают полноту только через любовь (Corinzi 1 12:7): "Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных" (Corinzi 1 14:1.12.31.39; Efesini 4:3; 1Фес 5:19 и след.).
Б. НОСИТЕЛИ ДАРОВ
Божий Дух нисходит на слабых и немощных (Пс 50:12 и след.; ср. Corinzi 2 12:9), чтобы в них явить славу Своего Божеств. величия. Но, в отличие от плодов Духа (Galati 5:22; Efesini 5:9), духовные Д. сами по себе не могут служить мерилом духовной зрелости христианина. Об этом свидет-вуют серьезные наставления, к-рые дал ап. Павел коринфянам (ср. 1 и 2Кор). Св. Дух по Своей воле наделяет каждого человека определ. Д. (Corinzi 1 12:11; ср. Efesini 4:7), и каждому Д. отводится свое место в созидании Церкви (Рим 12:3 и след.; Corinzi 1 12:1; Corinzi 1 14:1). Использовать духовные Д. во время богослужения следует "благопристойно и чинно" (Corinzi 1 14:40), чтобы они были "к назиданию" (Corinzi 1 14:26). Происхождение Д. от Св. Духа не освобождает Церковь от проверки их подлинности, на что неоднократно указывается в Библии (Corinzi 1 14:29; 1Фес 5:20 и след.; Giovanni 1 4:1).
В. ПОЛУЧЕНИЕ ДАРОВ
Св. Дух раздает Д. "каждому человеку особо, как Ему угодно" (Corinzi 1 12:11). Человек не может выбирать их по своей воле, он получает определ. Д., причем не все (Corinzi 1 12:4.30), хотя в Библии говорится, что человеку следует "ревновать о дарах больших" (Corinzi 1 12:31; Corinzi 1 14:1.5.13). Всем христианам необходимо молиться о получении духовных Д. (Corinzi 1 14:1; ср. Luca 11:13; Atti 1:4.14). Получение Д. нередко происходило в момент дарования Св. Духа, очень часто - через возложение рук апостолами (Atti 8:14-19; Atti 19:6; Timoteo 2 1:6), а иногда - через пророчества и возложение рук пресвитерами (Timoteo 1 4:14 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Сами апостолы получили Д. через излияние Св. Духа в ответ на их ожидание и молитву (Atti 1:4.14; Atti 2:1-4). Среди Д. более всего ценились "дар языков" и дар пророчества, поэтому именно они служили свидет-вом излияния Св. Духа (Atti 2:4; Деян 10:45 и след.; Atti 19:6): ученики Иисуса обладали Д. (Matteo 10:1) и были исполнены Св. Духом (Giovanni 20:22) еще до дня Пятидесятницы. Однако неверно утверждать, что человек, не обладающий к.-л. из Д., напр. даром языков, вовсе не имеет Св. Духа. Боговдохновенность проявляется в плодах Духа (Гал 5:22 и след.), в кротости и долготерпении, в сохранении до конца "дерзновения" и надежды (Ebrei 3:6.14; Ebrei 6:11), в любви к страданиям Христа и Его кресту (Filippesi 3:10.18), а также в прощении ближнему невнимания или презрения к себе (Timoteo 2 1:15; Timoteo 2 4:16; 3Ин 1:9 и след.).
