Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Евр 3:1-6

ὅθεν ἀδελφοὶ ἅγιοι κλήσεως ἐπουρανίου μέτοχοι κατανοήσατε τòν ἀπόστολον καὶ ἀρχιερέα τη̃ς ὁμολογίας ἡμω̃ν ’Ιησου̃ν
πιστòν ὄντα τω̨̃ ποιήσαντι αὐτòν ὡς καὶ Μωϋση̃ς ἐν ὅλω̨ τω̨̃ οἴκω̨ αὐτου̃
πλείονος γὰρ οὑ̃τος δόξης παρὰ Μωϋση̃ν ἠξίωται καθ' ὅσον πλείονα τιμὴν ἔχει του̃ οἴκου ὁ κατασκευάσας αὐτόν
πα̃ς γὰρ οἰ̃κος κατασκευάζεται ὑπό τινος ὁ δὲ πάντα κατασκευάσας θεός
καὶ Μωϋση̃ς μὲν πιστòς ἐν ὅλω̨ τω̨̃ οἴκω̨ αὐτου̃ ὡς θεράπων εἰς μαρτύριον τω̃ν λαληθησομένων
Χριστòς δὲ ὡς υἱòς ἐπὶ τòν οἰ̃κον αὐτου̃ οὑ̃ οἰ̃κός ἐσμεν ἡμει̃ς ἐάνπερ τὴν παρρησίαν καὶ τò καύχημα τη̃ς ἐλπίδος κατάσχωμεν
Свернуть

Автор Послания к Евреям, как и его учитель Павел, видит историю отношений Бога со Своим народом как единый духовный процесс, протекающий в едином духовном и историческом пространстве. Отсюда соотнесение Моисея со Христом: Моисей, через которого Бог даёт Своему народу Тору, стоит у истоков этого процесса (хоть и не в самом начале — в самом начале всё же находится Авраам), а Христос, явивший миру первый и единственный пример живой Торы — в его конце.

Мессия завершает то, что начал Моисей. Тем самым автор послания вновь возвращается к вопросу той духовной динамики, которая свойственна миру людей и не свойственна миру ангелов. И динамика эта оказывается связанной с Торой. Такая связь, разумеется, не случайна. Тора была дана Богом именно и только людям, ангелы в своей духовной жизни без неё обходятся и в ней не нуждаются.

А для человека Тора не просто определяет все его отношения с Богом — она в известном смысле и делает человека человеком, существом, ставшим на путь духовного становления в Боге. Конечно, Тора как только моральный или юридический кодекс от этого далека, но внутренняя Тора как духовный стержень, на котором держится жизнь человека, и как духовно-нравственный императив, её определяющий изнутри, как раз и предполагает такой путь. Завершается же он превращением человека в живую Тору, когда его жизнь уже не определяется ничем, кроме внутренней Торы.

Конечно, для этого человек должен быть совершенно свободен от греха, потому-то, кроме Самого Христа, в Библии и нет других примеров живой Торы. Но с приходом Христа начинается процесс становления Церкви как тела Христова и каждого отдельного христианина во Христе именно как живой Торы. А завершится он возвращением Спасителя во славе и полным преображением как человека, так и всего мироздания.

Вот этот процесс и имеет в виду автор послания, утверждая, что он свойствен миру людей и несвойствен миру ангелов. Спасение человека от власти зла и греха заключается в том, чтобы в него включиться и пройти до конца весь предполагаемый им путь. А помочь человеку в этом может лишь Человек, и именно Человек с большой буквы, вместивший в Себя Божью полноту и свободный от греха. Ангел, даже самый могущественный, тут не поможет: ведь никто из ангелов не включён в процесс, спасительный для человечества.

Темы:

Другие мысли вслух

 
На Евр 3:1-6
ὅθεν ἀδελφοὶ ἅγιοι κλήσεως ἐπουρανίου μέτοχοι κατανοήσατε τòν ἀπόστολον καὶ ἀρχιερέα τη̃ς ὁμολογίας ἡμω̃ν ’Ιησου̃ν
πιστòν ὄντα τω̨̃ ποιήσαντι αὐτòν ὡς καὶ Μωϋση̃ς ἐν ὅλω̨ τω̨̃ οἴκω̨ αὐτου̃
πλείονος γὰρ οὑ̃τος δόξης παρὰ Μωϋση̃ν ἠξίωται καθ' ὅσον πλείονα τιμὴν ἔχει του̃ οἴκου ὁ κατασκευάσας αὐτόν
πα̃ς γὰρ οἰ̃κος κατασκευάζεται ὑπό τινος ὁ δὲ πάντα κατασκευάσας θεός
καὶ Μωϋση̃ς μὲν πιστòς ἐν ὅλω̨ τω̨̃ οἴκω̨ αὐτου̃ ὡς θεράπων εἰς μαρτύριον τω̃ν λαληθησομένων
Χριστòς δὲ ὡς υἱòς ἐπὶ τòν οἰ̃κον αὐτου̃ οὑ̃ οἰ̃κός ἐσμεν ἡμει̃ς ἐάνπερ τὴν παρρησίαν καὶ τò καύχημα τη̃ς ἐλπίδος κατάσχωμεν
Свернуть
Продолжая тему первосвященства Спасителя, автор послания сравнивает Его с Моисеем, что, разумеется...  Читать далее

