Увещевание (призыв), увещевать (призывать)
Словом "увещевать" в библ. текстах передается часто встречающийся как в Септуагинте, так и в книгах НЗ греч. глагол паракалейн, к-рый переводится как "призывать", "просить", "утешать", "ободрять" (по мнению Шнивинда, паракалейн обозначает в НЗ "спасение души"). В НЗ это слово употребляется в след. значениях:
1) "призывать к.-л. (приглашать)", "обращаться к к.-л.", "просить к.-л." Павел увещевает знатнейших из рим. иудеев (Atti 28:17). Лидия просит Павла и его друзей остаться в ее доме (Atti 16:15). Друзья Павла увещевают его не подвергать себя опасности (Atti 19:31). Люди просят Иисуса исцелить больных (Marco 6:56; Marco 7:32; Marco 8:22);
2) "призывать к ч.-л.", "предостерегать от ч.-л.", "(дружески) наставлять к.-л." (Corinzi 2 5:20; Filippesi 4:2; Timoteo 1 5:1). В Atti 15:32 и Efesini 4:1 содержится У. начать истинное, глубокое изменение жизни. В этой связи У. носит не просто общий душепопечит. характер, но становится элементом личного спасения (ср. Tessalonicesi 1 2:11; Tessalonicesi 1 5:11 и др.). Ученики Иисуса увещевают своих братьев и сестер быть преданными Богу (Romani 12:1), призывают к молитве (Romani 15:30), бдительности (Romani 16:17), целомудрию (Tito 2:6). Учение и У. (Timoteo 1 6:2) - два основных элемента проповеди Евангелия. Если цель учения - давать людям знание и веру, то задача У. - воздействовать на их волю и поступки таким образом, чтобы они преобразовывали свою жизнь. У. - основной элемент проповеди; проповедь и благовествование иногда обозначаются словом "наставление" (Atti 20:2 и др.), причем в этом случае следует принимать во внимание весь спектр значений слова паракалейн (см. выше). Наставление имеет своей целью научить людей жить в соотв. с евангельской проповедью, не ограничиваясь лишь передачей содержания Благой Вести. Поэтому ап. Павел призывает своих сотрудников наставлять добросовестных слушателей, а противящихся Слову Божьему обличать (Timoteo 2 4:2; Tito 1:9). Такое соединение У. и обличения в попечительстве о душе человека присутствует и в проповеди Иисуса (Matteo 18:15; см. также Galati 6:1). Подобное У. являлось преимущественно обязанностью учителей и широко применялось апостолами (Romani 12:1; Tessalonicesi 1 4:10; Tessalonicesi 1 5:14; Pietro 1 2:11); позднее оно было поручено их ученикам (Timoteo 1 4:13; Timoteo 1 6:2; Timoteo 2 4:2; Tito 1:9; Tito 2:6.15), а также заповедано христианам в их взаимоотношениях друг с другом (Tessalonicesi 1 5:11). Если верующие не призывают друг друга к освящению, то это опасный признак;
3) "ободрять", "утешать", "вселять мужество" (Matteo 5:4; Atti 20:12; Corinzi 2 7:6; Tessalonicesi 1 3:2; Tessalonicesi 1 4:18 и др.). Здесь слово паракалейн передает Божье милосердие к человеку - немощному и малодушному (Corinzi 2 1:4);
4) в тексте оригинала употребляется производное от глагола паракалейн сущ. параклетос ("утешитель", "опора"), выступающее как именование Св. -> Духа в прощальных речах Иисуса в Ев. от Иоанна (Giovanni 14:16.26; Giovanni 15:26; Giovanni 16:7; в Giovanni 1 2:1 это слово употреблено в значении "ходатай").
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||