Библия-Центр
РУ

Новость дня на 24 Июня 2012

Тора, как видно, требует от нас одинакового отношения ко всякому человеку, независимо от того, является ли он для нас «своим» или «чужаком». Это вовсе не значит, что Бог не делает различий между людьми, между Своим народом и другими народами. В той же Торе достаточно однозначно описаны требования к тем, кто хотел бы войти в народ Божий, став его неотъемлемой частью и получив право участвовать в религиозной жизни общины: такой человек должен не только принять яхвизм, как свою веру, и Бога Израиля, как своего Бога, он должен также полностью следовать всем религиозным нормам и правилам, включая не только заповеди, нравственные нормы, но и правила ритуальной чистоты, которым в дохристианские времена повсеместно, включая яхвизм, уделяли большое внимание.

Однако возможно было и иное положение дел: пришелец, человек со стороны, решивший поселиться среди евреев, имел право жить среди них, не участвуя в яхвистской религиозной жизни и пользуясь при этом всеми правами, кроме права на такое участие. Разумеется, все законы, связанные с запретом богохульства и кощунства, распространялись на него так же, как и на самих евреев, но в остальном он был свободен.

Именно эта норма Торы позволила целым языческим племенам жить на территории еврейского государства, не принимая яхвизма и продолжая поклоняться своим богам, как это было во времена Давида и Соломона. Что это: веротерпимость? Религиозное безразличие ко всем, кроме собственного народа? Наверное, не то и не другое.

Тора никогда не приравнивала язычество к яхвизму, так же, как никогда не приравнивала она язычников к народу Божию. Тут скорее уважение свободы выбора человека в главном, в том, что касается его духовной жизни, а значит, и его религии. Нельзя, да и бессмысленно «обращать» человека, пользуясь тем, что ему, может быть, просто некуда уйти.

К тому же, сам факт пребывания язычника на земле Божьей ещё не делает его яхвистом, сама собой вера не приходит, и лучше никого в этом отношении не вводить в заблуждение: тот, кто хочет принять яхвизм, должен принять его не «автоматически», поселившись среди верующих яхвистов, а сделав свой собственный выбор и примкнув к общине.

Так Тора оберегает свободу человека и сохраняет чистоту общины, избавляя её от мнимых «верующих», чья вера на поверку оказывается всего лишь формальностью и желанием быть «как все».

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Смерть первенцев оказалась последней каплей: фараон отпускает народ. Более того: он торопит евреев с уходом. Почему так? Думал ли фараон, что евреи захотят уйти из Египта? Дальнейшие события ясно покажут... 

 

Тора, как видно, требует от нас одинакового отношения ко всякому человеку, независимо от того, является ли он для нас «своим» или «чужаком». Это вовсе не значит, что Бог не делает различий между людьми, между Своим народом и другими народами. В той же Торе достаточно однозначно описаны требования к тем, кто хотел бы войти в народ Божий, став его неотъемлемой частью и получив право участвовать в религиозной жизни общины... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).