Библия-Центр
РУ

Новость дня на 13 Октября 2017

Пост — старая яхвистская традиция, известная ещё со времён Патриархов. Корни её уходят в глубь истории, в такую древность, о которой историкам остаётся сегодня лишь догадываться. Изначальный смысл поста (во всяком случае, у семитских народов) был связан с воздержанием от пищи в знак траура. Это мог быть траур личного характера (к примеру, по умершим родственникам) или общественного (например, поститься мог целый город во время осады, эпидемии или стихийного бедствия). Во втором случае пост сопровождался обычно покаянной молитвой.

Во времена же, когда была написана вторая часть Книги Исайи, пост был связан, прежде всего, с сокрушением о собственных грехах: предполагалось, что постящийся скорбит о себе, как о духовном мертвеце, которому из-за его грехов не найдётся места в мессианском Царстве. С течением времени пост перестал переживаться так личностно и трагично, превратившись в своеобразную благочестивую традицию, которая должна была напоминать человеку о его греховности.

Иногда такое благочестие бывало показным: постящиеся всем своим печальным и даже трагическим видом хотели показать, как скорбят они о своих грехах. Они категорически отказывались от пищи и питья, если им их предлагали (посты в те времена предполагали полное воздержание от пищи и воды в течение дня), ходили в разодранной одежде и с посыпанной пеплом головой (обычные в те времена знаки траура), — словом, всячески давали окружающим понять, что они постятся.

Пророк же предлагает вместо этих знаков показного благочестия то, что стало бы признаком подлинного раскаяния, если бы человек стал действовать так: он предлагает кающемуся те дела милосердия, которые он мог бы сделать. В самом деле: какой бы грех человек ни совершил, Бог может ему его простить, если раскаяние будет искренним.

С другой же стороны, человек, действительно раскаивающийся в своём грехе и желающий восстановить нормальные отношения с Богом, должен, по мысли пророка, не заниматься ненужным ни ему самому, ни Богу самобичеванием, тем более напоказ, а делать дела, свидетельствующие о его любви к ближнему, в такой любви нуждающемуся.

Это не удивительно: ведь духовная жизнь — в первую очередь, отношения, связывающие человека с Богом и с ближними. Грех разрушает их, и раскаивающийся должен прежде всего постараться восстановить разрушенное. Для восстановления же нет лучшего средства, чем дела любви и милосердия. Потому-то Бог устами Своего пророка и указывает на них, как на свидетельство подлинного раскаяния, которое может вернуть грешника на путь Божий.


Для корректного отображения некириллических текстов желательно установить шрифты Lucida Sans Unicode (для текстов на греческом) и Hirmos (для текстов на церковнославянском). Если Ваш браузер поддерживает технологию CSS3, шрифты будут загружены автоматически.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Пост, как религиозная практика, был известен и яхвизму, и иудаизму. Впрочем... 

 

Эту главу можно постоянно перечитывать во время любого поста, и вряд ли она утратит свою актуальность. В самом... 

 

58 глава книги пророка Исайи, которую мы читаем сегодня  — поразительный текст, значение которого для христиан трудно переоценить... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).