Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Синодальный перевод (ru)
Поделиться

Книга Неемии, Глава 12

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА. ПОСЛЕДУЮЩИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НЕЕМИИ> 1 Родословия священников и левитов, 27 Освящение стен Иерусалимских, 44 Назначение сборщиков, певцов и привратников
1 Вот священники и левиты, которые пришли с Зоровавелем, сыном Салафииловым, и с Иисусом: Сераия, Иеремия, Ездра, 2 Амария, Маллух, Хаттуш, 3 Шехания, Рехум, Меремоф, 4 Иддо, Гиннефой, Авия, 5 Миямин, Маадия, Вилга, 6 Шемаия, Иоиарив, Иедаия, 7 Саллу, Амок, Хелкия, Иедаия. Это главы священников и братья их во дни Иисуса.
8 А левиты: Иисус, Биннуй, Кадмиил, Шеревия, Иуда, Матфания, главный при славословии, он и братья его, 9 и Бакбукия и Унний, братья их, наряду с ними державшие стражу. 10 Иисус родил Иоакима, Иоаким родил Елиашива, Елиашив родил Иоиаду, 11 Иоиада родил Ионафана, Ионафан родил Иаддуя.
12 Во дни Иоакима были священники, главы поколений: из дома Сераии Мераия, из дома Иеремии Ханания, 13 из дома Ездры Мешуллам, из дома Амарии Иоханан, 14 из дома Мелиху Ионафан, из дома Шевании Иосиф, 15 из дома Харима Адна, из дома Мераиофа Хелкия, 16 из дома Иддо Захария, из дома Гиннефона Мешуллам, 17 из дома Авии Зихрий, из дома Миниамина, из дома Моадии Пилтай, 18 из дома Вилги Шаммуй, из дома Шемаии Ионафан, 19 из дома Иоиарива Мафнай, из дома Иедаии Уззий, 20 из дома Саллая Каллай, из дома Амока Евер, 21 из дома Хелкии Хашавия, из дома Иедаии Нафанаил.
22 Левиты, главы поколений, внесены в запись во дни Елиашива, Иоиады, Иоханана и Иаддуя, и также священники в царствование Дария Персидского. 23 Сыновья Левия, главы поколений, вписаны в летописи до дней Иоханана, сына Елиашивова. 24 Главы левитов: Хашавия, Шеревия, и Иисус, сын Кадмиила, и братья их, при них поставленные для славословия при благодарениях, по установлению Давида, человека Божия — смена за сменою. 25 Матфания, Бакбукия, Овадия, Мешуллам, Талмон, Аккув — стражи, привратники на страже у порогов ворот. 26 Они были во дни Иоакима, сына Иисусова, сына Иоседекова, и во дни областеначальника Неемии и книжника Ездры, священника.
27 При освящении стены Иерусалимской потребовали левитов из всех мест их, приказывая им прийти в Иерусалим для совершения освящения и радостного празднества со славословиями и песнями при звуке кимвалов, псалтирей и гуслей. 28 И собрались сыновья певцов из округа Иерусалимского и из сел Нетофафских, 29 и из Беф-Гаггилгала, и с полей Гевы и Азмавета, потому что певцы выстроили себе села в окрестностях Иерусалима. 30 И очистились священники и левиты, и очистили народ и ворота, и стену.
31 Тогда я повел начальствующих в Иудее на стену и поставил два больших хора для шествия, и один из них шел по правой стороне стены к Навозным воротам. 32 За ними шел Гошаия и половина начальствующих в Иудее, 33 Азария, Ездра и Мешуллам, 34 Иуда и Вениамин, и Шемаия и Иеремия, 35 а из сыновей священнических с трубами: Захария, сын Ионафана, сын Шемаии, сын Матфании, сын Михея, сын Закхура, сын Асафа, 36 и братья его: Шемаия, Азариил, Милалай, Гилалай, Маай, Нафанаил, Иуда и Хананий с музыкальными орудиями Давида, человека Божия, и книжник Ездра впереди них. 37 Подле ворот Источника, против них, они взошли по ступеням города Давидова, по лестнице, ведущей на стену сверх дома Давидова до Водяных ворот к востоку.
38 Другой хор шел напротив них, и за ним я и половина народа, по стене от Печной башни и до широкой стены, 39 и от ворот Ефремовых, мимо старых ворот и ворот Рыбных, и башни Хананела, и башни Меа, к Овечьим воротам, и остановились у ворот Темничных. 40 Потом оба хора стали у дома Божия, и я и половина начальствующих со мною, 41 и священники: Елиаким, Маасея, Миниамин, Михей, Елиоенай, Захария, Ханания с трубами, 42 и Маасея и Шемаия, и Елеазар и Уззий, и Иоханан и Малхия, и Елам и Езер. И пели певцы громко; главным у них был Израхия. 43 И приносили в тот день большие жертвы и веселились, потому что Бог дал им великую радость. Веселились и жены и дети, и веселие Иерусалима далеко было слышно.
44 В тот же день приставлены были люди к кладовым комнатам для приношений начатков и десятин, чтобы собирать с полей при городах части, положенные законом для священников и левитов, потому что Иудеям радостно было смотреть на стоящих священников и левитов, 45 которые совершали службу Богу своему и дела очищения и были певцами и привратниками по установлению Давида и сына его Соломона. 46 Ибо издавна во дни Давида и Асафа были установлены главы певцов и песни Богу, хвалебные и благодарственные. 47 Все Израильтяне во дни Зоровавеля и во дни Неемии давали части певцам и привратникам на каждый день и отдавали святыни левитам, а левиты отдавали святыни сынам Аарона.

