К сожалению, со свидетельством о нашем уповании, о нашей вере у нас часто бывают проблемы. Либо мы прячемся, как мышки, никому ни слова не говоря, либо агрессивно поучаем окружающих... Апостол Пётр говорит, что всякому, требеющему отчёта о нашем уповании, следует давать ответ с кротостию и благоговением. Итак, во-первых, всякий человек вправе не просто просить, но даже требовать у нас отчёта в нашем уповании, и мы не вправе отказать ему! Во-вторых, к этому надо быть готовыми – то есть ясно представлять себе, во что мы верим, как это лучше всего сформулировать, как это объяснить. В-третьих, ответ наш должен быть с кротостью – то есть нельзя ставить себя в позицию поучающего всезнайки. В-четвёртых, с благоговением — нельзя и принижать достоинство веры, «скромно» говоря, что это, конечно, неважно и непринципиально… Важно, что каждый, кто знает, что я верующий, так или иначе по моим словам судит о Церкви. Это большая ответственность, и забывать о ней мы не вправе.
19-20 Сошествие Христово в ад к душам прежде почивших Церковь исповедует в древнем апостольском символе веры, широко распространенном на Западе, и прославляет в пасхальных песнопениях: "Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог...", "Аще и во гроб снисшел еси, бессмертне, но адову разрушил еси силу..."
1. «Петр, апостол Иисуса Христа», от лица которого написано послание, безусловно, Симон-Петр Евангелия, ибо другого Петра первохристианская история не знает. Симон, сын Ионы (или Иоанна), происходил из Вифсаиды, города на берегу Галилейского моря (Ioannem 1:44). Вместе с братом Андреем он переселился в Капернаум, где вступил в брак и жил в доме тещи (Marcum 1:29-31; ср 1 Corinthios 9:5). По профессии он был рыбаком (Marcum 1:16). В Капернауме Симон сблизился с семьей рыбака Зеведея, особенно с его сыновьями Иаковом и Иоанном (Matthaeum 4:21; Lucam 5:7-10). Все четверо отправились на Иордан слушать проповедь Иоанна Крестителя (Ioannem 1:28 сл), где впервые встретили Иисуса. От Него рыбак получил новое имя Кефа, или Кифа, что по-арамейски значит Скала, Камень (Ioannem 1:42). По-гречески это имя звучит как Петр (петро; — камень). С этого момента Симон стал последователем Христа, но окончательно присоединился к Нему только в Галилее после чудесного улова рыбы (Lucam 5:1-11). Господь поселился в доме Петра, пользовался его лодкой; в списках 12 апостолов Петр всюду назван первым. Ему действительно принадлежало некое старшинство: он говорил от лица апостолов, принимал за них решения. После отказа Христа от царского звания и проповеди о Хлебе Небесном многие покинули Его. Господь спросил Двенадцать: не хотят ли и они отойти от Него? В ответ Симон-Петр засвидетельствовал верность учеников и готовность следовать за Ним (Ioannem 6:68-69). Близ Кесарии Филипповой Петр исповедовал веру в Иисуса как «Христа, Сына Бога Живого» (Matthaeum 16:16 сл), а Господь, раскрывая смысл имени Петр, сказал, что на этом камне созиждет Церковь Свою. Но когда апостол узнал, что Иисуса ждут муки и смерть, он не смог примириться с этим, за что и получил суровый упрек Учителя (Matthaeum 16:22-23). Вместе с двумя другими ближайшими учениками Господа Иоанном и Иаковом Петр был свидетелем Преображения и воскрешения дочери Иаира (Matthaeum 17:1 сл; Marcum 5:22 сл). На Тайной Вечере Петр пытался воспротивиться тому, чтобы Учитель омыл его ноги (Ioannem 13:6-9), и через Иоанна узнал, кто из Двенадцати — предатель (Ioannem 13:23 сл). Он заверял Господа, что не оставит Его даже в смертельной опасности, но услышал предсказание о своем отречении. Впрочем, он был утешен повелением в будущем «утвердить братьев своих» (Lucam 22:31-34). Петр был рядом с Иисусом во время Его Гефсиманской молитвы (вместе с сыновьями Зеведеевыми, Matthaeum 26:37), но не нашел в себе сил бодрствовать в эту ночь (Marcum 14:37). Он был единственным учеником, пытавшимся защитить Учителя в момент взятия Его под стражу (Ioannem 18:10). Только Петр и Иоанн последовали за Ним в дом первосвященника, где Петр, узнанный слугами, в страхе отрекся от Иисуса. Совершив этот поступок, он горько плакал и каялся, вспоминая слова Иисуса (Matthaeum 26:69 сл; Marcum 14:66 сл; Lucam 22:54 сл; Ioannem 18:15 сл). Петр — первый из Двенадцати, кому явился