Библия-Центр
РУ

Новость дня на 9 Августа 2019

Во времена Второго Храма, после Вавилонского плена, в кругах иудейских богословов популярны были краткие, в одну-две фразы, определения того, в чём заключается суть Торы. Но, как видно, эта послепленная раввинистическая традиция корнями уходит в традицию пророческую, ещё допленную.

Такое определение приводит и Михей, выделяя главное в Торе: справедливый суд, любовь к милосердию (именно так в еврейском тексте) и скромность или сдержанность перед Богом (то, что в Синодальном переводе названо «смиренномудрием»). Казалось бы, такое определение нельзя считать универсальным: ведь не все судьи, не каждому приходится выносить судебные определения. Но пророк говорит о суде в более широком смысле.

Тора дана человеку не для того, чтобы осуждать ближнего, а для того, чтобы он мог использовать её, как инструмент при принятии решения, соответствующего воле Божией, в той конкретной ситуации, в которой ему приходится это решение принимать. А в конкретной ситуации каждый сам оказывается для себя судьёй: ведь каждому самому приходится оценивать и саму ситуацию, и поступки каждого, кто имеет к ней отношение, и свой собственный выбор. Правильный выбор и оказывается основой основ, когда дело касается соблюдения Торы. Но правильный выбор возможен лишь в том случае, если человек с самого начала ориентирован на милосердие (то, что пророк и называет любовью к милосердию).

Как видно, такая ориентация вовсе не была исключительной особенностью новозаветного откровения. Другое дело, что в Царстве без такой духовной ориентации просто невозможно существовать. Но и до прихода в мир Христа пророкам и праведникам было известно, что без милосердия соблюдение Торы невозможно. В самом деле: Тора предполагает презумпцию невиновности, притом не только юридической, но и духовно-нравственной, и предполагает её в мире падших людей, которые поступать в соответствии с данными Богом заповедями без особых и целенаправленных усилий не могут по определению.

Чтобы в таком мире не осуждать таких людей заранее, чтобы изначально не предполагать в их действиях и поступках худших намерений, нужно милосердие, нужно быть готовым дать каждому шанс проявить себя лучшим человеком, чем тот, каким он, вероятнее всего, окажется в силу своей падшей природы. И быть готовым соблюдать заповеди Божии даже по отношению к тому, кто соблюдать их, скорее всего, не сможет, а быть может, и не захочет. Но милосердие так же мало свойственно падшему человеку, как и праведность. И то, и другое можно обрести, лишь являя ту сдержанность перед Богом, о которой говорит пророк.

Речь, конечно, не о том, что Бога надо стесняться. Речь о том, что человеку, желающему обрести праведность и милосердие, нужно идти за Богом, а не бежать впереди Него, периодически сворачивая с дороги, как бежит порой впереди своего хозяина по лесу молодой пёс. Ведь только следуя за Богом можно получить от Него те силы и возможности, которые делают праведника праведником и дают желающему следовать Торе силы осуществить своё намерение.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Когда одна из сторон нарушает договор, вторая может обратиться в суд... 

 

Господь предлагает людям судиться с Ним. Мы уже готовы представить такой суд грозным, при этом вряд ли будет... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).