Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 58:9-14

Поделиться
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит;
  возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"
 
Когда ты удалишь из среды твоей ярмо,
  перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 
и отдашь голодному душу твою
  и напитаешь душу страдальца:
тогда свет твой взойдет во тьме,
  и мрак твой будет как полдень;
11 
и будет Господь вождем твоим всегда,
  и во время засухи будет насыщать душу твою
  и утучнять кости твои,
и ты будешь, как напоенный водою сад
  и как источник, которого воды
  никогда не иссякают.
12 
И застроятся потомками твоими пустыни вековые:
  ты восстановишь основания многих поколений,
и будут называть тебя восстановителем развалин,
  возобновителем путей для населения.
13 
Если ты удержишь ногу твою ради субботы
  от исполнения прихотей твоих во святый день Мой,
и будешь называть субботу отрадою,
  святым днем Господним, чествуемым,
и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами,
  угождать твоей прихоти и пустословить —
14 
то будешь иметь радость в Господе,
  и Я возведу тебя на высоты земли
и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего:
  уста Господни изрекли это.
Свернуть

Богу, как видно, вовсе не нужны упражнения человека в воздержании. Конечно, такие упражнения могут способствовать развитию силы воли, которая может пригодиться, в том числе, и для духовной жизни. Но для Бога пост — не тренировка воли. Он ждёт от человека совсем другого.

В те времена, когда пост ещё не был частью повседневной религиозной жизни, когда постившиеся постились по особому каждый раз поводу, цель поста была чисто служебная: он должен был выбить человека из той повседневной рутины, которая неизбежно засасывает всякого, живущего обычной жизнью. Сутки без пищи и воды легко и быстро заставляли постящегося заново переосмыслить и окружающую действительность, и собственную жизнь.

Но Богу важно было не просто выбить человека из привычной колеи, но и вернуть его к той системе ценностей и приоритетов, которые заложены в Его откровении и без которых немыслим ни союз с Ним, ни духовная жизнь, ни спасение. Когда пост стал элементом повседневной религиозной рутины, как это произошло в послепленный период, он перестал выполнять свою главную функцию: на пост стали смотреть, как на своеобразную жертву, которую человек приносит Богу за совершённые им (быть может, неизвестные самому человеку) грехи.

Теоретически такая жертва должна была заставить постящегося пересмотреть и свои жизненные приоритеты, но на практике ничего такого могло и не произойти: верующие просто привыкали жить по принципу «согрешил — попостился — раскаялся — снова согрешил», при этом не видя ничего особенного в том факте, что цикл повторяется снова и снова, а в их собственной жизни ничего не меняется. И тогда Бог устами Своего пророка напомнил постящимся, что пост — лишь средство для того, чтобы встреча с Ним стала для них более вероятной и более реальной. А также о том, что пост — не упражнение силы воли, а способ переключить внимание с себя самого и со своих религиозных достижений на ближнего, который нуждается не в нашей силе воли, а в нашей любви.

Другие мысли вслух

 
На Ис 58:9-14
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит;
  возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"
 
Когда ты удалишь из среды твоей ярмо,
  перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 
и отдашь голодному душу твою
  и напитаешь душу страдальца:
тогда свет твой взойдет во тьме,
  и мрак твой будет как полдень;
11 
и будет Господь вождем твоим всегда,
  и во время засухи будет насыщать душу твою
  и утучнять кости твои,
и ты будешь, как напоенный водою сад
  и как источник, которого воды
  никогда не иссякают.
12 
И застроятся потомками твоими пустыни вековые:
  ты восстановишь основания многих поколений,
и будут называть тебя восстановителем развалин,
  возобновителем путей для населения.
13 
Если ты удержишь ногу твою ради субботы
  от исполнения прихотей твоих во святый день Мой,
и будешь называть субботу отрадою,
  святым днем Господним, чествуемым,
и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами,
  угождать твоей прихоти и пустословить —
14 
то будешь иметь радость в Господе,
  и Я возведу тебя на высоты земли
и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего:
  уста Господни изрекли это.
Свернуть
Богу, как видно, вовсе не нужны упражнения человека в воздержании. Конечно, такие упражнения могут способствовать развитию силы воли, которая может пригодиться, в том числе, и для духовной жизни...  Читать далее