Продолжая тему первосвященства Спасителя, автор послания сравнивает Его с Моисеем (ст. 1 – 6), что, разумеется, не случайно. В самом деле, именно с Моисеем связана Синайская теофания и заключение того союза-завета, который и сделал еврейский народ ветхозаветной Церковью. Сам же Моисей был, как известно, пророком, человеком Божиим, харизматическим лидером, возглавившим свой народ в очень непростые для него времена и с помощью Божией сумевший вывести его из Египта. Более того: он привёл народ к самому порогу обещанной Богом ещё Аврааму земли, которая уже во времена Иисуса Навина и ранних пророков ассоциировалась в глазах яхвистов с Царством, которым она должна была когда-нибудь стать. Поздние же пророки не раз говорили, что превращение земли обетованной в Царство произойдёт под руководством посланного Богом Мессии, который придёт в своё время и довершит начатое Моисеем. В таком контексте сопоставление Христа с Моисеем выглядит вполне логичным. Сопоставление это вызывает, кроме того, и аллюзии на слова Спасителя, сказанные Им во время Тайной вечери, о том, что Своих учеников Он называет уже не рабами, а друзьями, равно, как и на многочисленные притчи о хорошем и дурном домоправителе. Именно с хорошим домоправителем из евангельской притчи и соотносит автор послания Моисея, вместе с тем указывая на тот факт, что сам пророк всё же остаётся ещё лишь слугой в порученном ему доме, в то время, как Христос управляет им уже не как слуга, а как сын и законный наследник (ст. 3 – 6).

Именно в этом смысле автор послания и называет Его апостолом («посланником») и первосвященником, как видно, желая сказать, что Иисус Сам несёт в Себе ту полноту присутствия Божия, которая теперь освящает Его народ. Такое утверждение, по-видимому, было особенно актуально в эпоху, когда Храм был уже разрушен и храмовые жертвоприношения, с которыми и связывалась в сознании яхвистов освящавшее народ на протяжении веков присутствие Божие, прекратились. Автор послания подчёркивает, что это ещё не конец, что полнота Христова превосходит полноту яхвизма и включает её в себя, так, что даже в отсутствии Храма христиане всё же могут сохранить нормальную, полноценную духовную жизнь, получая всё для неё необходимое через непосредственное общение с Воскресшим в хлебопреломлении. Путь в Царство не закрылся с разгромом Храма, ведь полноту Царства принёс в мир Спаситель, Который не изменяет раз данным обещаниям и раз заключённому союзу-завету.

Свернуть
 
На Евр 3:1-6
ὅθεν ἀδελφοὶ ἅγιοι κλήσεως ἐπουρανίου μέτοχοι κατανοήσατε τòν ἀπόστολον καὶ ἀρχιερέα τη̃ς ὁμολογίας ἡμω̃ν ’Ιησου̃ν
πιστòν ὄντα τω̨̃ ποιήσαντι αὐτòν ὡς καὶ Μωϋση̃ς ἐν ὅλω̨ τω̨̃ οἴκω̨ αὐτου̃
πλείονος γὰρ οὑ̃τος δόξης παρὰ Μωϋση̃ν ἠξίωται καθ' ὅσον πλείονα τιμὴν ἔχει του̃ οἴκου ὁ κατασκευάσας αὐτόν
πα̃ς γὰρ οἰ̃κος κατασκευάζεται ὑπό τινος ὁ δὲ πάντα κατασκευάσας θεός
καὶ Μωϋση̃ς μὲν πιστòς ἐν ὅλω̨ τω̨̃ οἴκω̨ αὐτου̃ ὡς θεράπων εἰς μαρτύριον τω̃ν λαληθησομένων
Χριστòς δὲ ὡς υἱòς ἐπὶ τòν οἰ̃κον αὐτου̃ οὑ̃ οἰ̃κός ἐσμεν ἡμει̃ς ἐάνπερ τὴν παρρησίαν καὶ τò καύχημα τη̃ς ἐλπίδος κατάσχωμεν
Свернуть
Одно из основных различий человеком и Сыном Человеческим разъясняет Павел в сегодняшнем отрывке. Пример...  Читать далее

Одно из основных различий между человеком и Сыном Человеческим разъясняет Павел в сегодняшнем отрывке. Пример Моисея, ставшего главой народа, получившего скрижали и Ковчег Завета, ярок и убедителен. Действительно, вот человек, обличенный властью, доверенное лицо Бога, но не хозяин, не строитель дома, а всего лишь хранитель. Иисус, Сын Божий, будучи совершенным человеком и Богом одновременно, приходит в мир, как полновластный хозяин, т.к. Он его сотворил.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).