Библия-Центр
РУ

Священное Писание в жизни св. Франциска Ассизского

Свящ. Дарий Харасимович
Скачать в формате:
Поделиться

Введение

Думаю, что биография святого Франциска более или менее всем известна. Это святой, который золотыми буквами записан в истории христианства и мира, известный не только католикам, православным, протестантам, но и религиям Востока; человек, который является покровителем экологии, мира во всем мире; человек, который очень радикально пошел за Христом, очень буквально жил по Евангелию. Может быть, многие из вас видели икону Чимабуэ, представляющую св. Франциска. На этой иконе св. Франциск держит в руках какую-то книгу, прижимая ее к своему сердцу. Конечно, можно догадаться, что это именно Слово Божье, Евангелие. И уже это есть первый ответ на вопрос о месте Слова Божьего в жизни Франциска Ассизского. Как мы знаем, икона символическим образом показывает нам самое главное в жизни святого человека. Итак, у нас есть первый указатель на почетное место Библии в жизни Франциска и францисканцев.


1. Христос — Воплощенное Слово — источник любви к Слову Божьему.

Тот, кто знает жизнь св. Франциска, его историю, согласится со мной, что св. Франциск получил от Бога большой дар — возлюбить и понять тайну Воплощения. Бог, пребывающий в Своем Величии, Всемогуществе, Духе, невидимый для глаз, неслышный для ушей, стал человеком, стал близок каждому из нас, мало того, стал Младенцем. Именно взирая на эту тайну, Франциск пришел к Богу, пришел к Отцу. Для него человечество Христа, которое стало окном к Богу, мостом в Божий мир, которое протянуло руку к человеку грешному, слабому, ожидающему спасения, — это человечество Христа было дорогой к Богу.

И конечно, одним из проявлений Христа-человека было Его Слово, слово Христа-человека. И, поскольку Франциск возлюбил Христа-человека, он возлюбил и слово Христа как человека, Слово Божье. Для Франциска любить Христа — значит любить Его Слово, уважать, почитать Его Слово, ведь это Он Сам. Вот что об этом пишет сам Франциск: «Я, брат Франциск, нижайший слуга ваш, молю и заклинаю вас во имя любви, которая есть Бог, припадая к стопам вашим, чтобы эти слова и другие слова Господа нашего Иисуса Христа вы приняли и осуществили, и соблюли со смирением и любовью» (Послание всем христианам, гл. 12, ст. 87). И в другом месте читаем (таких мест очень много, это только примеры): «Блажен тот монах, у которого нет другой отрады и радости, кроме пресвятых слов и дел Господних» (Наставление, гл. 20, ст. 1).

Когда мы читаем Устав францисканцев или молитвы св. Франциска, трудно не заметить, с каким уважением и нежностью он говорит о Слове Божьем: «пресвятое Слово», «возлюбленное Слово» и т.д.

2. Слово Божье — указатель Божьей воли.

Даже вспоминая начало обращения св. Франциска к Богу, мы видим Слово Божье. Если вы помните, Бог, Сам Христос сказал Франциску с креста в Сан-Дамиано: «Иди, Франциск, почини Мою Церковь, которая разрушается!» Это не слова из Библии, но это слова Христа, слова Христа-человека. Эти слова так подействовали на Франциска, что он потихоньку, в течение нескольких лет обращается, приходит к Богу.

Когда мы читаем Житие Франциска, написанное братом Фомой из Челано, мы видим, как часто, когда Франциск не знает, что делать, он берет текст Евангелия и ищет Божьей воли в этих словах Евангелия. В «Завещании св. Франциска» читаем: «И позже, когда Господь дал мне братьев, никто не указал мне, что я должен делать, но Всевышний Сам открыл мне, что я должен жить по образу святого Евангелия» (ст. 14).

Мало того, даже Устав францисканцев начинается следующими словами: «Вот правило и жизнь меньших братьев: соблюдать святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа…» (Правило, утвержденное буллой, гл. 1, ст. 1). Это не означает ничего иного, как исполнения Благой Вести, которую принес Христос, а значит — соблюдения слов Христа.

