Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Раб, рабыня, раба

I: 1) а) первонач. Р. у израильтян были иноземцы (напр., Елиезер из Дамаска: Genesis 15:2, в Синод. пер. - "домочадец"; египтянка Агарь, Genesis 16:1), плененные в ходе войн (Numeri 31:9.18.26; Deuteronomii 21:10; ср. 2 Regum 5:2), купленные у чужестранных работорговцев, нередко у финикийцев (Genesis 17:27; Leviticus 25:44-46; ср. Ezechielis 27:13) или родившиеся в доме хозяина, т.е. Р. от рождения (Genesis 14:14; Genesis 17:12; Ecclesiastes 2:7, в Синод. пер. - "домочадцы"). Оставшееся в живых ханаан. население Израиля Соломон привлекал в качестве Р. на строит-ве дворцов и храма (1 Regum 9:20). Обращение в рабство основывалось в этих случаях на общепризнанном праве (воен. праве и праве завоевателя или, соотв., на праве купли и владения). Однако похищение людей было запрещено под страхом смертной казни (Exodus 21:16; Deuteronomii 24:7); б) средняя цена Р. при рассмотрении претензий на возмещение ущерба равнялась 30 сиклям серебра (Exodus 21:32). Иосиф был продан за 20 сребреников (Genesis 37:28; см. указанные в Leviticus 27:3-7 цены, к-рые, след. отметить, не относились специально к Р.); в) Р., хотя и являлся собственностью (Leviticus 25:46) и платежным средством ("серебром") своего хозяина (Exodus 21:21), тем не менее не был полностью бесправным: убийство Р. грозило наказанием (Exodus 21:20), а если Р. получал тяжелое увечье, то его полагалось отпустить на свободу (ст. 26). Если пленная рабыня выходила замуж за своего хозяина, то она получала новые права, а если муж утрачивал к ней интерес, она становилась свободной (Deuteronomii 21:10-14). Иoв говорит о правах слуги и служанки, к-рыми нельзя пренебрегать, поскольку и их тоже создал Господь (Iob 31:13-15). Во Deuteronomii 23:16 говорится, что Р., сбежавшего к израильтянину, не следует выдавать хозяину. Нередко Р. занимали ответств. положение в доме (Genesis 24:1; Genesis 39:3-6); они могли даже стать приемными детьми (1 Paralipomenon 2:34) или наследниками своих господ (Genesis 15:2). Заповедь о соблюдении субботнего покоя распространялась и на Р. (Exodus 20:10; Exodus 23:12; Deuteronomii 5:14); в принципе, Р. не отстранялись от богослужения: их следовало подвергать обрезанию и тогда они могли принимать участие в праздновании Пасхи (Exodus 12:44) и других праздников (Deuteronomii 12:12, Deuteronomii 18:1; Deuteronomii 16:11.14). Р. священника мог даже есть "святыню" (Leviticus 22:11), что приравнивало его к прочим домочадцам (ср. Leviticus 22:12). Дети жившего в доме Р., видимо, всегда подвергались обрезанию (Genesis 17:12). Основополагающим принципом в обращении с Р. было напоминание: помни, "что и ты был рабом в земле Египетской" (Deuteronomii 15:15), т.е. жил в рабстве, из к-рого Господь вывел Свой народ (Exodus 20:2; Deuteronomii 5:6; Psalmorum 80:7.11);
2) а) особое положение занимал купленный РАБ-ЕВРЕЙ (Exodus 21:2). С ним полагалось обращаться не как с Р., а как с наемным работником (Leviticus 25:38-40). Эта привилегия сохранялась за ним и в том случае, если его продавали в работники -> пришельцу (Leviticus 25:47-54). Одной из причин продажи в рабство члена семьи (Exodus 21:7) или себя самого в Библии названо обнищание (Leviticus 25:39.47). В рабство продавали вора, если он не мог возместить цену украденного (Exodus 22:3). В Законе нет однозначных упоминаний о продаже в рабство за долги, но позднее такое случалось, и заимодавец мог вынудить к этому должника (2 Regum 4:1; Nehemiae 5:5.8; Isaiae 50:1; Amos 8:5.6; Matthaeum 18:25); б) срок службы раба-еврея, к-рый к тому же мог откупиться или быть выкупленным (Leviticus 25:47-49), как правило, ограничивался шестью годами; на седьмой год его полагалось отпустить на свободу без выкупа (Exodus 21:2; Deuteronomii 15:12-18). При этом его жена и дети освобождались вместе с ним только в том случае, если он женился до того, как был продан в рабство. Если же жену ему дал господин, то она и дети оставались Р. Если этот человек ради своей семьи или из привязанности к хозяину и далее желал оставаться Р., то господин прокалывал ему ухо у дверного косяка (Deuteronomii 15:16; ср. Exodus 21:3-6). Тогда рабство признавалось пожизненным, и Р. не подлежал освобождению в -> седьмой (субботний) год, когда остальных рабов-евреев отпускали на свободу (Leviticus 25:40). Ограничение рабства шестью годами не распространялось на израил. девушек, проданных в наложницы. Но если девушка переставала нравиться купившему ее, то он должен был позволить выкупить ее; однако ее не разрешалось продавать чужестранцу. Она получала свободу и в том случае, если сын хозяина брал ее себе в жены, а потом женился на другой (Exodus 21:7-11). Позднее особые предписания, касавшиеся рабов-евреев, перестали соблюдаться. Во времена Иеремии вавил. угроза побудила израильтян попытаться восстановить эти правила, но обещание соблюдать их вновь оказалось всего лишь декларацией о намерениях (Ieremiae 34:8-22);
3) НЗ рассматривает институт рабства как существующую реальность, не требуя его отмены. Павел призывал Р. не заботиться о своем освобождении, но при возможности изменить положение к лучшему, советовал этой возможностью воспользоваться (1 Corinthios 7:21). Сбежавшего Онисима Павел отослал обратно к Филимону, однако "не как раба, но выше раба, брата возлюбленного" (Philemonem 1:10-18). Р. и слуги должны повиноваться своим господам (Ephesios 6:5-8; Colossenses 3:22-25; Titum 2:9), какими бы суровыми те ни были (1 Petri 2:18); хозяева же не должны относиться к Р. "небрежно", т.к. Р. тоже являются братьями, т.е. верующими (1 Timotheum 6:2). От господ требовалось справедливое обращение с Р. (Ephesios 6:9; Colossenses 4:1). Но перед Богом и во Христе не существует различия между господами и Р. (1 Corinthios 7:22; Galatas 3:28; Colossenses 3:11).

