Прощение
Прощение, простить. I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ: 1) в евр. языке существует множество слов и понятий, выражающих идею П. Там, где в Синод, пер. употребляются слова "простить" и "прощение", основное значение соотв. евр. слов нередко бывает другим, напр. "устранить", "убрать" (Salmi 24:18), "извинить" (Re 2 24:4; Neemia 9:17) и "извинение" (Salmi 129:4; Daniele 9:9), "укрыть", "покрыть" или "стереть" (Salmi 77:38; Isaia 22:14; Ezechiele 16:63), а в нек-рых случаях -> "примирить" (1,1). "Переступить", "пройти мимо", "пропустить мимо" - таково значение евр. слова, употребл. в Michea 7:18; Samuele 2 24:10; Giobbe 7:21. Понятие П. передается в Синод, пер. и др. словами: "отпускать" (Salmi 31:1), "не вменять" (Salmi 31:2), "не поминать" (Isaia 43:25), "изгладить' Isaia 43:25; Isaia 44:22), "омыть'; "очистить" (Salmi 50:4);
2) НЗ передает понятие "прощение", "прощать" греч. глаголом афиэми и сущ. афесис и харидзомай; при этом последнее слово в данном значении встречается только у Павла, а первое - в других новозаветных посланиях. В остальных случаях глагол афиэми означает "отсылать", "отпускать" (Matteo 13:36), "оставлять", "покидать" (Marco 13:34; Romani 1:27; Apocalisse 2:4),атакже "допускать" (Matteo 3:15),"раз-вязывать"(Giovanni 11:44), испускать" (Matteo 27:50). Кр. того, это слово является юридич. термином, означающим "освободить кого-либо от правовых обязательств" (ср. Matteo 18:27.32; Corinzi 1 7:11). Исходя из этого слово афи-эми еще в Септуагинте, а затем и в НЗ употреблялось для обозначения понятия 'прощать" (Matteo 6:12; Marco 2:7.10; Giovanni 2:12). Очень редко употреблявшееся, помимо Библии, слово афесис встречается в Luca 4:18 (в Синод, пер. - "освобождение" и "свобода"); Marco 1:4; Matteo 26:28 (в Синод, пер. - "оставление"). Харид-зомаи означает прежде всего "услужить кому-либо", "подарить что-то" (Luca 7:21;Atti 27:24; Romani 8:32), а также "выдать (человека)" (Atti 25:11,16). То, что Павел постоянно употребляет это слово в значении "прощать" - как в отношении Бога, так и в отношении людей (Efesini 4:32; Colossesi 3:13), - очевидно, связано с тем, что глагол харидзомай имеет общий корень с сущ. жарке, "милость". Т.о., уже само это слово призвано указывать на то, что П. совершается исключит, по -> милости Бога.
II. СУЩНОСТЬ ПРОЩЕНИЯ:
1) П. у израильтян означало продление срока уплаты долга ( -> Субботний год). К полному П. долгов беднякам призывал Неемия во время восстановления стен Иерусалима (Neemia 5:9-12). Вопрос о П. возникает, когда человек, совершив проступок в отношении другого человека или нарушив Божью заповедь, страдает от последствий своих неверных действий и стремится к освобождению от этой вины. "Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне" (Salmi 37:5). Это бремя может быть столь тяжким, что человек уже не может поверить, что получит П. Ибо ->вина человека необратима. Во-первых, никакой греховный, сопряж. с виной поступок нельзя обратить вспять, он навсегда входит в нашу жизнь, сопровождая человека и в вечности (ср. Apocalisse 14:13), вплоть до последнего Суда (ср. Matteo 16:27; Romani 2:6; Pietro 1 1:17; Apocalisse 20:12). Из-за своих грехов человек оказывается Божьим противником: "Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" (Esodo 20:5.6). Бог милосерден, но Его милосердием не смягчается и не отменяется Его неприятие греха. Об это неприятие разбились оба царства израильтян: Израильское (Re 2 17:7-23) и Иудейское (Re 2 24:20), ибо Господь не желал более прощать их грехи (Re 2 24:3.4);
2) именно потому, что вина греха столь тяжела и ее нельзя ни отменить, ни устранить ничем, кроме П., оно не должно и не может быть одностор. действием. П. возможно только как отношение между двумя личностями. Тот, перед кем человек провинился, прощает, т.е. объявляет через свободное и милостивое волеизъявление, что он со своей стороны не считает более соверш. проступок бременем, отягощающим взаимоотношения. Благодаря этому шагу тот, кто находился в плену своей вины, освобождается от нее - не в такой степени, чтобы она была обращена вспять и все ее последствия были устранены, но все же настолько, чтобы отношения между этими двумя личностями могли начаться заново и чтобы вторая сторона, получив П. своей вины, обрела возможность новой жизни, особенно в том случае, если прощающей стороной является Бог. Эту возможность, к-рую ему предоставляет Бог, человек должен использовать в полной мере (Salmi 129:4; ср. Пс 50). Такова цель долготерпения (Neemia 9:17; Isaia 55:6.7) и суда Божьего (Cronache 2 7:13-14; Geremia 36:3). В конечном счете Бог простит весь Свой народ (Isaia 33:24; Geremia 31:34; Geremia 50:20; ср. Ezechiele 16:63);
