Библия-Центр
РУ

Новость дня на 6 Марта 2018

Слова о Боге, Который не допустит праведному голодать, а накопленное нечестивцем у него отберёт, можно понять по-разному. Между прочим, именно такого рода афоризмы не раз приводили мыслящих христиан к вопросу не только о социальной справедливости, но и к предположениям о необходимости радикального перераспределения собственности, притом насильственным путём.

Читая обличения пророков, нетрудно убедиться в том, что и они тоже выступали за социальную справедливость, уповая, впрочем, не на революцию, а на возвращение общества к Торе, к её нормам и ценностям. Однако приведённый здесь афоризм не ограничивается одной социальной проблематикой, ведь проблема богатства и бедности имеет две стороны.

С одной стороны, речь действительно нужно вести о ней, как о социальной проблеме, проблеме справедливого распределения общественных доходов, и Тора предлагает вполне определённые механизмы перераспределения этих доходов в пользу малоимущих. Выражаясь современным языком, государство, основанное на Торе, было бы социальным государством.

Однако есть в этом вопросе и другая сторона, связанная с отношением к имуществу, к богатству или бедности, да и вообще к собственной жизни. Достаточно вспомнить упоминавшуюся в своё время в прессе историю самоубийства миллионера, в предсмертной записке написавшего, что на оставшиеся у него два миллиона годового дохода жить достойно он не может.

Как видно, главные проблемы начинаются тогда, когда человек сам начинает определять для себя, сколько ему хватит «для счастья». А основной проблемой оказывается обычно то, что определённой и казавшейся достаточной суммы раньше или позже (скорее, впрочем, раньше) всегда оказывается мало. Корень же всех этих проблем связан с тем, что падший человек привык сам определять для себя и смысл, и цели, и форму, и содержание собственной жизни.

Путь же праведности такое самоопределение исключает: человек в этом случае себе уже не принадлежит, как и для чего ему жить, определяет Бог, а главным смыслом жизни оказывается принятие человеком Божьего определения. Уровень годового дохода оказывается тут всего лишь одним из определений, и притом не самым важным, хотя и существенным: иначе Тора не уделяла бы столько внимания вопросам социальной справедливости и перераспределения общественного богатства в пользу неимущих.

В конце концов всё сводится к словам Спасителя «ищите прежде Царства Божия и правды его, и это всё приложится вам», причём под «этим всем», судя по контексту высказывания, относится всё то, чего ищут в земной жизни язычники. Всё решает система приоритетов: если она правильная, праведник не останется без пропитания, если, конечно, этого пропитания целенаправленно не лишат его гонители (но это уже другая история).

Нечестивец же теряет всё, и не потому, что у него всё отнимут люди (хотя и такой поворот событий исключить нельзя), а потому, что ни Царства, ни спасения ему не получить, так, что со все своим богатством он разделит, пользуясь библейским выражением, «путь всей земли». Путь, ведущий в никуда, как говорят о нём авторы библейских книг.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Чтение Бытия предваряют обетование Господа не уничтожать землю и все живое. И слова... 

 

Слова о Боге, Который не допустит праведному голодать, а накопленное нечестивцем у него отберёт, можно понять по-разному. Между прочим, именно такого рода афоризмы не раз приводили мыслящих христиан к вопросу... 

 

Начинаются краткие притчи. Они выглядят россыпью отдельных афоризмов и пословиц и могут показаться... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).