Богу, как видно, вовсе не нужны упражнения человека в воздержании. Конечно, такие упражнения могут способствовать развитию силы воли, которая может пригодиться, в том числе, и для духовной жизни. Но для Бога пост — не тренировка воли. Он ждёт от человека совсем другого.

В те времена, когда пост ещё не был частью повседневной религиозной жизни, когда постившиеся постились по особому каждый раз поводу, цель поста была чисто служебная: он должен был выбить человека из той повседневной рутины, которая неизбежно засасывает всякого, живущего обычной жизнью. Сутки без пищи и воды легко и быстро заставляли постящегося заново переосмыслить и окружающую действительность, и собственную жизнь.

Но Богу важно было не просто выбить человека из привычной колеи, но и вернуть его к той системе ценностей и приоритетов, которые заложены в Его откровении и без которых немыслим ни союз с Ним, ни духовная жизнь, ни спасение. Когда пост стал элементом повседневной религиозной рутины, как это произошло в послепленный период, он перестал выполнять свою главную функцию: на пост стали смотреть, как на своеобразную жертву, которую человек приносит Богу за совершённые им (быть может, неизвестные самому человеку) грехи.

Теоретически такая жертва должна была заставить постящегося пересмотреть и свои жизненные приоритеты, но на практике ничего такого могло и не произойти: верующие просто привыкали жить по принципу «согрешил — попостился — раскаялся — снова согрешил», при этом не видя ничего особенного в том факте, что цикл повторяется снова и снова, а в их собственной жизни ничего не меняется. И тогда Бог устами Своего пророка напомнил постящимся, что пост — лишь средство для того, чтобы встреча с Ним стала для них более вероятной и более реальной. А также о том, что пост — не упражнение силы воли, а способ переключить внимание с себя самого и со своих религиозных достижений на ближнего, который нуждается не в нашей силе воли, а в нашей любви.

Свернуть
 
На Ис 58:1-14
Взывай громко, не удерживайся;
  возвысь голос твой, подобно трубе,
и укажи народу Моему на беззакония его,
  и дому Иаковлеву — на грехи его.
Они каждый день ищут Меня
  и хотят знать пути Мои,
как бы народ, поступающий праведно
  и не оставляющий законов Бога своего;
они вопрошают Меня о судах правды,
  желают приближения к Богу:
"почему мы постимся, а Ты не видишь?
  смиряем души свои, а Ты не знаешь?" —
Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу
  и требуете тяжких трудов от других.
Вот, вы поститесь для ссор и распрей
  и для того, чтобы дерзкою рукою бить других;
вы не поститесь в это время так,
  чтобы голос ваш был услышан на высоте.
Таков ли тот пост, который Я избрал,
  день, в который томит человек душу свою,
когда гнет голову свою, как тростник,
  и подстилает под себя рубище и пепел?
Это ли назовешь постом
  и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал:
  разреши оковы неправды,
  развяжи узы ярма,
и угнетенных отпусти на свободу,
  и расторгни всякое ярмо;
раздели с голодным хлеб твой,
  и скитающихся бедных введи в дом;
когда увидишь нагого, одень его,
  и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой,
  и исцеление твое скоро возрастет,
и правда твоя пойдет пред тобою,
  и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит;
  возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"
 