Книга Неемии, Глава 13

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА. ПОСЛЕДУЮЩИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НЕЕМИИ> Окончательные преобразования Неемии> 1 Отделение иноплеменных, 4 Домашние вещи Товии - вне Храма, 10 Содержание левитов, 15 Восстановление субботнего покоя, 23 Запрещение браков с чужеземными женами, 30 Заключение
1 В тот день читано было из книги Моисеевой вслух народа и найдено написанное в ней: «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Божие во веки, 2 потому что они не встретили сынов Израиля с хлебом и водою и наняли против него Валаама, чтобы проклясть его, но Бог наш обратил проклятие в благословение». 3 Услышав этот закон, они отделили все иноплеменное от Израиля.
4 А прежде того священник Елиашив, приставленный к комнатам при доме Бога нашего, близкий родственник Товии, 5 отделал для него большую комнату, в которую прежде клали хлебное приношение, ладан и сосуды, и десятины хлеба, вина и масла, положенные законом для левитов, певцов и привратников, и приношения для священников. 6 Когда все это происходило, я не был в Иерусалиме, потому что в тридцать втором году Вавилонского царя Артаксеркса я ходил к царю, и по прошествии нескольких дней опять выпросился у царя. 7 Когда я пришел в Иерусалим и узнал о худом деле, которое сделал Елиашив, отделав для Товии комнату на дворах дома Божия, 8 тогда мне было весьма неприятно, и я выбросил все домашние вещи Товиины вон из комнаты 9 и сказал, чтобы очистили комнаты, и велел опять внести туда сосуды дома Божия, хлебное приношение и ладан.
10 Еще узнал я, что части левитам не отдаются, и что левиты и певцы, делавшие свое дело, разбежались, каждый на свое поле. 11 Я сделал за это выговор начальствующим и сказал: зачем оставлен нами дом Божий? И я собрал их и поставил их на место их. 12 И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые. 13 И приставил я к кладовым Шелемию священника и Садока книжника и Федаию из левитов, и при них Ханана, сына Закхура, сына Матфании, потому что они считались верными. И на них возложено раздавать части братьям своим. 14 Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нем!
15 В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил им в тот же день, когда они продавали съестное. 16 И Тиряне жили в Иудее и привозили рыбу и всякий товар и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме. 17 И я сделал выговор знатнейшим из Иудеев и сказал им: зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? 18 Не так ли поступали отцы ваши, и за то Бог наш навел на нас и на город сей все это бедствие? А вы увеличиваете гнев Его на Израиля, оскверняя субботу.
19 После сего, когда смеркалось у ворот Иерусалимских, перед субботою, я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до утра после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний. 20 И ночевали торговцы и продавцы всякого товара вне Иерусалима раз и два. 21 Но я строго выговорил им и сказал им: зачем вы ночуете возле стены? Если сделаете это в другой раз, я наложу руку на вас. С того времени они не приходили в субботу. 22 И сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли содержать стражу у ворот, дабы святить день субботний. И за сие помяни меня, Боже мой, и пощади меня по великой милости Твоей!
23 Еще в те дни я видел Иудеев, которые взяли себе жен из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок; 24 и оттого сыновья их в половину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски. 25 Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя. 26 Не из-за них ли, говорил я, грешил Соломон, царь Израилев? У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царем над всеми Израильтянами; и однако же чужеземные жены ввели в грех и его. 27 И можно ли нам слышать о вас, что вы делаете все сие великое зло, грешите пред Богом нашим, принимая в сожительство чужеземных жен?
28 И из сыновей Иоиады, сына великого священника Елиашива, один был зятем Санаваллата, Хоронита. Я прогнал его от себя. 29 Воспомяни им, Боже мой, что они опорочили священство и завет священнический и левитский!
30 Так очистил я их от всего чужеземного и восстановил службы священников и левитов, каждого в деле его, 31 и доставку дров в назначенные времена и начатки. Помяни меня, Боже мой, во благо мне!
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