II: 1) нередко Р. (слугами) в Библии названы подчиненные, к-рые не являлись Р. в прямом смысле слова. Под Р. царя подразумеваются его воины (1 Samuelis 17:8), но, как правило, профессион. воины, а не ополченцы (2 Samuelis 2:12; 2 Samuelis 3:22; 2 Samuelis 11:1). Самих себя люди называли Р. по отношению к вышестоящим (Numeri 31:49; 2 Samuelis 9:8; 1 Regum 1:26), к чужестранцам (Genesis 19:2) или тогда, когда хотели показать свою преданность и готовность служить;
2) человек называет себя Р. (Lucam 1:38.48), желая подчеркнуть свое положение перед Богом (см. "раб Господень" -> Исаия III,2а,б). Называя себя Р. в обращении к Богу (Numeri 11:11; 1 Samuelis 3:9; 1 Regum 8:28; Actus 4:29), молящийся выражает свою преданность и готовность к послушанию (Apocalipsys 1:1; Apocalipsys 7:3; Apocalipsys 22:6). Сам Господь подтверждает правильность такого словоупотребления, называя Своими Р. Авраама, Моисея и Давида (Genesis 26:24; Numeri 12:7; 2 Samuelis 7:5). Служанка, одержимая духом прорицания, кричит в Филиппах о Павле и его спутниках: "Сии человеки - рабы Бога всевышнего" (Actus 16:17). В проповеди и молитве древней Церкви говорится об Иисусе [ Actus 3:26 - греч. пайс может означать "раб", "слуга" и "ребенок", "дитя"] или, соотв., о Давиде (Actus 4:25) как о Р. Божьих, а апостолы Павел (Romanos 1:1; Philippenses 1:1; Titum 1:1), Петр (2 Petri 1:1) и Иоанн (Apocalipsys 1:1) называют себя Р. Бога или Р. Иисуса Христа. Готовность служить обращена и на своих собратьев, поскольку, по словам Христа, "кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою" (Marcum 9:35; Marcum 10:44). Но падший человек является Р. греха (Ioannem 8:34; Romanos 6:17), Р. страха смерти (Hebraeos 2:15) и Р. тления (2 Petri 2:19) до тех пор, пока через искупление не станет Р. Богу и праведности (Romanos 6:17.22);
3) особый смысл понятие "Р." приобретает в НЗ, когда оно употребляется в связи с противопоставлением Закона и Евангелия. Моисей был верным служителем во всем доме Божьем (Hebraeos 3:5 согл. Numeri 12:7), и через него был дан Закон (Ioannem 1:17), "завет от горы Синайской, рождающий в рабство" (Galatas 4:24). В противоположность этому Христос является Сыном в доме Бога (Hebraeos 3:6); Он делает людей истинно свободными (Ioannem 8:35). Во Христе нет больше рабов, как это было во времена Закона с его духом рабства (Romanos 8:15); есть только чада, сыны Божьи (Galatas 4:7), принявшие Духа -> усыновления. Христос освободил людей, выкупив их дорогой ценой, и Павел предостерегает их от того, чтобы они вновь не стали "рабами человеков" (1 Corinthios 7:23), не подверглись "игу рабства", т.е. не подчинились порабощающей силе Закона (Galatas 5:1).

III. Во всех библ. оборотах речи словам "рабыня", "раба" соответствует форма муж. рода этого слова. В ВЗ "раба", "рабыня" - это зависимая от господина женщина (иноплеменница, Leviticus 25:44, или еврейка, Ieremiae 34:9), в НЗ - тоже зависимая от к.-л. женщина (Lucam 12:45; Actus 16:16, в Синод. пер. - "служанка"). При обращении к высокопостав. лицу женщина именовала себя его Р. (Ruth 3:9; 1 Samuelis 25:24; 2 Samuelis 14:6), это относилось также к женам царей и правителей (1 Regum 1:13). Кр. того, слово "раба" отражает положение женщины пред лицом Бога (1 Samuelis 1:11; Lucam 1:38.48). См. также Psalmorum 115:7: "Я раб Твой и сын рабы Твоей".

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).