Г. ОТДЕЛЬНЫЕ ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА
Существуют различные перечни Д. Духа (см. Romani 12:6-8; Corinzi 1 12:8-10; Corinzi 1 12:28-31; Еф 4:7,11 и след.; 1Петр 4:10 и след.). Т.о., количество и сущность Д. точно не определены. Далее приводится перечень Д. из Corinzi 1 12:8-10)
1) МУДРОСТЬ. Иисус обещал дать Своим ученикам "уста и премудрость, которой не возмогут ни противоречить, ни противостоять все противящиеся" (Luca 21:12-15), чтобы они, когда их будут гнать во имя Его, могли ответить, не обдумывая заранее, на вопросы недругов и отвести их обвинения (Luca 13:17; Luca 14:6; Luca 20:2-8.26.40; Деян 6:9 и след.). Мудрость Св. Духа следует отличать от природного ума и приобретенного знания (1Кор 1:18 и след.);
2) ЗНАНИЕ - это результат действия Св. Духа, к-рое нельзя отождествлять с работой человеч. ума. Ап. Павел владел этим Д. (Corinzi 1 3:10; Corinzi 2 11:6). Однако знание (как, впрочем, и другие дарования) может привести к гордыне (Corinzi 1 8:1). Для Павла знание - не только ученость, но и внутр. проницательность. После своего обращения он три года провел в молчании и общении с Богом (Galati 1:16-19). По своей сути, знание - это не что иное, как увеличивающееся познание Иисуса Христа, благодаря к-рому мы преображаемся в Его образ (Corinzi 2 3:18; Filippesi 3:10; 2Петр 1:2 и след.; Pietro 2 3:18; -> Познание). Д. знания не предполагает обладания всей полнотой знания (Corinzi 1 13:9.12). "Когда же настанет совершенное [знание], тогда то, что отчасти, прекратится" (Corinzi 1 13:10). Но если бы даже человек знал все и обо всем, но не имел любви, он был бы ничем (Corinzi 1 13:2); (-> Познание);
3) ВЕРА. Вера - это Д. Божий (Corinzi 1 12:9). Такая вера может "переставлять горы" (Мф 17:19 и след.; Corinzi 1 13:2), т.е. она обращена к безграничным возможностям Господа Бога. По вере Бог творит чудеса (Luca 17:19; ср. Salmi 17:30), исцеляет больных (Atti 3:16; Giacomo 5:15; ср. 1:6) и даже воскрешает из мертвых (Atti 9:40). В безнадежных ситуациях вера укрепляет надежду (Atti 27:20-25). Через веру в этом мире совершаются Божьи деяния (Matteo 21:22; Мк 11:23 и след.; Ин 5:19 и след.; Ин 14:12 и след.; ср. Matteo 8:13; Matteo 9:2.22.29 и т.д.);
4) ИСЦЕЛЕНИЕ. Наряду с исцелением через молитву, веру и пост (Matteo 17:21; см. п. 3) Св. Дух наделяет отдельных людей Д. исцелять больных. В библ. тексте это слово употреблено во мн.ч.: "дары исцелений". Возм., это свидет-вует о том, что каждое исцеление даруется непосредственно Богом и что никто из людей не может использовать этот Д. "по своему усмотрению". Последнее слово Бог оставляет за Собой; -> Исцеление, лечение;
5) ЧУДОТВОРЕНИЕ [греч. энергемата дюнамеон - букв. "действия сил"] (здесь снова употреблена форма мн.ч.; см. выше). В Atti 4:33 словом "сила" [греч. динамис] оценивается свидет-во апостолов, а в Atti 6:8 о Стефане, совершавшем чудеса и знамения, сказано как об "исполненном силы". В Atti 8:13 "силами" названы чудеса, творимые Филиппом. Чудесами сопровождается распространение веры. В Corinzi 2 12:12 чудеса называются "признаками апостола";
6) ПРОРОЧЕСТВО. О Д. пророч. речей и других проявлениях пророч. дарования: -> Пророчество -> Предсказание;
7) РАЗЛИЧЕНИЕ ДУХОВ необходимо, т.к. сатана также творит чудеса и наделяет Д. (Matteo 24:24); он может даже принимать вид ангела света (Corinzi 2 11:14). Многое зависит и от человека, напр. от того, тщеславен он или нет. Здесь уже речь идет не о сатанинском влиянии, а, скорее, о том, что Павел называет "плотью". Различение духов не дается лишь изучением Писания. В свое время именно "книжники" не признали Иисуса и, не обладая Д. различения духов, хулили Св. Духа, приписывая совершаемые Им действия сатане (Marco 3:22-30). Д. различения духов получит особое значение в последнее время, когда, по словам Иисуса, "восстанут лжехристы и лжепророки" (Matteo 24:24). Критерием различения духов, согл. НЗ, служат исповедание Иисуса Христа как пришедшего во плоти (Giovanni 1 2:22; Giovanni 1 4:1-3) и признание Иисуса Господом (Corinzi 1 12:3). Общине надлежит испытывать пророчества своих членов (Corinzi 1 14:29);
8) РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ -> Говорение языками;
9) ИСТОЛКОВАНИЕ ЯЗЫКОВ. Если проповедь, как в Atti 2:4-6, произносилась на "ином" языке, то ее требовалось "истолковать" (перевести) на разговорный язык соответств. общины (Corinzi 1 14:5.13.27). "Человеческие и ангельские языки" (Corinzi 1 13:1) непонятны ни самому говорящему, ни толкователю сказанного (Corinzi 1 14:7-11.14-17). Д. истолкования языков, как и Д. разных языков, дается непосредственно Св. Духом (Corinzi 1 12:10; Corinzi 1 14:26). Истолкование языков представляет собой отдельный Д. (Corinzi 1 14:26), благодаря к-рому "говорение языками" служит назиданию общины (Corinzi 1 14:5.26).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).