Воскресший (1 Corinthios 15:5). На Галилейском море Господь дал Симону повеление пасти Его овец и предсказал ему мученическую кончину (Ioannem 21). По предложению Петра был избран апостол на место Иуды (Actus 1:15 сл); Петр говорил к народу от лица учеников в день Пятидесятницы (Actus 2:14 сл), исцелял именем Иисуса (Actus 3:1 сл), испытал первые преследования за веру (Actus 4:1 сл; Actus 5:17 сл), обличал недостойных членов Церкви (Actus 5:1 сл; Actus 8:20 сл). После смерти св Стефана апостол начал проповедь среди самарян (Actus 8:14 сл) и крестил первого язычника (Actus 10:1 сл). В 44 г. Петр был арестован в Иерусалиме по приказу царя Агриппы I, но спасся чудесным образом (Actus 12). После этого апостол покинул город и стал странствующим проповедником. В 49 г он был в Иерусалиме на «апостольском соборе» (Actus 15), где поддержал апостола Павла, с которым он познакомился в первые годы после его обращения (Galatas 1:18). В Антиохии Петр проявил некоторые колебания, уступив консерваторам, в чем его и упрекал ап Павел (Galatas 2:11 сл; Actus 11:2 сл). Петр проповедовал главным образом в Малой Азии, Антиохии и, быть может, в Коринфе (ср 1 Corinthios 1:12). По общецерковному преданию, засвидетельствованному древними источниками (Климент Римский, Папий, Гаий, Евсевий), к концу жизни апостол прибыл в Рим, где был распят на кресте. Его прибытие можно отнести к 63 г, а казнь — к 64 или к 67 г, когда по приказу имп. Нерона было замучено множество христиан. Ап Петр был погребен на Ватиканском холме близ места его распятия. Остатки его древней гробницы (II в.) были найдены археологами под алтарем базилики ев Петра в Риме.
Как и Послание ап Иакова, 1 Петр написано человеком, хорошо знавшим греческий язык и пользовавшимся переводом Семидесяти. Между тем, как указывает Папий (II в.), апостол нуждался в переводчике. Это противоречие объясняется тем, что послание написано «через Силуана» (1 Petri 5:12), т.е. Силуан, или Сила (Actus 5:22 сл; Actus 18:5; 2 Corinthios 1:19; 1 Thessalonicenses 1:1), излагал мысли апостола по-гречески. Автор пишет из «Вавилона». Никаких преданий о посещении Петром Вавилона нет. Под этим именем библейская традиция часто подразумевает оплот язычества вообще (3 Езд 3:1), или прямо Рим (Apocalipsys 14:8; Apocalipsys 16:19; Apocalipsys 17:5; Apocalipsys 18:2, Apocalipsys 18:10, Apocalipsys 18:21; ср 2 Езд 3:1 сл; Baruch 1:6-7, Сивиллины книги). 1 Петр адресовано христианам Малой Азии, которые переживали период искушений и подвергались преследованиям. Апостол ободряет верных, напоминает им о страданиях Христа и вселяет в них надежду на Его Суд. Он дает наставления о том, как верующие должны жить и свидетельствовать о своей вере среди окружающих их людей. Посредничеством Силуана, сотрудника ап Павла, можно объяснить сходство стиля 1 Петр со строем Павловых посланий.
Церковь очень рано признала 1 Петр боговдохновенным писанием. Первые ссылки на него встречались во II в. у Поликарпа Смирнского (Philippenses 1:3; Philippenses 2:1) и у Иринея Лионского (Против ересей, IV, 9, 2). Климент Александрийский, Ориген, ев Киприан, ев Афанасий Великий и другие Отцы и Учители цитируют 1 Петр как каноническую книгу.
18 а) В некот. рукописях: умер.
18 б) В некот. рукописях: нас.
18 в) Букв.: во / по плоти, но оживлен в духе / по духу.
Первое послание апостола Петра было написано им, по всей видимости, в Риме, в 63 или 64 г. по Р.Х. Оно адресовано всем христианским общинам Малой Азии. Поводом для его написания послужило тяжелое положение первых христиан: за свою веру им приходилось терпеть насмешки и издевательства. Они постоянно оказывались перед искушением: приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам или противиться властям. Петр напоминает им, что они должны быть готовы нести страдания за свою веру, ибо жизнь христианина часто является вызовом для окружающих. Кроме этих основных утверждений послание содержит и практические советы, как поступать христианам в подобных ситуациях. Надежное основание для всех рекомендаций Петра есть то главное упование, которым живут все христиане. Апостол говорит своим читателям: «Радуйтесь, что и вы сподобились разделить страдания Христовы: когда откроется слава Его, радости вашей не будет конца» (4:13).