1 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. 2 Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь. 3 Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются. 4 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь. 5 Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них. 6 Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. 7 Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца. 8 Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет. (Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит.) 9 Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего. (Победу и честь приобретает дающий дары, и даже овладевает душею получающих оные.) 10 Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань. 11 Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь — друг. 12 Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает. 13 Ленивец говорит: "лев на улице! посреди площади убьют меня!" 14 Глубокая пропасть — уста блудниц; на кого прогневается Господь, тот упадет туда. 15 Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит ее от него. 16 Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет. |
17 Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию; 18 потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих. 19 Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни. |
20 Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, 21 чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя? |
22 Не будь грабителем бедного, потому что он беден; и не притесняй несчастного у ворот; 23 потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их. 24 Не дружись с гневливым, и не сообщайся с человеком вспыльчивым, 25 чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою. 26 Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги. 27 Если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли постель твою из-под тебя? 28 Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои. 29 Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями; он не будет стоять перед простыми. |
Господь сотворил и богатого, и бедного, оба Ему дороги. Библия отвергает непримиримость противопоставления бедных богатым не потому, что якобы написана в угоду эксплуататорам или же игнорирует реальность социальных противоречий, как до сих пор пытаются утверждать её недобросовестные "критики". Каждый внимательный читатель Библии может увидеть, что она раскрывает мир сложнее и глубже, нежели социальные теории, рассматривающие общественные отношения в отрыве от всей полноты связей между различными сторонами жизни. Несправедливость, существующая по отношению к бедным - составная часть зла, искажающего замысел Творца, именно поэтому она недопустима. Последствия же совершаемых людьми несправедливых действий могут обрушиться на них самих.
Слова о человеке, проворном в деле, который будет стоять перед царями, при желании можно истолковать как поощрение корыстолюбивой хитрости, если ставить акцент на проворстве. Но лучше всё-таки сделать ударение на деле, и тогда мы увидим, что деловые качества, а не умение интриговать имеют решающее значение для ценителя мудрости.
1 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. 2 Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь. 3 Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются. 4 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь. 5 Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них. 6 Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. 7 Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца. 8 Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет. (Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит.) 9 Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего. (Победу и честь приобретает дающий дары, и даже овладевает душею получающих оные.) 10 Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань. 11 Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь — друг. 12 Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает. 13 Ленивец говорит: "лев на улице! посреди площади убьют меня!" 14 Глубокая пропасть — уста блудниц; на кого прогневается Господь, тот упадет туда. 15 Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит ее от него. 16 Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет. |
17 Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию; 18 потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих. 19 Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни. |
20 Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, 21 чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя? |
22 Не будь грабителем бедного, потому что он беден; и не притесняй несчастного у ворот; 23 потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их. 24 Не дружись с гневливым, и не сообщайся с человеком вспыльчивым, 25 чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою. 26 Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги. 27 Если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли постель твою из-под тебя? 28 Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои. 29 Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями; он не будет стоять перед простыми. |
Господь сотворил и богатого, и бедного, оба Ему дороги. Библия отвергает непримиримость противопоставления бедных богатым не потому, что якобы написана в угоду эксплуататорам или же игнорирует реальность социальных противоречий, как до сих пор пытаются утверждать её недобросовестные "критики". Каждый внимательный читатель Библии может увидеть, что она раскрывает мир сложнее и глубже, нежели социальные теории, рассматривающие общественные отношения в отрыве от всей полноты связей между различными сторонами жизни. Несправедливость, существующая по отношению к бедным - составная часть зла, искажающего замысел Творца, именно поэтому она недопустима. Последствия же совершаемых людьми несправедливых действий могут обрушиться на них самих.
Слова о человеке, проворном в деле, который будет стоять перед царями, при желании можно истолковать как поощрение корыстолюбивой хитрости, если ставить акцент на проворстве. Но лучше всё-таки сделать ударение на деле, и тогда мы увидим, что деловые качества, а не умение интриговать имеют решающее значение для ценителя мудрости.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||