Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Смерть
Это слово имеет в Библии два значения: "состояние, наступающее по завершении земной жизни", а также "почти персонифицир. описываемая сила, к-рая приводит к этому состоянию".
I. Обычно под С. подразумевается то мгновение, когда приходит конец жизни человека, т.е. прекращается жизнедеят-сть организма - исчезает сознание, останавливается дыхание, тело остывает и начинается тление (ср. Re 2 4:31.32; Giovanni 11:39). С. может наступить в результате болезни (Re 2 20:1; Geremia 16:4; Luca 7:2; Giovanni 11:4), старости (ср. Genesi 25:8), от получ. ран, а также в результате казни, т.е. через кровопролитие (см. Genesi 9:6). Поскольку С. означает утрату физич. жизни, то она горька (Samuele 1 15:32) и мучительна (Atti 2:24 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Вместе с тем она может быть желанной не только для притесняемых и бедных (Giobbe 3:1; Giobbe 6:8-13), но и для пресытившихся жизнью (Giona 4:8). В бедствиях последних дней истории люди станут искать С. (Apocalisse 9:6), но не найдут ее.
II. Однако чаще С. изображается в Библии как персонифицир. богопротивная сила, к-рая, будучи врагом жизни, угрожает ей, разрушает ее и в конце концов побеждает человека, разрывая все его связи с окружающим миром (Rut 1:17; Salmi 17:5.6). В этом значении С. изображена в Apocalisse 6:8 в виде всадника на белом коне (-> Преисподняя). Со времен Адама (Romani 5:14) власть С. над людьми всеобща и касается всех без исключ. (Salmi 89:4; Ecclesiaste 3:19-10; Isaia 40:6-8; Romani 5:12; Corinzi 1 15:22). Человек пребывает в "тени смертной" (Matteo 4:16). С. - следствие и плод греха, отпадения человека от Бога (Genesi 2:17; Romani 5:12; Romani 6:23). Не соблюдая заповеди Бога и предаваясь греху, человек попадает во власть С. (Romani 6:16; Romani 8:6; Corinzi 1 15:56; Ebrei 2:14.15; Giacomo 1:15). Поскольку это обстоят-во осознавалось уже в ВЗ, то считалось, что прикосновение к мертвому телу оскверняет человека (см. Levitico 5:2; Numeri 19:11). При этом не следует забывать, что Павел в своих пояснениях всегда говорит о С. человека - образа Божьего, но не о смерти животного, поскольку С. животного в отличие от С. человека остается лишь явлением природы. Бог Сам может во исполнение Своего суда предать человека С. (Samuele 1 2:31), "свести" его "к персти смертной" (Salmi 21:16). Но Бог не хочет С. человека, даже если этот человек беззаконник (Ezechiele 18:23); Он в конечном итоге всегда остается врагом С. (ср. Osea 13:14). Бог вырывает у С. ее добычу (Salmi 32:19; Salmi 55:14; Salmi 67:21), до тех пор пока окончат. не победит и не уничтожит С. (Isaia 25:8; Corinzi 1 15:26; Apocalisse 20:14).
III. Библия делает различие между жизнью физич., временной, и жизнью вечной. Вечная -> жизнь - это полное и непрерывное общение человека с Богом. Аналогично Библия различает физич. и духовную С. И если духовная жизнь - это добро, то вечная С. представляет собой зло, проклятие и гибель (Deuteronomio 30:15.19; Proverbi 2:18; Proverbi 8:36; Proverbi 11:19; Proverbi 12:28). Духовная С. означает утрату общения с Богом и способности различать добро и зло (Luca 15:32; Timoteo 1 5:6; Giovanni 1 3:14), разложение (Efesini 2:1; Colossesi 2:13), следствием чего является проклятие и закоснелость (ср. Matteo 23:13). При этом людям, духовно мертвым, может казаться, что они находятся в нормальных отношениях с Богом (Apocalisse 3:1). В состоянии духовной С. пребывают все люди со времени отпадения от Бога; положение изменяется тогда, когда человек по милости Божьей оказывается спас. для новой жизни через возрождение (Giovanni 5:24). Поэтому о верующих сказано, что они не увидят С. вовек (Giovanni 8:51), ибо новая жизнь не может быть убита человеком (Matteo 10:28). О том, что существование человека не заканчивается физич. С., ясно свидет-вует книга Откровения. Неверующие подвержены "второй смерти" (Apocalisse 2:11; Apocalisse 20:6), к-рая прекращает их существование, а вместе с тем и возможность обращения к Богу, и в конечном итоге уничтожит все богопротивное на небе и на земле (Apocalisse 20:14; Apocalisse 21:4.8; -> Cуд -> Проклятие). Вторая С. не имеет власти над верующими (Apocalisse 20:6), потому что Христос, Который сначала Сам предал Свою душу на С. (Isaia 53:12; Filippesi 2:8), тем самым отнял у С. ее власть (Timoteo 2 1:10), поглотил С. Своей победой, т.е. упразднил ее (Corinzi 1 15:54). Ученики Иисуса становятся причастными к этой победе, соединяясь с Христом через крещение в С. (Romani 6:3). Так они оказываются освобожд. от власти С. (Romani 8:2), и ничто (Romani 8:38) не может вырвать их из руки Господа, отделить от Его любви. Поэтому С. Господа, к-рую Церковь возвещает в Вечере Господней, есть исток и начало их жизни (ср. Romani 5:10; Corinzi 1 11:26). Благодаря Своей победе Христос является и Господином над С. (Apocalisse 1:18), и С. будет вынуждена отдать Ему всю свою добычу (Apocalisse 20:13). Впрочем, об этой власти Бога знал и ВЗ. Так, текст Salmi 15:10 свидет-вует, что Бог не отдаст С. своих святых. Божья власть проявляется в восхищении Еноха (Genesi 5:24), а также в том, что с момента Второго пришествия Христа живущие верующие уже не будут умирать (ср. Tessalonicesi 1 4:17). Быть предаваемым С., подобно Христу, - естеств. для христианина (Corinzi 2 4:11); в его С., как и в его жизни, возвеличивается Христос (Filippesi 1:20), ибо его любовь к Христу превышает любовь к собств. жизни (Apocalisse 12:11). Умирая, он устремляет свой взор на небо, к Господу (Atti 7:55). И он знает, что его физич. С. не прекращает истинную жизнь, общение с Богом (ср. Giovanni 8:51; Giovanni 11:25). В ВЗ также говорится, что праведный и при С. своей может быть утешен надеждой (ср. Proverbi 14:32).
IV. Бог ставит человека перед выбором между жизнью и С. (Deuteronomio 30:15; Geremia 21:8). В НЗ это происходит через проповедь Евангелия, принимая или отвергая к-рое человек решает вопрос о жизни или С.; Евангелие есть "для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь" (Corinzi 2 2:16).
V. Подобно тому как обычно мертвым называют все то, что уже не способно отвечать, реагировать и действовать (ср. Matteo 28:4), Библия применяет это определение ко всему, что не имеет силы и значения пред Богом, в первую очередь к идолам (Salmi 105:28 - в Синод. пер. - "бездушные"), а также к тщетной попытке человека оправдаться делами (Ebrei 6:1) и даже к вере, если она не проявляется в делах христ. любви (Giacomo 2:17).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).