Библия-Центр
РУ

Новость дня на 6 Февраля 2023

Говоря о «последних временах», Павел резко негативно оценивает людей, которым придётся жить в эту эпоху (ст. 1 – 5). Здесь апостол, как видно, повторяет то, о чём ему уже не раз приходилось писать и говорить: с течением времени человечество не становится лучше, природа человека неизменна, и ход истории с каждым веком лишь всё больше выявляет её испорченность. Примечательно другое: Павел советует Тимофею остерегаться таких людей (ст. 5), как будто ему самому придётся увидеть «последние времена». Ещё очевиднее мысль апостола становится тогда, когда он указывает на людей, действующих так, как будто времена эти уже наступили (ст. 6 – 8). Следуя логике Павла, приходится сделать вывод, что «последние времена» настали уже при нём. Впрочем, будущее время в тексте послания заставляет думать, что продлятся они достаточно долго, вплоть до возвращения Спасителя, которого апостол ожидал не очень скоро.

Как видно, «последние времена» для Павла начались сразу же после Пятидесятницы, когда Царство вошло в мир. В таком случае приходится признать, что речь идёт не просто о каком-то кратком историческом этапе, непосредственно предшествующем возвращению Спасителя, а о целой эпохе, эпохе наступающего Царства, наступление которого полагает конец прежнему, непреображённому порядку вещей. Если и можно назвать эту эпоху наступающего Царства «последними временами», то не в том смысле, как их понимают сегодня, имея в виду завершающий земную историю метафизический и духовный катаклизм, а именно как эпоху изменяющегося мира, когда всё прежнее заканчивается, заканчивается не исторически (историческая инерция бесконечна), а духовно, отчасти, насколько возможно, преображаясь и становясь частью Царства, отчасти же уходя в небытие. Разумеется, этот процесс не может быть плавным и беспроблемным, ведь речь идёт об изменениях, непреображённому миру отнюдь не органичных. Царство никогда не станет для мира «своим», «своим» может стать лишь мир для Царства, но только после полного преображения. А преображение не проходит безболезненно, мир сопротивляется наступлению Царства, и сопротивление это осуществляется человеческими руками, что и не удивительно: ведь Царство распространяется в мире от сердца к сердцу, а значит, и противодействовать ему оказывается естественнее именно через человеческое сердце, где делается выбор, принимаются решения, где пребывают любовь и верность. Потому-то и неизбежны гонения на Церковь, о которых пишет Павел своему ученику (ст. 10 – 13).

Ни Церковь в целом, ни отдельные христиане никогда не смогут стать для мира «своими». Конечно, не всегда конфликт Церкви с миром принимает форму прямого преследования, но определённое противостояние существует всегда. Его отсутствие — или иллюзия, или признак того, что Церковь перестала быть Церковью. И Павел, понимая это, напоминает своему ученику о том, о чём не раз говорил Своим ученикам Сам Спаситель: соль, потерявшая силу, не годится ни на что. Так же, как христианин, потерявший Царство.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

В дни, предваряющие начало Великого Поста, мы читаем отрывки из посланий апостолов, которые заставляют нас... 

 

Хорошо тому, кто в представленном списке не найдет ничего, принадлежащего ему лично. Убегать себя самого – вот какой... 

 

Описывая людей последних времён, Павел, как может показаться, несколько сгущает краски. Между тем, уже в его времена всё им сказанное было свойственно тому обществу, в котором ему пришлось жить — в большей или меньшей степени... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).