Трудно сказать точно, когда была написана Книга Товита. Судя по некоторым упоминаемым в ней деталям, можно думать, что она появилась во времена гонения Антиоха Эпифана, незадолго до восстания Маккавеев. Гонения эти были связаны с отказом живших в Иерусалиме евреев подчиниться указу Антиоха о сооружении на храмовом дворе языческих алтарей.
Алтари, конечно, были построены, а сопротивление недовольных было сломлено силой. Но евреи, жившие в городе, стали из него разъезжаться, справедливо посчитав, что в осквернённом Храме совершать обычные жертвоприношения невозможно. Участвовать в языческих культах они по-прежнему отказывались.
Тогда началось организованное властями систематическое гонение на Синагогу, первое в её истории. Гонение было суровым: запрещалось участие в богослужениях (верующим евреям приходилось собираться на свои богослужения тайно), изучение Торы, приготовление кошерной пищи, даже обрезание. Многие были казнены за отказ отречься от Бога и поклониться Зевсу, культ которого повсеместно (в том числе и в Иудее) вводил Антиох. По-видимому, одного из таких казнённых и погребал Товит.
Тут-то и вспомнил он слова великого пророка древности, жившего ещё до плена, Амоса, который, обращаясь к жителям Иерусалима, говорил им о том, что в день Суда их радость обратится в печаль. Гонения Антиоха многим евреям казались предвестием прихода Мессии и последнего Суда.
Так смотрел на дело и Товит, потому, наверное, он и вспомнил слова древнего пророка. Но в отличие от людей допленной эпохи он, вероятно, думал не о языческих культах, навязанных Антиохом, а о том, что предшествовало гонениям, — об охватившем всех увлечении греческой культурой, греческими традициями, эллинистической цивилизацией, в погоне за благами которой многие забывали и собственные традиции, и веру отцов, и даже Тору.
Не только Товит, но и многие другие видели в этом отступничестве причину постигших народ гонений. Языческий мир, которым так увлеклись многие евреи в те времена, неожиданно обернулся к ним своей обратной, жестокой стороной. И многие тогда поняли, что за все в мире приходится платить по его законам. Только Бог отдаёт человеку даром всю полноту Своего Царства.