Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Справедливость, праведность, правда (в значении 'справедливость')

I. ПОНЯТИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
А. БОЖЬЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
1) в библ. понимании справедливыми считались поступки человека, действующего в соотв. с его обязат-вами перед Богом и людьми. Г. фон Рад передает значение слова "справедливость" (цедака) как "верность общине". Божья С. проявляется прежде всего в Его отношении к Израилю, в Его завете с ним. Признавая Божью С. (Psa 21:32; Psa 35:7; Psa 70:19.24; Psa 88:15 и т.д.), Израиль признает тем самым, что Бог всегда был верен Своим обетованиям. Поэтому Он называется "праведным Господом" (Ch2 12:6; Psa 144:17; Deu 32:4; Ezr 9:15; -> Вера);
2) Божья С. проявляется в трех аспектах. Во-первых, праведный Бог дарует людям законность права. Это право лежит в основе всего завета - Закона, к-рому Израиль обязан следовать. Во-вторых, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве во внутр. жизнь избранного народа, к-рое необходимо для исполнения данных Им обетований и для свершения дела спасения (Isa 41:10). Поэтому для ветхозаветных праведников Бог - это оплот и порука их спасения (Psa 70:2.15.19.24). В Своей С. Господь противостоит нечестивцам; совершая наказание, Он способствует обращению грешников (Job 34:10-12; Psa 95:13; Isa 59:17). В-третьих, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве в историю евр. народа: Израиль постоянно ощущал Божью помощь в борьбе против внешнего врага. Именно на нее в трудные времена возлагали надежду праведники, и именно благодаря этой помощи Израиль выходил победителем из самых сложных ситуаций (см. Ki2 6:8). Пророчества Исаии полны искренней надежды на Божью помощь, к-рая выведет праведников из тьмы и принесет им спасение (Isa 51:5; Isa 56:1);
3) Божья С. может быть также названа Божьей верностью (Завету), Его правдой, милостью и любовью. Божий промысел направлен на спасение Его народа, и Господь вершит это спасение судом и милостью, в любви и гневе, исцеляя и поражая. Осуществляя Свою С., Господь наказывает и милует, спасает и разоряет.
Б. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРАВЕДНОСТЬ
Праведность (справедливость) человека заключается в том, чтобы поступать в соотв. с Божьими заповедями (Deu 6:25). Свою праведность человек являет в исполнении Божьей воли (Закона). Конечно, "праведность" во многом зависит от Божьей воли; о том, как мало она связана с нормативными актами поведения, свидет-вует своеобразный парадокс, когда, с одной стороны, говорится, что для Бога "нет ни одного делающего добро", "нет человека праведного на земле" (Psa 13:1-3; Psa 142:2; Ecc 7:20), а с другой, - что нек-рые люди все же являются праведниками, живущими по Божьему Закону (Psa 36:30). О том, что праведность - это не чисто правовое понятие, говорит и то обстоят-во, что Иов, осознавая и не отрицая свою греховность (Job 9:2; Job 14:4), не только ожидает от Бога признания своей праведности пред Его лицом (Job 13:18; Job 16:20; Job 17:8), но и обретает это признание (Job 42:7). Праведность благочестивого человека заключается не в его нравств. совершенстве, а в его отношении к Богу, в его богобоязненном поведении и в уповании на Бога (Psa 32:5; Psa 35:11; Psa 102:17; Psa 111:1). Праведность человека выражается в его готовности к смирению; но т.к. на его пути постоянно встает грех, он часто нуждается в повторном обретении праведности, что возможно только через -> прощение. Признавая свою вину и совершая покаяние, человек вновь встает на праведный путь (Psa 50:4-14). Праведник полагается на Божий промысел и тем самым, несмотря на совершённый грех, находит оправдание в Божьей С. (Psa 102:6; Psa 124:3; Psa 128:4). -> Оправдание.
В. ПРАВЕДНОСТЬ И САМОПОЗНАНИЕ
Знаменательна встречающаяся в нек-рых местах ВЗ самооценка праведников (Job 27:6; Psa 17:21.24). "Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне" (Psa 7:9). Подобная оценка человеком собств. праведности основывается на искреннем стремлении к совершенному послушанию Богу и к исполнению Божьего Закона. Нек-рые пророки выступают против переоценки человеком собств. праведности. Любые человеч. усилия они считают тщетными, а человеч. праведность несовершенной (Isa 64:5; Dan 9:18); они осознают, что только в Господе будет оправдан весь род Израиля (Isa 45:24).
