Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Заклятие
[евр. херем]. Предавать З. означает отлучать к.-л. лицо, животное или предмет от мира человеч. существования и отдавать его в распоряжение Бога. Как правило, существо или предмет, предаваемые З., уничтожались. Именно поэтому они считались священными. харамЕвр означает "предавать уничтожению, уничтожать", эфиоп. харама - "отлучать от мирского общества" (ср. также араб. харем).

I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Здесь это понятие употребляется применит. к войнам и обозначает полное уничтожение городов, людей, животных и вещей (Numeri 21:2; Deuteronomii 13:12-18; Iosue 10:28-40; Iudicum 1:17; Iudicum 21:11; 1 Samuelis 15:3; 1 Regum 20:42). Нередко отдельные группы людей и нек-рые предметы исключались из З. (Deuteronomii 2:34.35; Deuteronomii 20:13; Iosue 6:16-21; Iosue 8:2; Iosue 11:14). В более мягкой форме предавать З. означало жертвовать на святилище ценности и воен. добычу (Numeri 18:14; Ezechielis 44:29; Michaeae 4:13 -> Первородство). Согл. Leviticus 27:28, добровольные приношения Богу тоже рассматривались как З. И как таковые они не могли быть выкуплены (искл. была лишь очистит. жертва при посвящении Богу первенца). Как правило, повеление предать к.-л. или ч.-л. З. исходило от Самого Бога и касалось обычно идолопоклонников, угрожавших нарушить взаимоотношения между Израилем и его Богом (Exodus 34:12-16; Deuteronomii 7:2.26; Deuteronomii 20:17). Нарушителей Закона обычно постигала та же участь, что и предаваемых З. (Iosue 7:1.15.24-26). В целом З. можно понимать как наказание и как суд Божий (Exodus 22:20; Leviticus 27:29; Deuteronomii 13:12; Iudicum 21:11). Часто понятие З. употреблялось в метафорич. смысле (Isaiae 34:2.5; Isaiae 43:28; Zachariae 14:11; Malachiae 4:6 - в двух последних примерах в Синод. пер. - "проклятие"). В Esdrae 10:8 говорится о насильств. лишении имущества, сопровождавшемся отлучением от общества тех израильтян, к-рые не пришли в Иерусалим. Т.о., постепенно понятие З. приобретает значение исключения из общины. В более позднее время в иудаизме З. являлось второй по тяжести из трех ступеней исключения из общины; оно могло быть отменено в случае искреннего раскаяния отлученного.

II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Соотв. греч. слово анатема (-> Заклятие) встречается здесь в разных значениях. В Lucam 21:5 это понятие обозначает "приношения, посвящ. Богу или храму (в Синод. пер. - "вклады"). Обычно греч. слово анатема переводится как "предавать проклятию". Согл. ап. Павлу, прокляты, преданы анафеме были те, кто превратно толковал Евангелие и не любил Господа Иисуса Христа (1 Corinthios 16:22; Galatas 1:8). При этом Павел имеет в виду членов общины. Но у нас нет сведений о том, какие практич. последствия имела анафема, и поэтому мы не можем с уверенностью утверждать, была ли анафема тождественна отлучению от церкви. Довольно неожиданное употребление понятия анафемы можно обнаружить в Romanos 9:3, где Павел согласен быть отлученным (анатема) от Христа, если это поможет спасению его народа. Тем самым он показывает, насколько сильна его любовь к собств. народу. В новом Иерусалиме больше не будет ничего проклятого и, соотв., не будет и анафемы (Apocalipsys 22:3; см. также Zachariae 14:11). В Actus 23:12 говорится о том, что нек-рые иудеи договорились наложить проклятие на самих себя в случае нарушения ими клятвы. С похожим употреблением этого слова мы встречаемся и в Matthaeum 26:74.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).