Библия-Центр
РУ

Новость дня на 14 Июня 2014

Что имеет в виду священнописатель, призывая «навязать на руку» и «повязать над глазами» слова Торы? На первый взгляд, этот призыв можно воспринять лишь аллегорически, поняв его, как призыв всегда иметь Тору перед глазами и руководствоваться ею каждую минуту, соотнося с ней каждое действие. Но, учитывая исторические реалии эпохи написания книги, можно предположить, что и буквальное понимание текста в данном случае имеет свой смысл. Амулеты в языческой древности были распространены чрезвычайно широко, их нередко носили на руках и на лбу, используя, как обереги. И автор книги, как видно, призывает заменить священные амулеты подобием небольших пластин или медальонов с текстом из Торы. На первый взгляд такая замена кажется простой формальностью: ведь она не сделает носящего подобного рода знаки верующим автоматически, автор не случайно напоминает о том, что Тора должна присутствовать, прежде всего, в сердце человека, определяя всю его внутреннюю жизнь («душу»). Но кроме внутренней жизни есть ещё и жизнь внешняя, которая в те времена была пронизана язычеством, не только на государственном и общественном, но и на бытовом уровне. Язычество составляло ту ткань жизни, которая определяла её повседневное качество, и именно эту ткань было совершенно необходимо от язычества очистить. Конечно, заменить одни символы другими было ещё далеко не достаточно. Но и обойтись без такой замены было невозможно. В самом деле, повседневная жизнь падшего человека состоит во многом из полуосознанных привычек, из того автоматизма, который нередко заставляет человека действовать прежде, чем он успеет подумать о том, что делает, и даже прежде, чем он успевает понять, что надо бы остановиться и подумать. А привычное окружение воссоздаёт такие поведенческие модели, замыкая круг, вырваться из которого оказывается далеко не просто. И тогда у священнописателя рождается очень понятная и естественная в такой ситуации мысль: а что, если внутри этого самого привычного окружения, там, где глаз привык видеть знакомые языческие символы, поместить вместо них что-то, что напомнит не о язычестве, а о Торе, не о богах, а о Боге? Конечно, сама по себе такая замена ещё ничего не гарантирует. Но она, по крайней мере, предоставляет каждому, живущему в привычном круге, лишний шанс из него вырваться. А значит, и шанс встать на путь праведности, в конце концов приводящий идущего им в Царство.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Благословение и проклятие, о которых говорит Бог, выражены в Книге Второзакония предельно просто: это жизнь и смерть... 

 

Что имеет в виду священнописатель, призывая «навязать на руку» и «повязать над глазами» слова Торы? На первый взгляд, этот... 

 

Открыв народу Свою Тору, Бог ставит его в ситуацию выбора. Выбора пути — пути жизни и пути смерти. Хотя вернее было бы говорить об одном пути, потому, что путь смерти — по сути, беспутье, ведущее в никуда... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).