13:4 С этих слов продолжается повествование Неемии (ср Неем 12:14). Он перечисляет принятые им меры против беспорядков в общине: против Товии (ср Неем 2:10), для которого была отделана большая комната на дворах дома Божия (Неем 13:4-9); для исполнения предписаний о регулярном приношении хлеба, вина и масла левитам (Неем 13:10-14), о соблюдении дня субботнего (Неем 13:15-22); против браков с чужеземцами (Неем 13:23-29); для восстановления порядка служб и доставки начатков (Неем 13:30-31: ср Неем 9:38; Неем 10:1).



Кн. Ездры и Неемии в евр Библии и у LXX составляли одну книгу — книгу Ездры; LXX считают ее 2 Езд, ибо они отводят первое место греч апокрифической кн Езд. В христианскую эпоху 2 Езд была разделена на две книги. Это деление перешло и в Вульг. В ней 1 кн Ездры названа кн Ездры, а 2 кн Ездры — кн Неемии, тогда как греч апокрифическая кн Ездры называется в Вульг, как и в славяно-русской Библии, 3 кн Ездры.

Кн Ездры и Неемии представляют собой продолжение кн Пар. Обойдя молчанием пятидесятилетний плен, автор начинает повествование с 538 г. до Р.Х., когда, согласно указу Кира, иудеи получили возможность вернуться в Иерусалим и восстановить Храм. Часть из них возвратилась сразу же, но работы по восстановлению Храма были прерваны вследствие противодействия Самарян и возобновились только при Дарии; Храм был достроен в 515 г. В течение следующей половины столетия самаряне снова препятствуют восстановлению укреплений Иерусалима (Esd 1-6). При Артаксерксе в Иерусалим с новым караваном прибывает Ездра, книжник, которому было поручено вести иудейские дела при персидском дворе. Он получил грамоту, дающую ему право подчинить общину Закону Моисееву, признанному уже Киром в качестве государственного закона для иудеев. Ездра принимает суровые меры против тех иудеев, которые вступили в брак с чужеземками (Esd 7-10). Затем Неемия, виночерпий Артаксеркса, добивается от царя поручения отправиться в Иерусалим для восстановления городских укреплений. Эти работы быстро заканчиваются, несмотря на противодействие врагов, и город снова заселяется (Ne 1:1-7:72), а Неемия назначается правителем края. Ездра совершает торжественное чтение Закона, празднуется праздник Кущей, народ исповедует свои грехи и обязуется соблюдать Закон (Ne 7:73-10:39).