Основатель Ордена францисканцев, который не имел серьезного богословского образования, часто не знал, что делать. Пришло много людей, очень много людей, молодых, разных, даже священников, чтобы жить в ордене, жить таким образом — в бедности, в целомудрии и в послушании, в подражании Христу. Что с ними делать, как их вести, как организовать жизнь этих людей? Как им проповедовать ту истину, что Бог есть любовь, как он часто повторял? Как проповедовать мир и добро людям? Ответов он искал в Слове Божьем. Это для него был указатель Божьей воли, он черпал ее прямо из Библии. Есть такая книга — «Цветочки св. Франциска», там даже есть такое немного шуточное описание. Когда он шел с одним братом на проповедь, и, дойдя до перекрестка, они не знали, куда дальше идти, то Франциск сказал: «Давай покрутимся, и где остановимся, в тот город и пойдем». А прежде молился о Божьей воле. Для него было самое главное — жить по Божьей воле, делать то, что Бог хочет. И первым источником Божьей воли было для него Священное Писание.


3. Слово Божье — орудие спасения.

Св. Франциск в своих письмах более конкретно говорит, почему Слово Божье столь важно: «И мы все твердо веруем, что никто не может спастись, разве как через святые слова и Кровь Господа нашего Иисуса Христа…» (Послание всем христианам, гл. 6, ст. 34).

Видно, что для св. Франциска святые Таинства, совершаемые в церкви, и Слово Божье — самое важное. В них, в этих словах — спасение и то, что для человека наиболее важно — наша цель. На основе Слова Божьего мы этой цели можем достигнуть, и потому для него слова Господа очень важны. «Святые Тайны, освящаемые словами Господа на алтаре, в руках иерея, под образом Хлеба и Вина…есть воистину пресвятое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа» (Наставления, гл. 1, ст. 9-10). Слова Господа освящают эти Тайны Церкви, и потому Таинства и слова Господа неразделимы, одно без другого не может существовать. «Молю вас более, чем если бы это касалось меня самого: когда представится вам уместным и полезным, с кротостью умоляйте клириков, чтобы они выше всего в мире чтили пресвятое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, святые имена и слова, писанные Им, освящающие Тело» (Первое послание стражам, ст. 2).

Итак, еще раз повторю, для Франциска Слово Божье и таинства равным образом важны в христианской жизни. Еще один пример: «Истинно,  — говорит Франциск, — многие вещи освящаются Словом Божьим, и силою Христовых слов совершается Таинство алтаря» (Послание всему Ордену, гл. 4, ст. 37).


4. Почитание Слова Божьего святым Франциском.

В свете сказанного нам становится понятно, почему Франциск так усердно наставлял своих братьев: «Я обращаюсь ко всем братьям моим и Христом прошу их, чтобы всякий раз, встретив божественные слова, они воздавали им честь, как могут, если увидят, что они худо хранятся или разбросаны неподобающим образом в каком-либо месте, пусть соберут их и перенесут в достойное место, почитая в словах этих Самого Господа, Который их изрек» (Послание всему Ордену, гл. 4, ст. 35-36). Подобные увещевания встречаются у Франциска не раз: «Всякий раз, как встретим пресвятое Тело Господа нашего Иисуса Христа, помещенное и хранимое неподобающим образом, возьмем Его оттуда, поместим и будем хранить в достойнейшем месте. Равным образом, где бы ни встретили мы имен и писаных слов Господних в недостойном месте, соберем их и поместим в место достойное» (Послание всем клирикам о почитании Тела Господня, ст. 11-12). Такое отношение к словам Господним было причиной особого, чрезвычайно уважительного отношения к тем, кто это Слово разбирал, толковал и проповедовал, т.е. к священникам, проповедникам Слова Божьего. Если Слово так важно, значит важен и тот, кто это Слово проповедует, потому что он передает эти слова, он как бы орудие этих слов. «И мы должны чтить и почитать всех богословов и всех, кто преподает нам святые божественные слова, ибо они подают нам дух и жизнь» (Завещание святого Франциска, ст. 13). Мы видим, что даже внешним образом св. Франциск почитал Слово Божье, Библию. И не только Слово Божье, но и все записи, содержавшие богословие, любые послания, отрывки, доклады, лекции о Господе нашем Иисусе Христе. Даже это он очень почитал, потому что все это говорит о Христе и значит тоже представляет собою орудие нашего спасения, путь к Богу. Вы знаете, что и у православных, и у католиков очень почитается Тело Христово. Например, страшная вещь, когда во время причащения по невнимательности священника Тело Господа упадет на землю. Все неспокойны, что же теперь будет. Так же для Франциска и Слово Божье. Если бы он заметил его где-то лежащим на земле или в недостойном месте, его реакция была бы той же самой во имя почтения к Слову Божьему, потому что это Слово — дух и жизнь, оно нам передает спасение. Есть очень много мест, где он просит и напоминает своим братьям, чтобы они почитали слова Христа.


5. Слово Божье нуждается в его исполнении.

