Библия-Центр
РУ

Новость дня на 7 Сентября 2017

Читатели Ветхого Завета нередко рассуждают об избранности народа Божия как о чём-то таком, что выделяет его из числа других народов, давая ему некие особые права и развивая в нём чувство религиозной и духовной, а быть может, и национальной исключительности.

Конечно, кому-то из евреев такие чувства и мысли бывали свойственны прежде и бывают свойственны сегодня. Но, во всяком случае, Тора в народе Божием ничего подобного никоим образом не культивирует и ничему такому не учит. Богоизбранность в Торе понимается, прежде всего, как особая ответственность еврейского народа за полученное им откровение и за порученную ему Тору. В Торе можно найти немало на сей счёт указаний, и одним из них можно считать требование равного отношения к евреям и к тем, кто оказался на данной Богом Своему народу земле в качестве пришельца.

Надо заметить, что языческой древности вообще свойственно скорее пренебрежительное отношение к пришельцам, иноземцам, вообще ко всякому чужаку. Конечно, тут существовал выработанный тысячелетиями практики межнациональных, а ещё раньше межплеменных отношений этикет, связанный со статусом чужеземца, которому иногда, в особых случаях, могли оказать немалое уважение. Но если оно и оказывалось, то лишь в силу особого статуса такого чужеземца, обусловленного межгосударственными или межплеменными отношениями. «Рядовой» же пришелец уважением, как правило, не пользовался.

Тора требует не просто уважения, но именно любви к пришельцу, чужеземцу, вообще к чужаку, такой же, какую проявляют к своим соплеменникам. Оно и понятно: ведь земля, данная Богом Своему народу, была дана ему не в безусловное владение, а скорее в пользование, с условием соблюдения заключённого некогда союза-завета и исполнения заповедей Божьих. А если так, то и в отношении земли действует принцип не столько права, сколько ответственности: народ Божий отвечает за то, чтобы живущие на данной ему Богом земле жили в соответствии с нормами Торы.

Но эта ответственность сама по себе не предполагает исключительного права народа на землю: не случайно на еврейской земле и в еврейском государстве (когда оно существовало на политической карте) во все времена рядом с евреями жили и другие народы тоже. И именно от духовного выбора народа Божия зависело, каким было окружение и как разрешались проблемы взаимоотношений с теми, кого евреи воспринимали, как чужаков. Ведь земля была дана не конкретному этносу, а народу-общине. Соблюдающим заповеди и хранящим Тору.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Оказывается, Бог не требует от нас ничего трудного. Только благоговения и любви, только открытости и честности, только... 

 

Читатели Ветхого Завета нередко рассуждают об избранности народа Божия как о чём-то таком, что выделяет его из числа других народов, давая ему некие особые права и развивая... 

 

Вся суть Торы сводится к одному: любить Бога от всего сердца и от всей души, идти по жизни тем путём, который Он открыл человеку, и бояться Его. Речь, конечно, идёт не о том страхе наказания или... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).