В следующих главах даются списки жителей Иерусалима и сведения о дополнительных мероприятиях и освящении укреплений (Ne 11:1-13:3). Вернувшийся в Персию Неемия вскоре снова прибывает в Иерусалим со вторым поручением, исполняя которое он карает виновников непорядков, появившихся в общине (Ne 13:4-31).

Этот краткий перечень показывает, насколько эти книги важны для истории восстановления иудейства после плена. В первых главах Езд содержатся дополнения к сведениям, данным в книгах пророков Аггея, Захарии и Малахии. Обе книги представляют единственный имеющийся у нас источник о деятельности Ездры и Неемии. Написаны они были раньше книг Пар. В них приводятся современные событиям документы: списки вернувшихся из плена и населения Иерусалима, акты персидских царей, переписка с персидским двором и, что важнее всего, доклад Ездры, дающий отчет об его миссии, и оправдательный меморандум Неемии.

Итак, благодаря либеральной религиозной политике Ахменидов, иудеи возвращаются в Обетованную Землю, восстанавливают культ, отстраивают Храм, снова возводят стены Иерусалима и живут общиной, управляемой их соплеменниками, согласно Закону Моисееву. За это они платят только лойяльностью, которую легко соблюдать по отношению к центральной власти, уважающей их обычаи. Такое значительное событие, как рождение иудаизма, было подготовлено долгими размышлениями над судьбами Израиля во время плена, совершилось оно с помощью людей, посланных Провидением Божиим.

Ездра — поистине отец иудаизма, три опорные точки которого — избранное племя, Храм и Закон. Его горячей верой и убеждением в необходимости охранять возрождающуюся общину объясняется чрезвычайная строгость его реформ. Он, можно сказать, является прототипом книжника, и авторитет его в иудейском предании все время возрастает. Неемия вдохновлялся теми же идеями, но действовал на другом поприще: в Иерусалиме, им восстановленном и вновь заселенном, он помогает своему народу возродить национальную жизнь. Его меморандум носит более личный характер, чем доклад Ездры, и показывает его человеком отзывчивым, не щадящим своих сил, и в то же время осторожным и рассудительным — благочестивым и уповающим на Бога. Он оставил по себе славную память, и сын Сирахов воспевает хвалу тому, «который воздвиг нам павшие стены» (Si 49:15).

Не удивительно, что в объединении общины вокруг Храма под эгидой Закона свящ. писатель увидел осуществление того идеала теократии, который он проповедовал в кн Пар. Он пишет в середине плохо нам известного периода (4-3 вв до Р.Х.), когда Иерусалимская община ведет сосредоточенную жизнь и углубляется духовно.

ВЗ содержит также вторую группу исторических книг, которые в значительной части дублируют и затем продолжают историческое повествование, простирающееся от кн. Иисуса Навина до конца кн. Царств; две кн. Паралипоменон, кн. Ездры и Неемии. Первоначально две книги Паралипоменон составляли одну, а кн. Ездры и Неемии входили в состав того же цикла, принадлежащего перу одного автора, что подтверждается как наличием одних и тех же основных идей и единством стиля, так и повторением в начале Езд 1 стихов, заканчивающих 2 Пар 36.