Мы знаем, что Франциск — человек не теории, а практики, именно практики соблюдения Слова Божьего. Я уже вспоминал начало нашего Устава, где говорится, что жизнь братьев меньших — соблюдать Евангелие, выполнять в своей жизни то, что передает нам Евангелие, жить по нему, а не только читать. Так он пишет в «Наставлениях»: «Апостол говорит: «Буква убивает, а дух животворит». Тех убила буква, кто алчет узнавать одни слова, чтобы прослыть мудрейшими среди других и чтобы приобрести большие богатства и наделить ими кровных и друзей. Подобно тому, убиты буквою и те монахи, которые не желают следовать духу божественного Писания, но горят жаждой узнавать одни слова и толковать их другим» (гл. 7, ст. 1-3).

Франциск видел опасность гордыни и жажды уважения людского в случае только изучения Священного Писания без его исполнения в жизни: «Ведь дух плотский более всего стремится к словам, а не к делу, и не веры и душевной святости он ищет, а ищет и алчет благочестия и святости наружной в глазах людей, и таковы те, о ком сказал Господь: «Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Правило, утвержденное буллой, гл. 17, ст. 11-13).

Думаю, сама жизнь св. Франциска многое нам говорит об этом. Он жил Словом Божьим, исполнял это Слово буквально и бескомпромиссно и учил нас всех и до сих пор учит, что Слово Божье требует исполнения, требует того, чтобы жить по нему на практике, — тогда только оно приносит плоды. А те, которые хотят только изучать это Слово, находятся в опасности, что оно останется в них бесплодно, неэффективно.


Заключение.

«Книга жизни» — так коротко можно сказать о ценности Священного Писания для Франциска Ассизского. Оно его привело ко Христу, воспитывало (ведь он сам написал, что «слова Господа  — это дух и жизнь»), утешало и указывало, что ему делать. Ведь тот, о ком говорят «Alter Christus», не смог бы жить без Слова Христа. Для нас важно, что это Слово исполнилось: «Вот вышел сеятель сеять. И когда он сеял…иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13:3, 8). Спустя восемь веков, смотря на св. Франциска, мы постоянно учимся не только слушать Слово Божье, но и «приносить плоды», исполняя его в своей жизни, как это делал Франциск.

