Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Сердце

I. В ВЗ и НЗ слово "С." употребляется преимущ. в переносном значении. В прямом значении С. - это жизненно важный орган (см. Dt 28:28 - "оцепенение сердца"); стрела, вонзенная в С., приносит смерть (2S 18:14). Ложь, страх, непослушание, испуг или большая радость заставляют "всколебаться" С. (1S 24:6; 2S 24:10; Is 7:2).
II. Слово "С." обозначает в Библии в основном сущность человеч. личности, СРЕДОТОЧИЕ ДУШИ И ДУХА. Так, С. человека ощущает подавленность (Ps 33:19), печаль (Jn 16:6), смущение (Jn 14:1), скорбь (2Co 2:4) или радость (Jn 16:22). Человеч. С. исполнено воли и решимости действовать (Ne 4:6, букв. "доставало сердце работать"), оно "обдумывает свой путь" (Pr 16:9). Человеч. С. открыто другим людям (2Co 7:3); здесь живет преданность (2S 15:6), но может поселиться и ненависть (Lv 19:17); здесь принимается решение о послушании или непослушании (Ac 7:39). В С. живут мудрость и глупость (1R 3:12; Ps 13:1; Pr 22:15), желание и надежда (Ps 36:4), представления и знания (1Co 2:9). "От избытка сердца говорят уста" (Mt 12:34). С. имеет способность рассуждать (1Co 7:37), умиляться (Ac 2:37); оно может быть приравнено к совести (1Jn 3:19). Т.о., в С. коренятся глубинные мотивы человеч. поступков (см. Pr 15:13; Mc 2:6-8) - как злых (Ac 8:21), так и добрых (1Tm 1:5). С. может быть не только чистым и добрым (Ps 50:12; Lc 8:15), но и злым и неверным (Lc 6:45; He 3:12). С. представляет всю личность (Ps 26:8); оно обозначает человеч. сущность (Pr 4:23; ср. "сокровенный сердца человек" в 1P 3:4). Человек, делающий ч.-л. от всего С., принимающий в к.-л. сердечное участие, противопоставлен в Библии тому, кто творит показное благочестие (1S 16:7; Jr 29:13; Os 7:14; Jl 2:13; Mt 18:35; 2Co 5:12). Главное дело человеч. жизни написано "в сердцах наших" (2Co 3:2). -> Человек.
III: 1) именно С. принимает ДУХОВНОЕ РЕШЕНИЕ об отношении к Богу, избирая веру в Него или непослушание Ему. Поэтому призыв любить Господа (Mc 12:30; Lc 10:27) обращен в первую очередь к С. и только затем - к душе, воле и разуму. С. может ожесточиться или окаменеть (Ex 4:21; Mc 6:52; He 3:8), омрачиться непониманием (Rm 1:21), на нем может лежать "покрывало" непонимания (2Co 3:15). Библия не оставляет сомнения в том, что неверующий человек в своем С. зол, упрям, непослушен, себялюбив (Is 29:13; Jr 5:23; Jr 7:24). С. может прельститься грехом, сатана стремится вложить в С. человека греховные помыслы (см. Ac 5:3; 2P 2:14), в С. могут поселиться идолопоклонство и ложная вера;
2) от открытости С. во многом зависит, придет ли человек к вере, покаянию и обращению. Только Богу подвластно сотворить чистое С. (Ps 50:12). Только Ему под силу раскрыть С. человека для пробуждения веры (Ac 16:14); и только Он дарует разумное С. (1R 3:9; ср., однако, Jc 4:8). Необходимо помнить о том, что С. побуждает нас совершить тот или иной поступок. Именно поэтому Бог стремится написать Свой Закон в наших С. (Jr 31:33; He 8:10) и дать нам новое С. (Ez 36:26): все наши помыслы, воля и дела должны определяться благоговением перед Божьим именем и подчиняться Его воле (Ps 85:11);
3) это ветхозаветное обетование Бог исполняет в Своей Церкви, изливая в наши С. Свою любовь (Rm 5:5), Свой Дух (2Co 1:22; Ga 4:6). Тогда в них вселяется Христос (Ep 3:17), озаряющий наши С. (2Co 4:6) и соблюдающий их (Ph 4:7). Христос заботится о том, чтобы С. укреплялись благодатью в вере (1Th 3:13; He 13:9; Jc 5:8). С., отданное Христу, становится сосудом, вмещающим богобоязненность, богопочитание и боговосхваление (Ep 5:19; Col 3:16; 1P 3:15). Человек должен возлюбить Бога всем С., всем своим существом (Dt 6:5; Dt 30:10; Jr 29:13; Mt 22:37) и повиноваться Ему безраздельно (Ep 6:5). Что это значит, видно из сравнения судеб Давида и Соломона (1R 11:4.9). С. Давида, несмотря на грехи (2S 11), принадлежало Господу; Соломон же отвратил свое С. от Господа, когда жены склонили его к служению чужим богам. Идолопоклонство - это отпадение от Бога (см. Rm 1:23);
4) человеч. С. всегда открыто пред Господом, Бог испытывает и судит его (1Th 2:4), оно обнаруживает самые сокровенные помыслы (1Ch 29:17; Ps 7:10; Ps 138:23). Слово Божье "судит помышления и намерения сердечные" (He 4:12), а на грядущем суде Господь "обнаружит" (т.е. выявит) скрытые "сердечные намерения" (1Co 4:5). Но Его Дух в Церкви уже и ныне может открывать сокровенные тайны С. (Ac 5:3; 1Co 14:25).
IV. В ряде мест в Библии говорится не только о человеч., но и о БОЖЬЕМ СЕРДЦЕ. Господь "найдет Себе мужа или пастыря по сердцу Своему" (1S 13:14; Jr 3:15; Ac 13:22). "Помышление сердца Его - в род и род" (Ps 32:11). Грехи человека вызывают скорбь в Божьем С. (Gn 6:6), но там, где приходится судить человека, Господь "не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих" (Lm 3:33). И когда суд кажется неотвратимым, С. Божье разрывается от боли за Свой неверный народ, и тогда Господь может сжалиться над ним (Jr 31:20; Os 11:8).
V. В переносном смысле слово "С." может означать также поднебесную высоту (Dt 4:11 - МТ: "до сердца небес"), недра земли (Mt 12:40) или морскую пучину (Ex 15:8; Pr 23:34; Pr 30:19 - МТ: "в сердце моря"; Ez 27:4.25-27; Ez 28:8; Jon 2:4).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).