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

12:1 Считая священников и левитов главными носителями того духа, который одушевлял послепленную общину, писатель с особенным вниманием останавливается на их списках. Из 1 Езд 2:62-63 видно, с какой тщательностью велись родословные списки священников. По свидетельству Иосифа Флавия (Против Аппиона I, 7), родословные списки велись даже иудейскими священниками, жившими в Египте, Вавилоне и других местах. Потом эти списки представлялись в Иерусалим, где, вероятно, синедрионом из них составлялась одна родословная книга. В дополнение к этому Евсевий сообщает, что упомянутые родословные записи были уничтожены Иродом. Из ст. 7-го видно, что писатель называет собственно глав священнических и братьев их. По аналогии с гл. 11 должно думать, впрочем, что писатель называет не отдельные личности, а череды, носившие имена тех или иных лиц. Писатель перечисляет 22 имени. Из них 15 имен те же самые, которые приведены уже в 10:3-9, а остальные иные. Это различие имен не ясно. Весьма вероятно предположение, что при подписи обязательства соблюдать закон некоторые череды (10:3-9) подписались не своим точным именем, а именем тогдашнего представителя. Поименованного в ст. 1 Ездру некоторые исследователи отождествляют с Ездрой книжником. Но, по-видимому, это тот Ездра, который в Неем 10:2 называется Азарией.


12:3  Шехания, Рехум, Меремоф. Вместо имени Рехум по 1 Езд 2:36-39; Неем 10:6 лучше читать: Харим.


12:7  Это главы священников и братья их, т. е. представители отдельных священнических родов и следующие за ними братья.


12:10-11 Список первосвященников. Список является продолжением 1 Пар 5:27-41, где исчисляются первосвященники до Иоседека, отца Иисуса. Называемый в ст. 10 Елиашив был первосвященником во время Неемии (ср. 3:1; 13:4,7,28). О первосв. Иоиаде, называемом у Иосифа Флавия Иудой (Иудейские древности XI, 2, §1), в Неем 13:28 сообщается, что сын его вступил в родственные отношения с Санаваллатом и за это был изгнан из Иерусалима. Вместо имени сына Иоиады Ионафана, ввиду ст. 22 и 23, лучше читать имя Иоханана или Иоанна (Иудейские древности XI, 7, §1). Иосиф Флавий рассказывает, что этот Иоханан умертвил своего брата Иисуса, и это послужило поводом к осаде Иерусалима Вагозом, полководцем Артаксеркса II-го. Последний названный в ст. 11 первосвященник — Иаддуй. Иосиф Флавий представляет его современником Александра Македонского (336-323). На этом основании некоторые исследователи отрицают даже принадлежность Неемии 12-й гл., а вместе с тем и всей книги. Но от времени Неемии до Александра Македонского (433-330) прошло не много более 100 лет. Нет ничего невероятного в том, что Неемия видел Иаддуя в раннем детстве — и называет его в родословной, как кандидата на первосвященство. Если же такое предположение отвергнуть, то можно допустить, что первосвященническая родословная в ст. 11 продолжена уже после Неемии и доведена до Иаддуя.


12:12-21 Список священников, глав поколений, из времен первосв. Иоакима. Упоминаемый в ст. 16 Захария из дома Иддо, вероятно, тожествен с пророком Захарией (Зах 1:1 и 1 Езд 5:1). В ст. 17-м после слов: «из дома Миниамина», несомненно, утрачено имя главы поколения.


12:22-26 Список левитов. По ст. 22-му, левиты внесены в запись в дни Елиашива, но, по ст. 26-му, уже во время Иоакима отделения левитов были установлены. Очевидно, во дни Елиашива была сделана только запись, которая, вероятно, исправлялась при следующих первосвященниках. В 1 Езд 2:40,42, кроме шести отделений привратников, о которых в Неем 12 не говорится, названы только три рода левитов: Иисус, Кадмиил, сыны Асафа. В Неем 12 из времени того же Зоровавеля названы еще Биннуй, Шеревия, Иуда, Матфания, Бакбукия, Унни. Очевидно, после прибытия Зоровавеля еще возвратили представители левитских классов, об организации которых мы не имеем точных сведений. Замечание ст. 22-го: также священники в царствование Дария Персидского не ясно. Упоминание о Дарий Персидском также не определенно. Возможно, что в данном замечании мы имеем позднейшую глоссу.


