Библия-Центр
РУ

Новость дня на 3 Мая 2019

Видения Иоанна, изложенные в Книге Откровения, начинаются с того, что, по своему собственному свидетельству, он «был в духе в день Господень» (так в греческом тексте). Выражение «день Господень» в данном контексте можно понимать по-разному. Первое, что приходит в голову: речь идёт о воскресном дне, который первые христиане праздновали примерно так же, как празднуем его сегодня мы, особенно торжественным богослужением. Но надо признать, что сегодня практически невозможно сказать точно, праздновался ли этот день христианами в конце I в. н.э. (когда была написана Книга Откровения) таким образом или нет. Другое объяснение, которое кажется не менее вероятным: речь идёт о том празднике, который назывался «днём Яхве» (или «днём Господним») ещё до плена, в эпоху Первого Храма. По-видимому, тогда его праздновали примерно в те же дни, когда и Йом-кипур, и Рош-ха-шана («еврейский Новый год»).

Вероятно, изначально день Яхве был днём освящения Первого Храма, которое, возможно, было совершено как раз в первый день года. От послепленной эпохи, правда, никаких упоминаний об этом празднике не осталось, но возможно, как раз именно слова Иоанна свидетельствуют о том, что он не исчез. Если так, то полученное Иоанном откровение оказывается значимым ещё и в смысле дня, когда оно было дано. Не случайно день Яхве отмечался особо торжественно ещё во времена Первого Храма: этот день был днём торжества Бога и Царства Божия, днём торжественного восхождения Яхве не престол, после которого, собственно, и наступает день Суда, а мир становится Царством Божиим. Не случайно именно с богослужениями этого дня был связан литургический опыт видений Престола славы, отражённый в яхвистской гимнографии, в частности, в Книге Псалмов.

А Иоанн получает своё откровение тогда, когда Храма уже не существовало и прежняя история завершилась, оставив в большом недоумении и в духовной растерянности как Синагогу, так и Церковь: всё закончилось не совсем так или совсем не так, как ожидали и иудеи, и христиане. Христиане, в частности, не могли понять, почему спустя уже более десяти лет после разгрома Храма, предсказанного Иисусом, Он не вернулся, как обещал. И полученное апостолом откровение как раз давало ответ на этот мучивший многих вопрос, смысл которого сводился к тому, что земная история действительно закончилась, но история Царства, входящего в мир, только начинается. А то, что эта новая история духовно неотделима от прежней, подчёркивалось тем фактом, что дано оно было в день Яхве, в день старого храмового праздника, смыслом которого как раз и было ожидание скорого торжества Царства. Так старая эпоха духовно соединялась с новой.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Откровение дается Иоанну, когда он во время гонения на христиан, был сослан на остров Патмос. Речь идет о первых... 

 

Своё откровение Иоанн, судя по собственному его свидетельству, получил в «день Господень» (в Синодальном переводе он назван «днём воскресным»). «Днём Господним» в те времена могли называть день воскресения Христова, но у этого словосочетания есть более глубокий смысл... 

 

Полученное Иоанном откровение начинается со встречи — встречи с воскресшим Христом. Произошла она, по свидетельству апостола, в «день Господень» (в Синодальном переводе «день Господень» превратился в «день воскресный»). Что это был за день... 

Вопрос-ответ

 Откровение 1 глава 10 стих. Что значит «я был в духе»?
 

Словами «в Духе» (греч. en pneumati) евангелист Иоанн, как и все раннехристианские авторы, обозначает состояние человеческого духа, при котором человек становится открыт голосу Духа Святого... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).