Когда ты удалишь из среды твоей ярмо,
  перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 
и отдашь голодному душу твою
  и напитаешь душу страдальца:
тогда свет твой взойдет во тьме,
  и мрак твой будет как полдень;
11 
и будет Господь вождем твоим всегда,
  и во время засухи будет насыщать душу твою
  и утучнять кости твои,
и ты будешь, как напоенный водою сад
  и как источник, которого воды
  никогда не иссякают.
12 
И застроятся потомками твоими пустыни вековые:
  ты восстановишь основания многих поколений,
и будут называть тебя восстановителем развалин,
  возобновителем путей для населения.
13 
Если ты удержишь ногу твою ради субботы
  от исполнения прихотей твоих во святый день Мой,
и будешь называть субботу отрадою,
  святым днем Господним, чествуемым,
и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами,
  угождать твоей прихоти и пустословить —
14 
то будешь иметь радость в Господе,
  и Я возведу тебя на высоты земли
и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего:
  уста Господни изрекли это.
Свернуть
Эту главу можно постоянно перечитывать во время любого поста, и вряд ли она утратит свою актуальность. В самом...  Читать далее

Эту главу можно постоянно перечитывать во время любого поста, и вряд ли она утратит свою актуальность. В самом деле, до чего удобно отдать Господу совсем немножко, можно временно ограничить кулинарные предпочтения и на том успокоиться. А ведь Господь просит у нас отдать ему сердца, просит, чтобы мы полностью Ему принадлежали. Не потому просит, что хочет всё у нас отнять и присвоить, а потому, что любящий хочет соединиться с любимым в полноте.

Если мы не готовы открыться навстречу Его любви, то даже заботу о нуждающихся, о голодных и угнетаемых мы успешно засушим или же превратим в формальную благотворительность для галочки. Но если готовы, то желание помочь ближнему станет проявлением любви, требующей выхода и отдачи, и выразится в реальных делах. И как знать, не окажется ли тогда даже то немногое, что мы можем Ему дать, значительным, подобным лепте бедной вдовы?

Свернуть
 
На Ис 58:1-11
Взывай громко, не удерживайся;
  возвысь голос твой, подобно трубе,
и укажи народу Моему на беззакония его,
  и дому Иаковлеву — на грехи его.
Они каждый день ищут Меня
  и хотят знать пути Мои,
как бы народ, поступающий праведно
  и не оставляющий законов Бога своего;
они вопрошают Меня о судах правды,
  желают приближения к Богу:
"почему мы постимся, а Ты не видишь?
  смиряем души свои, а Ты не знаешь?" —
Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу
  и требуете тяжких трудов от других.
Вот, вы поститесь для ссор и распрей
  и для того, чтобы дерзкою рукою бить других;
вы не поститесь в это время так,
  чтобы голос ваш был услышан на высоте.
Таков ли тот пост, который Я избрал,
  день, в который томит человек душу свою,
когда гнет голову свою, как тростник,
  и подстилает под себя рубище и пепел?
Это ли назовешь постом
  и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал:
  разреши оковы неправды,
  развяжи узы ярма,
и угнетенных отпусти на свободу,
  и расторгни всякое ярмо;
раздели с голодным хлеб твой,
  и скитающихся бедных введи в дом;
когда увидишь нагого, одень его,
  и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой,
  и исцеление твое скоро возрастет,
и правда твоя пойдет пред тобою,
  и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит;
  возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"
 
Когда ты удалишь из среды твоей ярмо,
  перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 
и отдашь голодному душу твою
  и напитаешь душу страдальца:
тогда свет твой взойдет во тьме,
  и мрак твой будет как полдень;
11 
и будет Господь вождем твоим всегда,
  и во время засухи будет насыщать душу твою
  и утучнять кости твои,
и ты будешь, как напоенный водою сад
  и как источник, которого воды
  никогда не иссякают.
Свернуть
58 глава книги пророка Исайи, которую мы читаем сегодня  — поразительный текст, значение которого для христиан трудно переоценить...  Читать далее

58 глава книги пророка Исайи, которую мы читаем сегодня  — поразительный текст, значение которого для христиан трудно переоценить. Господь отвечает на вопрос о «судах правды» людям, которые «желают приближения к Богу». «Почему мы постимся, а Ты не видишь» — так, с предельной откровенностью формулирует пророк «претензию» благочестивого человека к Богу. То ли мы так устроены, то ли наследие тысячелетий языческих тысячелетий тяготеет над нами, но инстинктивно мы думаем, что Богу нужны наши жертвы, и чем больше усилий мы предпринимаем, тем большую милость зарабатываем.

