Библия-Центр
РУ

Библейский Словарь Вихлянцева

В.П. Вихлянцев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Прил.1
Прил.2
Прил.3
Прил.4
Прил.5
Прил.6
Прил.7
Прил.8
Прил.9
Прил.10
Прил.11
Прил.12

Пасха (проходить мимо) — величайший еврейский праздник (Ин 2.13), празднуемый в память чудесного избавления из египетского плена (Исх 12.1-24). Пасхой в Исх 12.21; Вт 16.2 назван также и сам пасхальный агнец а в Исх 12.26-27 всё служение названо пасхальной жертвой Господу. Пасха праздновалась в 14й день первого месяца Авив (Нисан) независимо от дня недели (Исх 12.6) (фактически уже 15го, ибо день (см.) у Евреев начинался вечером с заходом Солнца). Если этот 15й день совпадал с субботой, то она называлась великой (Ин 19.31). Пасхального агнца нужно было приготовить в 10й день, заколоть в 14й, есть печеным, оставшееся сжечь в ту же ночь (Исх 12.3,6,9,10). Пасху разрешалось (в случае нечистоты) совершать и во второй месяц (Чис 9.10-13). Её должен был совершать и всякий пришелец, живший среди Евреев (Лев 9.14). Вслед за Пасхой (точнее, в тот же 15й день) начинались семь дней опресночных (Исх 12.18; Мф 26.17; Мк 14.12), в которые полагалось удалить из домов всякую закваску и есть только опресноки. Заколать пасхального агнца закон требовал только в том месте, где пребывало имя Господа (то есть пред скиниею или храмом) (Вт 16.1), и есть его разрешалось только мужчинам (Вт 16.7,16). Первый раз Евреи совершили Пасху в Египте (Исх 12), второй раз — в пустыне (Чис 9) и в третий раз — перейдя Иордан, в Галгале, на Ханаанской земле (Нав 5.10-11). Во время Судей она, видимо, праздновалась довольно регулярно, но позднее о Пасхе упоминается только при Езекии (2Пар 30) и при Иосии (4Ц 23.22; 2Пар 35.19), то есть более, чем через 500 лет после Судей. Судя по 2Пар 30.10-11, праздником этим уклонившиеся в идолопоклонство Евреи пренебрегали. Позже это служение было восстановлено при Ездре (Езд 6.18-19). Но для избранных Божиих Пасха — это Христос (1Кор 5.7), умерший и воскресший для их оправдания. Существуют различные мнения о дне, в который Господь совершил Свою последнюю Пасху (вечерю) со Своими учениками. По синоптическим Евангелиям может показаться, что это произошло вечером 14 Нисана (точнее — в начале 15го, в первый день опресноков) (Мф 26.17; Мк 14.12; Лк 22.7). В этом случае Он был схвачен, судим и распят в самый праздник, чего начальники иудейские не хотели допустить (Мф 26.3-5). Они либо нарушили это своё решение, либо последняя вечеря произошла в другой день. По Лк 23.54; Ин 18.28,39; 19.14 день суда и казни Иисуса падает на пятницу перед Пасхой, следовательно, вечеря, по всей вероятности, состоялась накануне — 13 Нисана, в четверг. В Исх 12.10 сказано: «оставшееся… сожгите на огне». Но если Пасха совпадает с пятницей, а первый день опресноков — с субботой, то по Исх 35.3 огня зажигать нельзя и тогда сжечь оставшееся невозможно. В этом случае, видимо, Пасху можно было есть в четверг 13 Нисана. Возможно также это была просто предпасхальная вечеря (ужин) Иисуса с Его учениками (Ин 13.1-2,29), на которой Он дал им Свои последние наставления и молился о них (Ин 13-17). Ибо съедать пасхального агнца нужно было торопливо, с посохами в руках и обувью на ногах (Исх 12.11), на этой же вечери Иисус и Его ученики неторопливо возлежали (Мф 26.20; Мк 14.18; Лк 22.14; Ин 13.4,12). Современный праздник Пасхи, в который празднуется воскресение из мёртвых Иисуса Христа, отмечается в западных и восточных церквах в один и тот же день только раз в три года, а в другие годы с разницей в одну или пять недель. Это происходит оттого, что дату праздника на Западе и на Востоке определяют по различным сложным эмпирическим формулам или таблицам, смысл которых теперь мало понятен. Во 2 в. разгорелись особенно сильные споры по поводу точной и общей даты этого праздника. 1й Вселенский собор в Никее в 325 г. постановил праздновать Пасху всем в первое воскресенье после весеннего равноденствия и следующего за ним новолуния. Но это решение так и не было осуществлено. Еврейская Пасха фактически также была подвижным праздником относительно годичных сезонных изменений. Это объясняется тем, что еврейский год был лунным и, примерно, каждые три года к нему добавлялся високосный месяц Ве-Адар. (См. день, месяцы, праздники).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Прил.1
Прил.2
Прил.3
Прил.4
Прил.5
Прил.6
Прил.7
Прил.8
Прил.9
Прил.10
Прил.11
Прил.12

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).