Г. СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ЗАЛОГ СПАСЕНИЯ
Чем явственнее осознавали пророки, и особенно Исаия, несовершенство человеч. праведности и грех Израиля (Isa 43:26; Isa 48:1; Isa 53:11; Isa 57:12; Isa 58:2; Isa 59:4 и др.), тем отчетливее они понимали, что дарованный Божьей милостью завет Бога с Его народом является плодом Божьей С. Именно на Его С. следует возлагать все надежды (Isa 45:8.23). Оправдан будет тот, за кого вступится Бог, и поэтому пророки уповают на Божью С., спасающую от всех невзгод и восстанавливающую праведность Израиля (Isa 40:1; Isa 51:17; Isa 54:7; Isa 60:17; Isa 61:1). Божья С. является главным условием спасения. Позднее эта мысль получила свое развитие в посланиях ап. Павла, в к-рых дается новое понимание праведности человека перед лицом Бога.
II. ПОНЯТИЕ ПРАВЕДНОСТИ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
А. В КНИГАХ, НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ АП. ПАВЛУ
В книгах НЗ, не принадлежащих перу ап. Павла, слово "праведность" встречается в общей сложности 34 раза (в посланиях Павла - 55 раз). Представления о праведности здесь близки ветхозаветному пониманию. Праведность - это согласное Божьей воле благочестивое поведение и заповеданная Богом жизнь в любви (Jo1 3:7; Rev 22:11). Блажен тот, кто страдает за свою праведность, подобно древним пророкам и праведникам, преследовавшимся нечестивцами (Mat 5:10; Pe1 3:14); страдание "доставляет мирный плод праведности" тем, кто "научен через него" (Heb 12:11). "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Mat 6:33). Сила, питающая в человеке его праведность, заключена в его связи с Богом, поскольку "Он грехи наши вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды" (Pe1 2:24). Тому, кто алчет и жаждет Божьей правды, обещано насыщение (Mat 5:6); преследуемым праведникам обещано утешение - "новое небо и новая земля, на которых обитает правда" (Pe2 3:13); миру также обещано, что Свой суд над вселенной Бог будет вершить праведно (Act 17:31).
Б. В ПОСЛАНИЯХ АП. ПАВЛА
1) праведность, основанная на вере. Праведность - это прежде всего жизнеопределяющая связь с Богом. О праведности человека нельзя судить только по его внешнему благочестию, к-рое есть не что иное, как формальное соблюдение Закона и напускное смирение. Представления человека о собств. праведности, к-рая всегда относительна, не позволяют ему глубоко воспринимать Божью С., и он неизбежно начинает пренебрегать ею. Эту опасность ясно видел Павел, фарисей, "в прежней жизни" неукоснительно следовавший предписаниям Закона (Php 3:4) и воспринимавший праведность как заслуженную "безупречным" поведением Божью награду. Однако после того как на пути в Дамаск ему явился Иисус (Act 9:1), Павел осознал, что "живущие по плоти Богу угодить не могут" (Rom 8:8) и что праведным может быть только новый человек во Христе (Eph 4:24). Закон и следование ему не в силах оправдать человека. Закон не спасает от греха (Gal 3:19), а лишь открывает человеку, что такое грех (Rom 3:20). "Утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою", а не под Божьей правдой (Gal 3:10). "Христос сделался для нас ... праведностью" (Co1 1:30), потому что "не знавшего греха Он [Бог] соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем" (Co2 5:21 - пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Праведность - это Божий дар в Иисусе Христе (Rom 5:17), а не вознаграждение за исполнение Закона. Благодаря тому что Христос взял на Себя наши грехи, мы ныне оправданы пред Богом, хотя все еще живем во плоти и, значит, - в мире греха. Эта праведность становится реальной через -> веру, и спасительная миссия Иисуса Христа в целом также должна восприниматься через веру. Поэтому Павел называет праведность человека пред Богом "праведностью от веры", "праведностью веры" (Rom 4:9.11.13; Rom 9:30; Rom 10:4.6; Gal 5:5 и т.д.). В вере человек оправдан пред Богом исключит. по милости Божьей, во имя Христа;
2) новая праведность и христ. этика. Ап. Павла еще при жизни упрекали в том, что в его учении о человеч. праведности отсутствует нравств. элемент: "И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых" (Rom 3:8; ср. Rom 6:1). Эти упреки несправедливы. Для Павла нравств. элемент заключается не в Законе. В основе нравственности лежит вера. Если мы через веру в Христа умерли для греха, как же нам тогда жить в нем (Rom 6:2)! Веровать во Христа, быть во Христе, проникаться Его Духом - все это означает лишь одно: желание быть угодным Господу (Co2 5:9). Павел убедительно призывает нас к праведности (Rom 6:13.16.18-20; Rom 9:30; Co2 9:10; Eph 4:24 и т.д.). Но, в отличие от ветхозаветных авторов, апостол призывает людей к праведности не потому, что Бог верен Своему завету, а потому, что Он явил Свою С. в Иисусе Христе. Верующие должны принимать эту С. с благодарностью и не кичиться обретенной праведностью пред Богом.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).