Жизнь, живой
I. ТЕЛЕСНАЯ ЖИЗНЬ
1) в ВЗ под словом "жизнь" [евр. хайим] подразумевается прежде всего телесная Ж. человека, т.е. тот ее период, к-рый ограничен рождением и смертью. Сущность Ж. видится в таких ее проявлениях, как голод и жажда, любовь и ненависть. В этом значении понятие "Ж." тесно связано с понятиями -> плоть [евр. басар] и -> душа [евр. нефеш]. Бог - Творец Ж., тела и души (Gen 2:7); Он вдохнул в человека "дыхание жизни", и "стал человек душею живою". Т.о., Бог - это "источник жизни" (Ps 35:10), в т.ч. и для животных, и для растений (Gen 1:24; Deut 10:14). Однако человек занимает особое место среди живых существ (ср. Ps 8), т.к. только в него Бог вдохнул дыхание Ж., т.е. наделил его какой-то частью Своей сущности и Своей Ж. Среди даров, данных Богом человеку, Ж. является первым и самым ценным даром (Job 2:4; ср. Deut 30:15). Особая Божья милость заключается в том, что Он дарует человеку долгую жизнь; в ВЗ о долгой Ж. говорится как о награде за благочестие и смиренную веру (Ex 20:12; Ps 90:16). Из немногочисл. ветхозаветных свидет-в нельзя с определенностью заключить, что Бог хотел с самого начала даровать человеку вечную Ж. (Gen 3:22) или что Он предполагал наделить его Ж. долгой и насыщенной (Job 42:17). Но ясно одно: уменьшение продолжительности Ж. и вообще краткость человеч. Ж. (см. Gen 6:3; Job 20:8; Ps 89:10; Is 40:6.7; особенно Притчи) означают Божье наказание. Бог утверждает Ж. Своей свящ. заповедью (Ex 20:13; Lc 6:9). Он желает сохранить (Gen 1:28; Deut 32:39; Job 10:12) и умножить (Gen 9:7) сотворенное Им. В ВЗ главным элементом Ж. считается дыхание (см. Gen 2:7; Ps 103:30; Ez 37:8-10), к-рое иногда отождествляется с "духом". С др. стороны, носителем Ж. названа также -> кровь (Gen 9:4; Lév 17:11; Deut 12:23);
2) в НЗ получила свое дальнейшее развитие ветхозаветная идея о том, что человек - это "живущая душа" (Act 17:25; 1Cor 15:45). Естеств., бренная Ж. [греч. дзоэ] - великое благо, данное человеку Богом, и этим благом Бог может заново одаривать человека (Mc 5:23), являясь его единств. Господом (Lc 12:20; 2Cor 1:9; Ps 89:4). Люди должны подражать Иисусу, вступившему в борьбу со -> смертью (-> Воскресение, III,А) и желавшему поддержать жизнь (Jn 10:10). Этому учит притча о милосердном самарянине (Lc 10:25-37), а также заповедь любить Бога и своего ближнего (Mc 12:29-31).
II. ЖИЗНЬ В РОЖДЕНИИ ОТ БОГА
1) В Библии - и прежде всего в НЗ - говорится не только о телесной Ж., начало и конец к-рой определяются рождением и смертью, но и об иной Ж., берущей свое начало в чудесном рождении от Бога (Jn 3:3.5); именно об этой новой Ж. говорится в посланиях ап. Иоанна (напр., 1Jean 5:1.4). Новое рождение, или -> возрождение, открывает доступ в новую Ж. Новая Ж. становится действительностью через веру, т.к. вера связывает человека с Тем, Кто Сам есть новая Ж. от Бога (Jn 14:6; Phil 1:21). Установление подобной связи с Иисусом приносит освобождение и исцеление от греха (-> Прощение, простить; ср. Nombr 21:8). Вера придает человеч. жизни совершенно новое качество (2Cor 5:17). Телесная Ж., к-рая представляет собой не что иное, как долгое умирание (Ps 89:5.6), становится средством и орудием для новой Ж., не подвластной смерти (Jn 5:24). Иисус, воскрешением мертвых и собств. воскресением победивший смерть, Сам стал залогом новой Ж., к-рой Он наделяет верующих в Него и к-рой Сам Он живет в них (Gal 2:20; Col 1:27). Новая, по сути своей "вечная", Ж. (1Jean 5:13; ср. -> Блаженный) полностью обновляет мышление (Jn 17:3) и волю (Lc 9:26) человека, заставляя его изменить и свои дела. Чем искреннее человек обращается ко Христу, забывая о другой, телесной, Ж., тем полнее бывает обретаемая им новая Ж. (Mt 16:24-26). -> Исцеление;
2) однако пока человек живет на земле, новая Ж. еще не полностью принадлежит ему; кто изменит Христу, тот лишится и новой Ж. (Jn 15:2.6; Hébr 6:4-6). К этой измене человека постоянно подталкивают страдания (2Cor 4:17), уныние, неверие и страх (Mt 26:69-75). Полноту обетований познает тот, кто претерпит до конца (Mt 24:13) и выстоит, т.е. тот, в ком благодаря его вере сохранится новая Ж. и за порогом смерти (Apoc 2:7.11.17; Apoc 3:5.12.21). В этом случае человек обретет "венец жизни" (Apoc 2:10). Только тогда новая Ж., начатая в вере, совершится в "видении" (2Cor 5:6.7; Apoc 22:4) и в славе (1Cor 13:12.13; 1Cor 15:42.43.57; Col 3:3.4), а совершившись, не будет иметь конца;
3) Бог, Который, обладая полнотой жизни, даровал жизнь всем Своим творениям (Act 17:25), Который является Богом "не мертвых, но живых" (Mt 22:32) и врагом смерти (1Cor 15:26), многократно назван в Библии "живым Богом" (Jos 3:10; 1 Sam 17:26; Ps 41:3; Mt 26:63; Act 14:15; Rom 9:26; 2Cor 3:3). Его Дух дарует Ж. (Jn 6:63; Rom 8:11), а Его слово является живым (Act 7:38; Hébr 4:12; 1Pi 1:23), т.к. создает Ж. телесную (см. Ps 32:9; Ps 148:5) и пробуждает Ж. духовную. Сам Иисус называет Себя живым хлебом, "хлебом жизни" (Jn 6:33.35.48.51) и говорит о Св. Духе как о живой воде (Jn 7:38.39).
III. ЖИВАЯ ВОДА ИЗ ИСТОЧНИКА
В Gen 26:19 живой названа вода из источника, в противоположность воде стоячей, напр., из цистерны. В Ин 4:10 и след. Иисус говорит о живой воде, "текущей в жизнь вечную".
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||