Господь говорит на это суровые слова: «в день поста вашего вы исполняете волю вашу» и «вы поститесь для ссор и распрей». «Кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои», — говорил Он в начале книги Исайи. Милость Божию, приближение к Нему можно снискать только милостью и правдой, реализованными в жизни: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды...». Таким образом, аскетическое делание человека в этом ветхозаветном отрывке представляется так же, как и в Новом завете. Это важно помнить, чтобы мы не возгордились достигнутыми за прошедший пост высотами...

Свернуть
 
На Ис 58:1-11
Взывай громко, не удерживайся;
  возвысь голос твой, подобно трубе,
и укажи народу Моему на беззакония его,
  и дому Иаковлеву — на грехи его.
Они каждый день ищут Меня
  и хотят знать пути Мои,
как бы народ, поступающий праведно
  и не оставляющий законов Бога своего;
они вопрошают Меня о судах правды,
  желают приближения к Богу:
"почему мы постимся, а Ты не видишь?
  смиряем души свои, а Ты не знаешь?" —
Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу
  и требуете тяжких трудов от других.
Вот, вы поститесь для ссор и распрей
  и для того, чтобы дерзкою рукою бить других;
вы не поститесь в это время так,
  чтобы голос ваш был услышан на высоте.
Таков ли тот пост, который Я избрал,
  день, в который томит человек душу свою,
когда гнет голову свою, как тростник,
  и подстилает под себя рубище и пепел?
Это ли назовешь постом
  и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал:
  разреши оковы неправды,
  развяжи узы ярма,
и угнетенных отпусти на свободу,
  и расторгни всякое ярмо;
раздели с голодным хлеб твой,
  и скитающихся бедных введи в дом;
когда увидишь нагого, одень его,
  и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой,
  и исцеление твое скоро возрастет,
и правда твоя пойдет пред тобою,
  и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит;
  возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"
 
Когда ты удалишь из среды твоей ярмо,
  перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 
и отдашь голодному душу твою
  и напитаешь душу страдальца:
тогда свет твой взойдет во тьме,
  и мрак твой будет как полдень;
11 
и будет Господь вождем твоим всегда,
  и во время засухи будет насыщать душу твою
  и утучнять кости твои,
и ты будешь, как напоенный водою сад
  и как источник, которого воды
  никогда не иссякают.
Свернуть
Мы привыкли к тому, что пост – это другое время, есть рядовое время, есть праздник, а есть пост, и это три...  Читать далее

Мы привыкли к тому, что пост – это другое время, есть рядовое время, есть праздник, а есть пост, и это три различных модуса существования. Для ветхозаветного иудея это так и было, ибо пост был временем, когда пища вовсе не вкушалась, и человек не только не ел и не пил, но и не занимался своими обычными делами, посвящая все время молитве. И хотя сейчас мы не можем позволить себе совсем не есть и не пойти на работу, все же пост мы ощущаем отчетливо по ограничениям, по молитвам, имеющим иной род, иными словами, по каким-то формальным внешним признакам. Но вот то, что говорит Господь сегодня, устами пророка Исаии: раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, – это совсем не относится к ряду тех формальных признаков, по которым мы чувствуем, что наступил пост, ибо это мы стараемся делать в любое время. Сам Господь говорит об этом как о заповеди на каждый день. Но если это так, давайте прочтем слова Исаии «в обратную сторону» — преврати всю твою жизнь в пост, пусть каждый твой день будет подобен посту. Но не так ли и со всеми нашими постными ограничениями, разве мы не стараемся ограничивать себя в рядовое время? Разве не каемся, не ищем непрестанной молитвы? На самом деле, восприятие поста как времени углубления духовной жизни, оно и хорошо, и опасно. Опасно, ибо чем-то похоже на известное «с понедельника…», и мы должны понимать глубинную духовную общность и поста, и праздника, и рядового времени, их укорененность на единой почве жизни.