3) в ВЗ Бог в значит, степени связал Свое П. с совершаемым через священника -> очищением (111,2) (Levitico 5:10.16.18), как сказано в Ebrei 9:22: "Без пролития крови не бывает прощения". Из этого следует, что П., к-рое Бог дарует из милосердия и любви, нисколько не умаляет Его святости и праведности;
4) вся глубина и тайна П., являющегося безвозмездным даром Божьим, открывается в НЗ. Бог не может не замечать греха, а должен реально лишить его силы и устранить. Жизнью и смертью Сына Божьего Иисуса Христа совершается окончат. -> очищение (Ш,4), основа всякого, в т.ч. и ветхозаветного прощения (-> Жертва, IV); Он - наш ходатай перед Отцом (Giovanni 2:1), ходатайствующий за нас пред Богом (Ebrei 7:25; Romani 8:34). Если Иоанн Креститель возвещал близость наступления Царства Божьего (Matteo 3:2) и проповедовал крещение покаяния для П. грехов (Matteo 3:11; Marco 1:4), то с Иисусом это Царство реально явилось к людям (Matteo 12:28). Поскольку Иисус пришел, чтобы "отдать душу Свою для искупления многих" (Marco 10:45),0н облечен властью прощать грехи (Marco 2:5.10; Luca 7:48), однако Его противники, фарисеи, еще полностью находившиеся в плену ветхозаветных установлений, не признавали Его полномочий на это П. (Marco 2:6.7). Кровь Иисуса - кровь "нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Matteo 26:28); во Христе "мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Efesini 1:7; Giovanni 2:12). Поэтому Он свободно общается с мытарями и грешниками (Matteo 9:9-13; ср. Matteo 21:28-32) и приглашает всех их к Отцу (ср. Luca 14:23.24). Он просит у Своего Отца о П. даже для тех, кто распинал Его (Luca 23:34), и со Своего креста дарует прощение иудеям (Atti 13:38) и язычникам (Atti 10:43; Atti 26:17-18),неся им спасение (ср. Salmi 32:1.2), мир и радость (Atti 8:39);
5) принес. Иисусом П. грехов теперь через благовествование Его посланников, к-рые до этого сами получили П. (ср. Giovanni 21:15-17; Timoteo 1 1:12-16), должно передаваться далее (Luca 24:47), и не просто как весть, но и как реальная сила: "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Giovanni 20:23; ср. Giacomo 5:14-16 и -> Ключ, 11,4). Но эта власть никоим образом не означает полной свободы учеников прощать или не прощать кому-то грехи, она может быть использована только под непосред. Руководством Св. Духа.
III. НЕОБРАТИМОСТЬ ПРОЩЕНИЯ:
1) Бог напоминает каждому человеку об обязанности прощать своих должников (Matteo 6:12.14; Marco 11:25; Luca 6:37; Luca 11:4; Efesini 4:32; Colossesi 3:13), а также строго предостерегает от непримиримости: "А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Matteo 6:15). Даже если брат ваш семь раз в день согрешает против вас и просит простить его, ему нельзя отказать в этом (Luca 17:3.4). Выражение "семь раз" в данном случае говорит лишь о том, что прощать можно неоднокр., и ни в коей мере не обозначает количеств, предел для П. (Matteo 18:21.22). Притча о лукавом рабе (Matteo 18:23) показывает, как отсутствие снисхождения к просьбе другого (Matteo 18:28-30) препятствует П. собств. грехов (Matteo 18:32-35). Это еще раз (см. выше, 11,1) убеждает нас в том, что вина представляет собой нечто необратимое и что ее последствия остаются и после получения П. Раб не принял даров, ему новых отношений с господином, т.к. сам был немилосерден, и потому его вина была восстановлена в полном размере, он вновь оказался в плену у нее (Matteo 18:34); 2) дар П. обязывает человека быть послушным Господу, вот почему были тщетны неискренние и своекорыстные просьбы о П., с к-рыми обращались к Богу фараон (Esodo 10:16-20) и Саул (Samuele 1 15:24-26). Не может быть прощено и хуление Св. Духа (Marco 3:28-30; -> Хула, 111,4). Послание к Евреям предупреждает о невозможности обновления покаянием людей, отпадших от Господа (Ebrei 6:4-6; Ebrei 10:26.27; Ebrei 12:15-17). Насколько строго Бог придерживается этих принципов, показывает слово, сказанное Господом Своему народу при заключении завета: "Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его, и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего; ибо имя Мое в Нем" (Esodo 23:20.21). Народ Израиля сам навлек на себя суд своим непослушанием - в пустыне, в земле обетованной - вплоть до пленения - и, наконец, своим отказом принять Христа. Поэтому Павел предостерегает на примере истории своего народа: "Итак видишь благость и строгость Божью: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божьей; иначе и ты будешь отсечен" (Romani 11:22). А это означает, что верующие должны ежедневно и вовеки жить только милосердным прощением Божьим.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||