Отрывки к тексту:
Мф 13:1-23
Мк 4:1-20
Лк 8:4-15
1
In illo die exiens Iesus de domo sedebat secus mare;
2
et congregatae sunt ad eum turbae multae, ita ut in naviculam ascendens sederet, et omnis turba stabat in litore.
3
Et locutus est eis multa in parabolis dicens: “ Ecce exiit, qui seminat, seminare.
4
Et dum seminat, quaedam ceciderunt secus viam, et venerunt volucres et comederunt ea.
5
Alia autem ceciderunt in petrosa, ubi non habebant terram multam, et continuo exorta sunt, quia non habebant altitudinem terrae;
6
sole autem orto, aestuaverunt et, quia non habebant radicem, aruerunt.
7
Alia autem ceciderunt in spinas, et creverunt spinae et suffocaverunt ea.
8
Alia vero ceciderunt in terram bonam et dabant fructum: aliud centesimum, aliud sexagesimum, aliud tricesimum.
9
Qui habet aures, audiat ”.
10
Et accedentes discipuli dixerunt ei: “ Quare in parabolis loqueris eis? ”.
11
Qui respondens ait illis: “ Quia vobis datum est nosse mysteria regni caelorum, illis autem non est datum.
12
Qui enim habet, dabitur ei, et abundabit; qui autem non habet, et quod habet, auferetur ab eo.
13
Ideo in parabolis loquor eis, quia videntes non vident et audientes non audiunt neque intellegunt;
14
et adimpletur eis prophetia Isaiae dicens: "Auditu audietis et non intellegetis et videntes videbitis et non videbitis.
15
Incrassatum est enim cor populi huius, et auribus graviter audierunt et oculos suos clauserunt, ne quando oculis videant et auribus audiant et corde intellegant et convertantur, et sanem eos".
16
Vestri autem beati oculi, quia vident, et aures vestrae, quia audiunt.
17
Amen quippe dico vobis: Multi prophetae et iusti cupierunt videre, quae videtis, et non viderunt, et audire, quae auditis, et non audierunt!
18
Vos ergo audite parabolam seminantis.
19
Omnis, qui audit verbum regni et non intellegit, venit Malus et rapit, quod seminatum est in corde eius; hic est, qui secus viam seminatus est.
20
Qui autem supra petrosa seminatus est, hic est, qui verbum audit et continuo cum gaudio accipit illud,
21
non habet autem in se radicem, sed est temporalis; facta autem tribulatione vel persecutione propter verbum, continuo scandalizatur.
22
Qui autem est seminatus in spinis, hic est, qui verbum audit, et sollicitudo saeculi et fallacia divitiarum suffocat verbum, et sine fructu efficitur.
23
Qui vero in terra bona seminatus est, hic est, qui audit verbum et intellegit et fructum affert et facit aliud quidem centum, aliud autem sexaginta, porro aliud triginta ”.
Скрыть
1
Et iterum coepit docere ad ma re. Et congregatur ad eum tur ba plurima, ita ut in navem ascendens sederet in mari, et omnis turba circa mare super terram erant.
2
Et docebat eos in parabolis multa et dicebat illis in doctrina sua:
3
“ Audite. Ecce exiit seminans ad seminandum.
4
Et factum est, dum seminat, aliud cecidit circa viam, et venerunt volucres et comederunt illud.
5
Aliud cecidit super petrosa, ubi non habebat terram multam, et statim exortum est, quoniam non habebat altitudinem terrae;
6
et quando exortus est sol, exaestuavit et, eo quod non haberet radicem, exaruit.
7
Et aliud cecidit in spinas, et ascenderunt spinae et suffocaverunt illud, et fructum non dedit.
8
Et alia ceciderunt in terram bonam et dabant fructum: ascendebant et crescebant et afferebant unum triginta et unum sexaginta et unum centum ”.
9
Et dicebat: “ Qui habet aures audiendi, audiat ”.
10
Et cum esset singularis, interrogaverunt eum hi, qui circa eum erant cum Duodecim, parabolas.
11
Et dicebat eis: “ Vobis datum est mysterium regni Dei; illis autem, qui foris sunt, in parabolis omnia fiunt,
12
ut videntes videant et non videant, et audientes audiant et non intellegant, ne quando convertantur, et dimittatur eis ”.
13
Et ait illis: “ Nescitis parabolam hanc, et quomodo omnes parabolas cognoscetis?
14
Qui seminat, verbum seminat.
15
Hi autem sunt, qui circa viam, ubi seminatur verbum: et cum audierint, confestim venit Satanas et aufert verbum, quod seminatum est in eos.
16
Et hi sunt, qui super petrosa seminantur: qui cum audierint verbum, statim cum gaudio accipiunt illud
17
et non habent radicem in se, sed temporales sunt; deinde orta tribulatione vel persecutione propter verbum, confestim scandalizantur.
18
Et alii sunt, qui in spinis seminantur: hi sunt, qui verbum audierunt,
19
et aerumnae saeculi et deceptio divitiarum et circa reliqua concupiscentiae introeuntes suffocant verbum, et sine fructu efficitur.
20
Et hi sunt, qui super terram bonam seminati sunt: qui audiunt verbum et suscipiunt et fructificant unum triginta et unum sexaginta et unum centum ”.
Скрыть
4
Cum autem turba plurima conveniret, et de singulis civitatibus properarent ad eum, dixit per similitudinem:
5
“ Exiit, qui seminat, seminare semen suum. Et dum seminat ipse, aliud cecidit secus viam et conculcatum est, et volucres caeli comederunt illud.
6
Et aliud cecidit super petram et natum aruit, quia non habebat umorem.
7
Et aliud cecidit inter spinas, et simul exortae spinae suffocaverunt illud.
8
Et aliud cecidit in terram bonam et ortum fecit fructum centuplum ”. Haec dicens clamabat: “ Qui habet aures audiendi, audiat ”.
9
Interrogabant autem eum discipuli eius, quae esset haec parabola.
10
Quibus ipse dixit: “ Vobis datum est nosse mysteria regni Dei, ceteris autem in parabolis, ut videntes non videant et audientes non intellegant.
11
Est autem haec parabola: Semen est verbum Dei.
12
Qui autem secus viam, sunt qui audiunt; deinde venit Diabolus et tollit verbum de corde eorum, ne credentes salvi fiant.
13
Qui autem supra petram: qui cum audierint, cum gaudio suscipiunt verbum; et hi radices non habent, qui ad tempus credunt, et in tempore tentationis recedunt.
14
Quod autem in spinis cecidit: hi sunt, qui audierunt et a sollicitudinibus et divitiis et voluptatibus vitae euntes suffocantur et non referunt fructum.
15
Quod autem in bonam terram: hi sunt, qui in corde bono et optimo audientes verbum retinent et fructum afferunt in patientia.
Скрыть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).