: Вспомним описание апостолом Павлом своей жизни: «...в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор 11:27). Современный перевод дает слово «пост», и даже Словарь библейского богословия Дюфура так это слово трактует, а на самом деле это значит просто, что не было ни еды, ни питья («altogether without food or drink», как переводит Ново-Иерусалимская). Но сравнение разных переводов и принятие обоих в своем культурном контексте означает лишь одно: пост для апостола Павла был образом его жизни, а не привычкой делать это в то или иное время.

Ни в коем случае это не означает, что мы пытаемся оспорить годовой богослужебный круг, нет. Но наша жизнь изменилась, пост дается неожиданно, а не во время отдыха от полевых работ. И как ценно нам молиться со всей Церковью, так ценно нам молиться наедине с Господом. Церковные традиции постов и праздников дают очень много, они подобие двигателя церковного организма. Но как нельзя сказать голодному сейчас не пост и я тебя не накормлю, - так нельзя сказать Господу: сейчас пост, изволь мне предстать пред Твои очи и послушай, что я хочу Тебе сказать. Ибо и пост – вся жизнь и каждый день, и праздник – вся жизнь и каждый день. А Церковь просто дает нам всегда быть в унисон. Хотя у каждого своя совершенно неповторимая песня.

Свернуть
 
На Ис 58:1-9
Взывай громко, не удерживайся;
  возвысь голос твой, подобно трубе,
и укажи народу Моему на беззакония его,
  и дому Иаковлеву — на грехи его.
Они каждый день ищут Меня
  и хотят знать пути Мои,
как бы народ, поступающий праведно
  и не оставляющий законов Бога своего;
они вопрошают Меня о судах правды,
  желают приближения к Богу:
"почему мы постимся, а Ты не видишь?
  смиряем души свои, а Ты не знаешь?" —
Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу
  и требуете тяжких трудов от других.
Вот, вы поститесь для ссор и распрей
  и для того, чтобы дерзкою рукою бить других;
вы не поститесь в это время так,
  чтобы голос ваш был услышан на высоте.
Таков ли тот пост, который Я избрал,
  день, в который томит человек душу свою,
когда гнет голову свою, как тростник,
  и подстилает под себя рубище и пепел?
Это ли назовешь постом
  и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал:
  разреши оковы неправды,
  развяжи узы ярма,
и угнетенных отпусти на свободу,
  и расторгни всякое ярмо;
раздели с голодным хлеб твой,
  и скитающихся бедных введи в дом;
когда увидишь нагого, одень его,
  и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой,
  и исцеление твое скоро возрастет,
и правда твоя пойдет пред тобою,
  и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит;
  возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"
 
Когда ты удалишь из среды твоей ярмо,
  перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
Свернуть
Пост, как религиозная практика, был известен и яхвизму, и иудаизму. Впрочем...  Читать далее

Пост, как религиозная практика, был известен и яхвизму, и иудаизму. Впрочем, ни яхвизм, ни иудаизм не знали постов многодневных, подобных тем, какие стали практиковать христиане Средних веков. Изначальный смысл поста — траур, обычно по умершему родственнику, и продолжаться такой траурный пост мог, как правило, от одного дня до трёх. Пост обычно был полным, постившиеся ничего не ели и не пили с вечера того дня, который предшествовал посту, до вечера самого постного дня. Кроме того, посты могли брать на себя целые города или селения в случае какого-нибудь бедствия, особенно такого, о котором было известно (нередко со слов пророка), что оно попущено Богом за грехи жителей.

