Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино

I. Виноградная лоза (Vitis vinifera) - древесное ползучее растение; тонкие побеги (лозы) и их боковые ответвления имеют усики, с помощью к-рых растение закрепляется на подпорке. Отсечение боковых веток ведет к более интенсивному плодоношению (ср. Joh 15:2). Лоза может жить довольно долго, и у старых растений происходит "опробковение" коры ствола. Древесину виноградной лозы используют только в качестве топлива (Eze 15:1-6).
II: 1) почва и климат Палестины очень благоприятны для выращивания В. Существуют свидет-ва о возделывании В. с очень ранних времен (Gen 14:18; ср. также Gen 9:20) почти во всех областях страны. Его выращивали в земле Филистимской (Jdg 15:5), на Изреельской равнине (Ki1 21:1), в оазисе Ен-Геди (Sol 1:13), но особенно много В. было в холмистых местностях - вблизи Хеврона, в долине Есхол (Num 13:24), под Силомом (Jdg 21:20), Сихемом (Jdg 9:27) и Самарией (Jer 31:5), на вост. берегу Иордана (Isa 16:8-10; Jer 48:32), а судя по находкам, также и в пустыне Негев;
2) обычно виноградники располагались на склонах гор (Isa 5:1; Joe 3:18). Чтобы плодород. почву не смывали дожди, израильтяне сооружали террасы. Сады обносили заборами или стенами от кабанов и -> шакалов во избежание потрав (Num 22:24; Psa 79:9-14; Pro 24:30; Sol 2:15; Isa 5:5). Очистив почву от камней, на ней сажали виноградные лозы, строили дозорные башни и сооружали точило (виноградный пресс) (Isa 1:8; Isa 5:1-7; Mat 21:33-41). Виноградник требует много труда (ср. Mat 20:1-16), особенно летом, перед окончат. сбором урожая (-> Календарь, III); в это время виноградари обычно живут на своих виноградниках в палатках. Уход за виноградником состоит в том, что время от времени нужно рыхлить землю и очищать ее от сорняков (Pro 24:30; Isa 5:6); лозы требуется обрезать и очищать (Lev 25:3; Joh 15:2). Ствол виноградной лозы обычно лежит на земле, а плодоносные ветви держатся на подпорках (ср. Eze 17:6; Hos 10:1). Иногда лоза ползет вверх по ветвям других деревьев;
3) из ягод В. получали сок (Isa 63:2; Rev 14:19.20), их ели свежими или сушеными (Num 6:3; Deu 23:25). Сушеный В., т.е. изюм, спрессовывали в лепешки (Sa1 25:18, Sa1 30:12, в Синод. пер. - "связки изюма"; -> Мед, III). Первые гроздья созревали уже к июлю, но сбор основного урожая приходился на сентябрь и мог продолжаться до октября. Это было время радости (ср. Isa 16:9.10), особенно когда В. начинали давить - с помощью пресса или ногами. Спелые грозди срезали (Jer 6:9) и помещали в точило, состоящее из плоского чана с отверстиями для слива сока, стекающего в располож. ниже другой чан. Как правило, оба чана высекались из камня. Мужчины давили гроздья голыми ступнями, переступая по слою В. (Neh 13:15; Job 24:11; Isa 63:3), при этом они напевали, чтобы работать в ритме (см. Isa 16:10; Jer 25:30; Jer 48:33). "Кровь гроздов" (Gen 49:11) окрашивала их кожу и одежду в красный цвет (Isa 63:1-3). Выжатый сок собирали в располож. ниже чан, а затем им наполняли кожаные мехи (Job 32:19; Mat 9:17) или глиняные кувшины. Там его оставляли для брожения, а затем переливали в другие сосуды (Jer 48:11), причем на дне старых сосудов оставался осадок, служивший бродильным элементом. (-> Дрожжи.) Позднее для получения сока стали применять пресс;
4) виноградный сок пили свежим [евр. тирош], черпая его из точила. Его в качестве начатков приносили в святилище (Num 18:12; Neh 10:38). Перебродив, сок превращался в вино [евр. яйин] - алкогольный напиток, вызывающий опьянение (Gen 9:21). "Плод виноградный" (Mat 26:29; Mar 14:25) - издревле принятое у иудеев выражение, обознач. вино, к-рое употребляли во время богослужебных празднеств, напр. при пасхальной трапезе и по случаю начала субботы. В Библии нередко говорится о вине, приправл. специями (Psa 74:9; Sol 8:2), или о смешанном вине (Pro 23:30; Sol 7:3; Isa 65:11), но о каких именно специях и о каком смешении идет речь, точных данных нет. В то же время различаются вино и "крепкий напиток", к-рый делали из других фруктов (напр., фиников), меда или зерна (Isa 28:7; Isa 29:9; -> Питье). Названия сортов В. обычно связывали с наименованием местностей, где они произрастали (Eze 27:18; Hos 14:8). О наличии в Палестине винных погребов нельзя говорить однозначно, исходя лишь из текста Библии. Запасы вина, о к-рых говорится в Ch1 27:27, могут свидет-вать о существовании такого погреба. В Sol 2:4 говорится "о доме пира", т.е. о помещении, где хранилось вино. Неясно, однако, был ли это погреб. Винные погреба были обнаружены при раскопках в Гаваоне. Они представляли собой похожие на водосборники ямы, в к-рых были сложены винные кувшины; сверху эти ямы были закрыты каменными плитами;
5) хлеб, вино и оливковое масло (елей) в библ. времена были основными продуктами питания (Ch2 2:9; Psa 103:14; Lam 2:12); вино восхваляется как дар Божий (Gen 27:28; Deu 8:7-10; Psa 103:15; Ecc 9:7; ср. Joh 2:1-11), оно, как жертва возлияния, входит в состав всякой жертвы всесожжения (Exo 29:38-41) и должно сопутствовать радости совместной трапезы перед Господом (Deu 14:26). Вино употреблялось и как целебное средство (Luk 10:34; Ti1 5:23; ср. Pro 31:6). Но нередко во время пиров при цар. дворе и в домах богатых людей мера в употреблении вина превышалась (Isa 28:7; Amo 6:6); от подобного злоупотребления Библия настоят. предостерегает (Pro 20:1; Pro 23:29-35; Eph 5:18). Священникам при исполнении служения запрещалось употреблять вино и крепкие напитки (Lev 10:8-11), -> назореям было запрещено пить вино и есть виноград в любом виде (Num 6:3; Jdg 13:4), -> рехавиты также не пили никакого вина (Jer 35).
III. В метафорич. значении вино нередко символизирует духовные силы и дарования (Pro 9:2; Isa 55:1), но вместе с тем и ослепление или смятение, вызываемые Богом (Jer 25:15). Господь сравнивает Свой народ с виноградной лозой (Psa 79:9-16; Hos 10:1), а землю израильтян - с виноградником (Jer 12:10; ср. Mar 12:1-9). Притчу о виноградной лозе, ветвях и виноградаре Иисус использует в Своих прощальных речах, чтобы пояснить Своим ученикам их взаимоотношения с Ним и с Отцом (Joh 15:1).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).