Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Путь
Путь. I. -> Дорога -> Палестина (II; V); II. Слово "П." (как и "дорога", "тропа") часто употребляется в Библии в метафорич. значении: 1) вся ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА может быть названа П. (Iob 31:4; Proverbiorum 20:24), к-рый не может укрыться от Бога (Psalmorum 138:3; Isaiae 40:27). Бог держит в Своей руке все П. (Danielis 5:23) и охраняет П. святых (Proverbiorum 2:8). Богу ведом и скрытый от человека его грядущий жизн. П. (Iob 3:23), поэтому нужно довериться Богу (Psalmorum 36:5). Наконец, смерть может быть названа "путем всей земли (1 Regum 2:2; Iob 16:22), однако подобное словоупотребление ограничивается ВЗ;
2) под ПУТЯМИ, КОТОРЫМИ ИДЕТ САМ БОГ, подразумеваются Божьи замыслы (Isaiae 55:8) или дела (Psalmorum 144:17; Proverbiorum 8:22), особенно Его план спасения человечества (Actus 13:10; Actus 18:25). Все П. Божьи - "милость и истина" (Psalmorum 24:10; Apocalipsys 15:3) и неподсудны людям (Isaiae 40:14), ибо превышают человеч. разумение (Isaiae 55:8; Romanos 11:33);
3) часто слово "П." означает поведение, жизн. устои, "хождение" человека (-> Ходить) (Iudicum 2:17; Ezechielis 23:31; Actus 14:16; Iacobi 1:8).Текст Exodus 18:20 ясно показывает, сколь взаимосвязаны П. и дела. В книгах Царств нередко повторяется выражение о "хождении путем отца своего и во грехах его"(1 Regum 15:26.34; 1 Regum 16:2.19.26; 1 Regum 22:43.53). Особое духовное значение П. обретает оттого, что по нему идет Бог (Deuteronomii 11:28; Ieremiae 7:23). "Путь добрый" (Ieremiae 6:16; ср. с 1 Samuelis 12:23) - это жизнь в соотв. с Божьей волей. Вновь и вновь звучит призыв к Израилю "ходить путями Божиими' (Deuteronomii 8:6; Deuteronomii 10:12; Deuteronomii 11:22; Deuteronomii 19:9; Iosue 22:5). Т.о., выражение "ходить путями Божиими" обретает значение "поведение, заповед. человеку Богом" (Genesis 18:19; 2 Paralipomenon 17:6; Psalmorum 118:15; Marcum 12:14; Hebraeos 3:10);
4) представление о ДВУХ ПУТЯХ, к-рое намечается еще в ВЗ (Psalmorum 1:6; Psalmorum 118:29; Psalmorum 138:24; Proverbiorum 4:18; Proverbiorum 15:19), известнои в позднем иудаизме, но по-настоящему развернуто только в Matthaeum 7:13 (собств., это двойной образ: врата и П.). Речь здесь идет не о греховной или добредет, жизни, а о призыве Иисуса следовать за Ним. Следование за Христом - это суровое требование, узкий П. (доел. "обремененный -> скорбью путь"; тетлим-менос - слово, однокор. с тлипсис), поэтому большинство людей избегает его. Но только это следование дарует обетование вечной жизни. Вместе с тем эта схема двух П. показывает необходимость, неотступность и важность решения - идти за Богом или против Него. Третьего, нейтрального, П. не существует;
5) в НЗ слово "П." означает также средство или возможность ДОСТИЧЬ СПАСЕНИЯ (Actus 16:17; ср. Actus 16:30). Эту возможность, к-рую Исаия предвидел как П. святой (Isaiae 35:8-10), сделал реальной только Иисус Христос Своей кровью (Hebraeos 10:19), до этого "путь во святилище' - к общению с Богом - был "еще не открыт" (Hebraeos 9:8). Высшей точкой библ. высказываний о П. является определение Иисусом Самого Себя как П. (Ioannem 14:6). Величие и неповторимость Иисуса проявляются в том, что не Он нуждается в П. к Отцу, а Сам является П., когда уходит, чтобы Своей смертью приготовить место ученикам (Ioannem 14:3). Ioannem 14:6 показывает исключительность этого заявления. Иисус не возвещатель и не предтеча. Которого оставляют позади, как это было с Иоанном Крестителем (Ioannem 1:36). В Иисусе цель идентична П. Иисус - это П., потому что Он есть Истина и Жизнь (ср. Hebraeos 10:19: "путь живой"), т.е. ответ на основной вопрос бытия (см. Genesis 2: "древо познания" и "древо жизни"); 6) своеобразное и единств. в своем роде словоупотребление обнаруживается в Деяниях, где слово "П." обозначает ХРИСТИАН И ХРИСТИАНСКУЮ ЖИЗНЬ (Actus 9:2 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Actus 19:23; Actus 24:14 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Actus 24:14 показывает, что П. христиане называют именно то, что иудеи презрительно называли "ересью". След., это было самоназванием христиан (слово "христиане" вначале возникает вне Церкви; Actus 11:26). Подобным же образом Евангелие может быть названо "путем истины" или "путем правды" (2 Petri 2:2.15.21).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).