Но такие посты были разовыми, и постившиеся брали их на себя по конкретному каждый раз случаю. В послепленный период, когда религиозная жизнь еврейского народа была уже немыслима вне Синагоги, появилась практика регулярных, обычно два раза в неделю, однодневных постов, которые были связаны уже не с какими-то конкретными событиями (в таких случаях постились дополнительно), а рассматривались, как своего рода духовное упражнение, выполнять которое было религиозной обязанностью каждого верующего еврея.

Предполагалось, что посты эти связаны с теми грехами, которые постящийся мог совершить (быть может, даже сам того не зная), но, как бывает обычно в таких случаях, они становились простой формальностью, своеобразной «жертвой» Богу, которую постящийся приносил Ему тем, что отказывался от воды и пищи на целые сутки. И мало кому приходил в голову вопрос о том, нужен ли вообще Богу такой пост. Воздержание от еды и питья, как предполагалось, должно было заставить постящегося выйти из привычной колеи обыденной жизни, вспомнить о Боге и о ближнем, заново и ярко пережить то, о чём в суете повседневности человек склонен забывать. На деле же получалось, что воздержание само оказалось элементом повседневной религиозной рутины, привычной, как она сама.

В такой ситуации пророку приходилось напоминать постящимся о том, что это не просто религиозная обязанность и не жертва Богу, Которому не нужны упражнения в воздержании сами по себе, а способ переключить внимание человека с себя на Бога и на ближних. Если же пост не выполняет этой функции, он не нужен Богу и не приносит пользы человеку.

Свернуть
 
На Ис 58:1-9
Взывай громко, не удерживайся;
  возвысь голос твой, подобно трубе,
и укажи народу Моему на беззакония его,
  и дому Иаковлеву — на грехи его.
Они каждый день ищут Меня
  и хотят знать пути Мои,
как бы народ, поступающий праведно
  и не оставляющий законов Бога своего;
они вопрошают Меня о судах правды,
  желают приближения к Богу:
"почему мы постимся, а Ты не видишь?
  смиряем души свои, а Ты не знаешь?" —
Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу
  и требуете тяжких трудов от других.
Вот, вы поститесь для ссор и распрей
  и для того, чтобы дерзкою рукою бить других;
вы не поститесь в это время так,
  чтобы голос ваш был услышан на высоте.
Таков ли тот пост, который Я избрал,
  день, в который томит человек душу свою,
когда гнет голову свою, как тростник,
  и подстилает под себя рубище и пепел?
Это ли назовешь постом
  и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал:
  разреши оковы неправды,
  развяжи узы ярма,
и угнетенных отпусти на свободу,
  и расторгни всякое ярмо;
раздели с голодным хлеб твой,
  и скитающихся бедных введи в дом;
когда увидишь нагого, одень его,
  и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой,
  и исцеление твое скоро возрастет,
и правда твоя пойдет пред тобою,
  и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит;
  возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"
 
Когда ты удалишь из среды твоей ярмо,
  перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
Свернуть
Пророк Исаия сегодня рассказывает нам о том, как любые дела, которые мы делаем, подчиняясь Богу и признавая Его правоту...  Читать далее

Пророк Исаия сегодня рассказывает нам о том, как любые дела, которые мы делаем, подчиняясь Богу и признавая Его правоту и мудрость, все равно становятся пищей для нашего эгоизма. Казалось бы, пост – вот то, что человек делает потому, что Господь много раз говорил, насколько это важно для укрепления веры. Однако уверенность в том, что я центр мира, настолько сильна, что Бог, а тем более и окружающие нас люди, становятся теми, кто должен терпеливо сносить мое плохое настроение, скверный характер — все, что связано со мной. Основное предназначение окружающего меня мира — забыть о себе и служить полностью хорошему проведению моего поста. Такая картина ужасна и смешна. Большей нелепицы трудно себе представить. И тем не менее пророк предупреждает нас о том, что именно это первое и трудное испытание для человека: пост – время служения Богу и ближнему. Служения, а не приведения и Бога, и ближнего в соответствие с моими представлениями о том, как они должны себя вести во время моего поста.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).