Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
Апостол Иаков открывает нам в этих словах великую тайну Божьего милосердия. Справедливость и воздаяние по делам — важные вещи; праведный суд над нашими поступками неотвратим...
Апостол Иаков открывает нам в этих словах великую тайну Божьего милосердия. Справедливость и воздаяние по делам — важные вещи; праведный суд над нашими поступками неотвратим, как все законы мира. Кирпич, брошенный вверх, падает на голову по закону всемирного тяготения. Грех влечет за собой исчезновение жизни... Но этим справедливым судом не ограничивается судьба мира и человека. Есть милость Божья, и она выше и важнее суда. Синодальный перевод здесь очень точно передает смысл греческого слова: милость превозносится над судом. Это откровение невероятно, и оно имеет самое прямое отношение к нашей надежде; и именно этим торжеством милости и прекрасен мир.
Но для апостола Иакова важно, чтобы мы правильно поняли его мысль. Торжество милосердия Божьего не означает, что мы можем «позволить себе» грех, полагаясь на то, что Господь «все равно» помилует. Такой взгляд появился еще в апостольскую эпоху и тогда же был отвергнут. Апостол подчеркивает, что милость действенна постольку, поскольку сами мы руководствуемся ею в своей жизни. Не «практикуемая», она остается недоступной нам. Вот, собственно, почему Господь выделяет как главное для человека — любить Бога и ближнего.
Почему мы должны доверять Библии? Как нужно читать Библию неверующим, чтобы понять, что в ней написано?
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
"Милость торжествует над судом" - "суд" надо понимать здесь в смысле приговора. Приговор может выносить только Бог, творец закона (Иак 4:11-12; Иак 5:9; ср. Пс 9:9).
В заключение отдела, после обличения недолжного отношения к ближним ( ст. 2-4,6,9 ), апостол увещает читателей поступать по закону свободы (сн. 1:25 ), который есть закон любви: этот закон и легок для исполнения, и имеет столь непреложно-обязательное значение для христианина, что по этому именно закону любви, по мере выполнения этого закона, христиане будут судимы на последнем суде Христовом ( Мф 25:34 и сл. ). И на этом Страшном суде благотворительная любовь по закону Христову имеет и носит в себе твердую уверенность (славянский: «хвалится», греческий: κατακαυχα̃ται), как бы заранее торжествует, что она превозможет страшную, угрожающую силу будущего суда, освободит человека от наказания и гибели. «Если мы простили ближним согрешения их против нас и из имения своего уделяем часть нищим, то и нас восприимет милость Божия, когда будет судить наши поступки. Напротив, тяжкое осуждение постигнет тех, которые не оказали благорасположения к подобным себе... Мне кажется, действие милосердия сходно с тем, что производит елей древесный на борющихся на поприще. Борцы, намащаемые елеем, легко ускользают от захватывания своими противниками. Так и наше милосердие к бедным дает нам на суде возможность избежать нападений со стороны бесов» (блаж. Феофилакт).