Ходить
I: 1) в ВЗ слово "Х." употребляется только в прямом значении (Gen 17:1; Isa 40:31). В НЗ оно становится синонимом глагола "жить" (Joh 8:12; Co2 5:7; Php 1:27; Col 3:7);
2) поскольку Библия рассматривает всю человеч. жизнь как продвижение вперед в определ. направлении, это слово становится часто употребляемым библ. обозначением общего поведения человека на его жизнен. -> пути. Глубокий взгляд на жизнь, присущий Библии, показывает, что люди не пребывают в покое, а постоянно находятся в движении и к чему-либо стремятся. "Хождение" является одним из основных понятий библ. этики;
3) силы, которые влияют на "хождение" человека, могут быть судьбоносными; человек может ходить в страхе или во тьме (Psa 137:7; Isa 50:10; Isa 59:9; Eze 28:14). Но и в этих местах Свящ. Писания речь не идет о "роке" в др.-греч. или совр. понимании. Здесь говорится об определ. с т.зр. нравственности силах, к-рые в общем виде могут быть определены словами "свет" и "тьма" (Isa 2:5; Isa 9:1; Joh 8:12; Jo1 1:6; Rev 21:24). Конкретно о них может говориться как об "истине", "любви", "правде" (Ki1 3:6; Psa 25:3; Isa 33:15; Isa 38:3) или как о "нечистоте", "злой похоти" и "любостяжании" (ср. Col 3:5-7). И там, где люди ходят в ожесточении своих сердец (Jer 23:17; ср. Deu 29:18; Jer 3:17; Jer 18:12), они на деле подчинены силам зла.
II: 1) просветл. ясность приходит в жизнь человека, как только ему открывается живой Бог. С этого времени вся этика может быть выражена с помощью слов "ходить пред Богом" (Gen 17:1; Gen 24:40) или "достойно Бога" (Php 1:27, в Синод. пер. - "живите достойно благовествования Христова"). Люди, знающие Бога, могут попросить Его указать им путь, по к-рому они должны идти (Exo 18:20; Psa 31:8; Psa 85:11; Jer 6:16). Для народа Израиля это "хождение пред Богом" было воплощено в -> Законе. Поэтому ВЗ говорит: "Ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь" (Deu 5:33; Jer 7:23), или "соблюдайте заповеди Божии" (Exo 16:4; Lev 18:4; Lev 26:3; Ki1 6:12; Ki1 8:61; Neh 10:30; Jer 32:23; Eze 36:27; Zec 3:7), или "ходите Его путями" (Ki1 11:38; Ki2 21:22; Psa 118:3; Jer 7:23);
2) в НЗ также присутствуют определ. указания о праведном хождении пред Богом (Eph 2:10; Pe1 1:15). Необходимо знать, что если источник неправедной жизни содержится в плотском существе человека, то источник и сила новой жизни пред Богом - это не собств. (изнач. тщетные) усилия человека, подчин. Закону, а его исполненность Св. Духом. "Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем", "если мы живем духом, то по духу и поступать должны" - таковы основные новозаветные нормы (Co2 10:2-4; Gal 5:25). Вместе с тем это "хождение", т.е. жизнь во Христе (Col 2:6; Jo1 2:6; ср. также Rom 13:14; Eph 4:22-24), - это и совершение дел, к-рые Бог предназначил исполнять верующим (Eph 2:10);
3) чтобы люди могли праведно ходить пред Богом, им даны примеры, к-рые более наглядно, чем теоретич. выкладки, демонстрируют праведную жизнь, являясь одноврем. помощью верующим (Ki1 3:3; Ki2 22:2; Ch2 11:17; Ti1 4:12). Самым высоким примером является Сам Иисус (Jo1 2:6);
4) сущ. "хождение" подводит итог всему сказ. Сколь разными не казались бы отдельные дела человека, его жизнь в конечном итоге становится либо "злым, суетным, нечестивым и безбожным" (Jer 23:22; Jer 44:22; Pe1 1:18; Jud 1:15), либо "святым, целомудренным, добрым, божественным" хождением пред Богом (Pe1 1:15; Pe1 3:16; Pe2 3:11; Jam 3:13).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||