И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?
Что имеет в виду апостол, говоря, что тому, кто стремится к благу, невозможно причинить зла? Если понимать его слова, как относящиеся исключительно к нашему, ещё не преображённому, миру, они могут показаться излишне...
Что имеет в виду апостол, говоря, что тому, кто стремится к благу, невозможно причинить зла? Если понимать его слова, как относящиеся исключительно к нашему, ещё не преображённому, миру, они могут показаться излишне оптимистичными. Но что считать благом? И от чего оно зависит?
Ещё за V столетий до рождения Спасителя афинский философ Сократ утверждал, что зло не может прийти к человеку извне, а то, что люди обычно считают злом, подразумевая под ним неудачи, страдания и даже смерть, на самом деле таковым не является. Настоящее же зло, по мнению философа, человек может причинить себе лишь сам, сделав неправильный выбор и принеся тем самым вред собственной душе. Так решал вопрос о добре и зле человек, живший во времена Захарии и Малахии, но никогда их не слышавший.
Казалось бы, и апостол имеет в виду то же самое: если злом считать вред, нанесённый человеком собственной душе, то тому, кто стремится только к благу, боятся действительно нечего. Но ведь речь идёт о падшем человеке в падшем мире. Можно ли быть уверенным в собственной неуклонности на пути блага?
Как видно, одной человеческой мудрости тут мало. Но ведь и апостол говорит не только о ней. Теперь, когда пришёл Мессия и принёс в мир Царство, человек уже не остаётся в своём стремлении к благу один на один с лежащим во зле миром и с собственным грехом. И если раньше одного намерения было недостаточно, если раньше избравшему путь праведности необходимо было быть духовным героем, то теперь достаточно лишь оставаться твёрдым в своём намерении. А в остальном нам всегда помогут.
Почему мы должны доверять Библии? Как нужно читать Библию неверующим, чтобы понять, что в ней написано?
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
Апостол высказывает возвышенный взгляд на добродетель, имеющую столь самобытное достоинство, что никакое внешнее зло не в силах нанести существенного ущерба добродетельному (ст. 12; ср. Рим 8:33), напротив, возвышает ее оправдывающую силу (ст. 14; Мф 5:10). При этом увещание христианам не бояться угроз преследующих, равно как и увещание ревновать о прославлении Господа в душах верующих апостол выражает, по своему обыкновению, словами Ветхого Завета, именно: пророка Исаии (Ис 8:12-13). С внутренним освящением Бога в сердцах христиан должно соединяться и внешнее исповедание его пред людьми, готовность верующих дать отчет в своем уповании всякому вопрошающему. "Апостол повелевает верному человеку всегда быть готову к отчету о вере, чтобы, когда бы ни стали спрашивать нас о вере, мы всегда могли легко отвечать, и делать это с кротостью, как и все вообще, как бы в присутствии Самого Бога... Нужно заметить, что настоящие слова апостола не противоречат изречению Господа. Когда Господь говорит, чтобы мы, когда поведут нас к начальникам и властям, не заботились о том, что нам отвечать (Лк 21:14), а Петр заповедует теперь готовиться к ответу, то — Господь говорит о свидетельстве, а апостол Петр — об учении" (блаж. Феофилакт). Упование, по апостолу, образует самую суть истинной духовной христианской жизни, и ответ или отчет об этом уповании, основанном на вере, должен быть "с кротостью и благоговением", из благоговейного почтения пред божественной истиной и без тени высокомерия. Здесь — на все времена урок всем исповедникам, защитникам и миссионерам христианской веры! В ст. 17 повторяется и обосновывается мысль стиха 14-го о том, что лучше страдать за добрые дела, чем за злые (ср. 2:20).