12:27 С 27 ст. начинается описание совершенного Неемией торжественного освящения стен Иерусалима. Время этого события не указывается. Но нет никаких оснований отодвигать событие далеко от построения стен, — ко времени, например, вторичного прибытия Неемии (Ролинсон). По письму палестинских иудеев к египетским, сохраненному в 2 Макк 1:18, торжественное освящение стен произошло в 25-й день кислева. Если постройка стен была окончена в Элуле (6:15), то, по-видимому, освящение было совершено через 3 месяца. Вероятно, освящение совершено было тотчас после того, как осуществлены были заботы об увеличении населения Иерусалима (7:5; 11:1), и община дала торжественную клятву соблюдать закон. В ст. 27-м говорится о приготовлении к освящению, именно о приглашении левитов, которые большей частью жили не в самом Иерусалиме, а вблизи его.


12:28  И собрались сыновья певцов из округа Иерусалимского и из сел Нетофафских. Сыновья певцов — участники левитских певческих хоров, приходившие в Иерусалим в определенные дни. Нетофа, нынешний Бен-Нетаф, в 3 мил. к ю.-з. от Иерусалима.


12:29 Беф-Гаггилгал может быть отождествлен с нынешней Джилжилией, лежащей в расстоянии 4 м. к северу от Иерусалима, к западу от дороги в Наблуг. Местоположения Гевы и Азмавефа также нужно искать недалеко от Иерусалима на север.


12:30 Перед началом торжества священники и левиты не только очистились сами, но и очистили народ, ворота и стену. Последнее состояло, как думают на основании 2 Пар 29:20 и далее, в принесении жертв за грех и всесожжения. Есть также мнение (Рейсса), что очищение людей состояло в предварительных омовениях и посте, а для стен и ворот — в окроплении. Раши предполагает, что оно состояло в удалении костей из бывших в черте города пещер.


12:31-42 Для торжества освящения были составлены два хора, которые пошли в противоположные стороны с тем, чтобы сойтись у храма. Место отправления хоров не указано. Но из контекста можно заключить, что шествие началось от ворот Долины, нынешних Яффских. Отсюда один хор шел направо, т. е. на юг, другой на север. За одним хором шел Ездра, а за другим Неемия.


12:32 Гошаия занимал, по-видимому, около Неемии такое же положение, как и Седекия (ср. 10:2).


12:33-34 Названные в ст. 33-34 имена Кейль считает именами упомянутых выше «начальствующих в Иудее». Но и конструкция стихов (ст. 33: с евр. «и Азария»), и характер имен скорее дают основание видеть в ст. 33-34 список глав священнических, участвовавших в процессии в качестве представителей священства.


12:35-35 Священники, отправлявшие известные обязанности в процессии. И книжник Ездра впереди их, т. е. впереди всей процессии, следовательно, прямо за хором.


12:37 Относительно топографических указаний ст. 37 см. примеч. к 3:15.


12:38-39 Об упомянутых в ст. 38-39 пунктах см. примеч. к гл. 3.


12:40 Оба хора сошлись у дома Божия, или на площади к востоку от храмовых зданий.


12:41-42 Вероятно, в ст. 41-42 названы участники второй процессии, не упомянутые ранее при описании шествия второго хора.


12:43 Указание на дальнейшие торжества в день освящения стен.


12:44  В тот же день приставлены были люди к кладовым комнатам. Замечание: в тот же день не указывает непременно на день освящения стены; замечание имеет характер неопределенный и означает: «в то время». Некоторые экзегеты полагают поэтому, что со ст. 44-го начинается описание деятельности Неемии во второе его прибытие в Иерусалим (13:4). Но контекст речи скорее дает основание заключать, что писатель имеет в виду время ближайшее, когда в народе еще был тот подъем духа, который переживал он во время освящения стены. Как видно из ст. 44-го, хранение приношений ранее не было упорядочено.


12:47  Все израильтяне во дни Зоровавеля и во дни Неемии давали части певцам и привратникам на каждый день. Этим, разумеется, не исключается, что по отношению к отдельным лицам, как видно из 10:38; 13:10, приходилось прибегать и к мерам принуждения.


13:1 Отделение от иноплеменников, которого стремился достигнуть Ездра (1 Езд 9:10), оказалось только кратковременным. Браки с иноплеменницами опять сделались обычным явлением в иудейской общине (ст. 4,23 и далее), и Неемия должен был вести борьбу с ними.


В тот день — замечание, имеющее, как и в 12:44, смысл неопределенности. Указывает оно, по-видимому, на время между первым и вторым прибытием Неемии (ср. ст. 4-6). Читано было из книги Моисеевой: из дальнейшего видно, что писатель имеет в виду место Втор 23:4-6, которое не приводит полностью.


13:3  Услышав этот закон, они отделили все иноплеменное от себя. В чем именно состояло в этот раз отделение иноплеменного, не указывается: это было или отпущение жен иноплеменниц (Робинсон), или устранение иноплеменников от участия в культе и празднествах (Рейсс).


13:4 Под упоминаемым в ст. 4 «священником Елиашивом» нужно разуметь первосвященника Елиашива (Неем 3:1; 12:10-22), который сверх обычных своих обязанностей, имел еще наблюдение над комнатами при храме. Пользуясь своей властью, Елиашив предоставил большую комнату, или, как можно заключить из ст. 9, ряд комнат своему родственнику Товии, — без сомнения, Товии аммонитянину, одному из врагов Неемии. Каким образом Товия приходился родственником Елиашиву, писатель не указывает. Из Неем 6:18 видно, что сын Товии Иоханан был женат на дочери Мешуллама, сына Берехии. Можно думать, что последний (Неем 3:30) был в родственных отношениях с Елиашивом, откуда и возникло родство Елиашива с Товией.


13:6 Указанный выше факт произошел во время отсутствия Неемии в Иерусалиме, когда Неемия отбыл ко двору персидского царя. Отсутствие Неемии началось в 32 г. Артаксеркса I-го. Писатель не указывает точно продолжительности этого отсутствия. Но из замечания по прошествии несколько дней заключают, что пребывание Неемии при дворе персидского царя было непродолжительно, и что он возвратился в Иерусалим при том же Артаксерксе, и вероятно, в том же 433-432 году. Артаксеркс в ст. 6 называется царем вавилонским, как владыка завоеванного некогда Вавилонского царства.


13:8-9 Из ст. 8-го видно, что комната во дворе храма служила Товии для жительства, — может быть, во время его приезда в Иерусалим. По очищении комнаты ей было дано прежнее назначение.


13:10-14 В ст. 10-14 описываются заботы Неемии о доставлении левитам определенных законом средств содержания.


13:15-22 Заботы Неемии об охранении субботнего покоя. Субботний покой нарушался полевыми работами и торговлей, которую производили жившие в Иудее тиряне. После выговора знатнейшим, на обязанности которых лежало охранение порядка, Неемия предпринял строгие меры к недопущению нарушения субботы. Он отдал приказание запирать вечером накануне субботы городские ворота и не отпирать их до утра после субботы. А так как выход из города все-таки дозволялся, то для того, чтобы никакая ноша не проносилась через ворота, около них была поставлена стража.


13:20-21  И ночевали торговцы и продавцы всякого товара вне Иерусалима раз и два. Очевидно, продавцы, изгнанные из города, стали останавливаться по субботам около стен и здесь по-прежнему производили торговлю. Прекратилось это только после того, как Неемия угрожал наложить на них руку, т. е. употребить против них силу.


13:22  И сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли содержать стражу у ворот, дабы святить день субботний. В чем состояло последнее распоряжение Неемии, направлявшееся к ограждению святости субботы, трудно сказать. Полагают (Кейль), что накануне субботы обычная стража ворот усиливалась стражей из левитов, которые должны были находиться у ворот в течение всей субботы. Этим усилением стражи лицами, служащими при храме, Неемия мог иметь в виду указать наглядно высокое значение и священный характер субботы, а вместе с тем побудить жителей Иерусалима к соблюдению субботнего закона.


13:23-28 Борьба Неемии против смешанных браков. Еще в те дни я видел иудеев. Стоящий при слове иудеев в евр. тексте член указывает на то, что речь идет не о случайно встреченных лицах, а о таких, о которых Неемия знал и которых он искал.


13:24  Сыновья их в половину говорят по-азотски, т. е. по-филистимски, или языком других народов, — вероятно, аммонитян и моавитян, в родственные союзы с которыми вступали иудеи. Языки названных народов были близки к языку евреев, представляя только диалект его.


13:26 Ср. 3 Цар 3:12 и далее; 3 Цар 2:1-3; 2 Пар 1:12.


13:28 Строгие меры, принятые против всех заключивших смешанные браки, применены были к одному из сыновей первосв. Иоиады, который был женат на дочери Санаваллата (2:10). Так как сын Иоиады, очевидно, не соглашался подчиниться требованию Неемии и отпустить свою жену, то он был изгнан из Иерусалима. Наряду с этим сообщением кн. Неемии мы имеем известие Иосифа Флавия, что имя сына Иоиады было Манассия, а сам факт удаления его из Иерусалима произошел при Дарии Кодомане (331 г.), причем тогда же был построен Гаризимский храм, в котором Манассия был поставлен священником (Иудейские древности XI, 7, §2; VIII, 2-5). Таким образом, событие, относящееся, по кн. Неемии, к царствованию Артаксеркса I-го, по Иосифу Флавию, совершилось на 100 лет позже, — при Дарии Кодомане. Однако ввиду признанной неточности известий Иосифа Флавия, относящихся к V в. до Р. Х., свидетельство кн. Неемии должно быть предпочитаемо (ср. Рыбинский. Очерки истории самарян. Труды К. Д. Ак. 1895).


13:29  Опорочили священство: имеется в виду опорочение браками с иноплеменницами. Завет священнический и левитский, т. е. завет, который Бог заключил с коленом Левия, избрав это колено для служения Себе (Исх 28:1; ср. Мал 2:8).


13:31  Помяни меня, Боже мой, во благо мне. Эта несколько раз повторяемая молитва (ср. ст. 14,22; 5:19) обнаруживает благочестие Неемии. Молитвой и заканчивается книга. О дальнейшей судьбе Неемии мы сведений в Библии не имеем. Иосиф Флавий сообщает, что Неемия умер в глубокой старости. Память о нем долго жила в Иерусалиме (Сир 49:13). Уважение к нему было так велико, что предание усвоило ему восстановление храма и жертвенника (2 Макк 1:18), а также собрание канона священных книг (2 Макк 2:13).


Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

12:9 Или: на богослужении.


12:39 Или: башни Меа.


12:40 Или: стояли в Божьем Храме.


12:47 Или: причитающейся им долей.


13:2 Втор 25:3-5.


13:3 Букв.: они.


13:4 Или: близкий.


13:6 См. примеч. «а» к 5:14.


13:10 Или: (были вынуждены) бежать.


13:13 Или: они считались надежными людьми.


13:20 Или: раз или два.


13:27 Друг. возм. пер.: что же нам теперь вас слушать и творить сие великое зло, поступая вероломно против Бога нашего и беря себе в жены иноплеменниц?


13:31 а) Или: о пожертвованиях / приношениях для своевременной доставки дров.


13:31 б) Или: за (всё) добро.


Скрыть

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Снова перед нами проходят ряды имён священников и левитов, мы видим словесную мемориальную доску, помогающую ощутить... 

 

Меры, предпринятые Неемией, направлены на искоренение разных негативных явлений, но во всех случаях его старания... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).