Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Быт 16:1-16

Поделиться
Сaра же женA ґврaмлz не раждaше є3мY: бsше же є4й рабA є3гv1птzнынz, є4йже и4мz ѓгарь.
Рече1 же сaра ко ґврaму: се2, заключи1 мz гDь, є4же не раждaти: вни1ди ў2бо къ рабЁ мое1й, да ч†да сотворю2 t неS. Послyша же ґврaмъ глaса сaрина.
И# пои1мши сaра женA ґврaмлz ѓгарь є3гv1птzныню рабY свою2, по десzти2 лётэхъ вселе1ніz ґврaмлz въ земли2 ханаaни, даде2 ю5 въ женY ґврaму мyжу своемY.
И# вни1де ко ѓгари, и3 зачaтъ: и3 ви1дэ, ћкw во чре1вэ и4мать, и3 ўкоре1на бы1сть госпожA (є3S) пред8 не1ю.
И# рече2 сaра ко ґврaму: њби1да ми2 t тебє2: ѓзъ дaхъ рабY мою2 въ нёдро твое2: nнa же ви1дэвши, ћкw во чре1вэ и4мать, ўкоре1на бы1хъ пред8 не1ю: суди2 бг7ъ междY мно1ю и3 тобо1ю.
Рече1 же ґврaмъ къ сaрэ: се2, рабA твоS въ рукY твоє1ю: твори2 є4й, ћкоже ти2 є4сть ўго1дно. И# њѕло1би ю5 сaра: и3 tбэже2 t лицA є3S.
И# њбрёте ю5 ѓгг7лъ гDень ў и3сто1чника воды2 въ пусты1ни, ў и3сто1чника на пути2 сyръ.
И# рече2 є4й ѓгг7лъ гDень: ѓгарь, рабо2 сaрина, tкyду и4деши и3 кaмw грzде1ши; И# рече2: t лицA сaры госпожи2 моеS ѓзъ бэгY.
Рече1 же є4й ѓгг7лъ гDень: возврати1сz къ госпожЁ свое1й и3 покори1сz под8 рукY є3S.
10 И# рече2 є4й ѓгг7лъ гDень: ўмножaz ўмно1жу сёмz твое2, и3 не сочте1тсz t мно1жества.
11 И# рече2 є4й ѓгг7лъ гDень: се2, ты2 во чре1вэ и4маши и3 роди1ши сы1на, и3 нарече1ши и4мz є3мY їсмaилъ: ћкw ўслы1ша гDь смире1ніе твое2:
12 се1й бyдетъ се1льный человёкъ: рyцэ є3гw2 на всёхъ, и3 рyки всёхъ на него2, и3 пред8 лице1мъ всеS брaтіи своеS всели1тсz.
13 И# призвA ѓгарь и4мz гDа гlющагw къ не1й: ты2 бг7ъ призрёвый на мS: ћкw рече2: и4бо предо мно1ю ви1дэхъ ћвльшагосz мнЁ.
14 Сегw2 рaди прозвA клaдzзь то1й: клaдzзь, и3дёже предо мно1ю ви1дэхъ: се2 междY кaдисомъ и3 междY варaдомъ.
15 И# роди2 ѓгарь ґврaму сы1на, и3 нарече2 ґврaмъ и4мz сы1ну своемY, є3го1же роди2 є3мY ѓгарь, їсмaилъ.
16 Ґврaмъ же бЁ лётъ nсми1десzти шести2, є3гдA роди2 ѓгарь ґврaму їсмaила.
Свернуть

Бог, как известно из соответствующего библейского рассказа, обещал Аврааму сына. Наследника. Того самого, с которым будут связаны все данные Богом Аврааму обещания относительно будущего его потомков. Авраам ждёт, но наследника всё нет. Ждёт и Сарра — но они с Авраамом ждут по-разному. Авраам ждёт просто, с доверием, он верит Богу, Который обещал ему то, что обещал.

Да, конечно, ждать ребёнка в их возрасте — полное безумие, но ведь Бог Аврааму обещал сына, и поверить Ему на сей раз — безумие не большее того, которое было нужно, чтобы поверить Ему с самого начала, ещё там, в Харране. Так для Авраама — Бог ведь говорил с ним, а не с Саррой, Он был реальностью для Авраама, но не для его жены. Для Сарры, конечно, тоже, но иначе — по рассказам Авраама. Сарра наверняка доверяла мужу, не могла не доверять — иначе они расстались бы гораздо раньше.

И всё же Бога она не слышала — по крайней мере, не слышала Его так, как Авраам. Одно дело слышать самому, другое дело судить по рассказам другого человека, пусть даже человека близкого. В первом случае вера основана на доверии к Тому, Кто говорил, во втором — на доверии к рассказчику. В первом случае доверия больше, оно полнее — и это естественно. С такой мерой доверия ждать проще. Если по рассказам другого — ждать тоже можно, но сложнее. Недоверия выказать нельзя, даже если оно сидит где-то в самой глубине души.

Однако если оно всё же есть, оно всё равно проявится, проявится парадоксально, превратившись в стремление побыстрее осуществить обещанное собственными силами. Отсюда наложница: ребёнка, рождённого наложницей, можно было усыновить, он стал бы тем самым наследником… а потом оказалось, что всё не так просто, что самая обычная женская зависть может стать проблемой, такой проблемой, что Сарра вскоре не захочет видеть ни ребёнка собственного мужа, ни её мать.

Так ли уж «презирала» служанка-наложница свою хозяйку? Трудно сказать; кто, в самом деле, может сказать наверное, как отреагирует старая бездетная хозяйка дома на естественную радость и гордость материнства сравнительно молодой служанки-наложницы? Так стремление исполнить волю Божью побыстрее породило проблемы, с которыми Богу пришлось разбираться особо. Он справился, чего не скажешь о людях с их усердием. Человеческое стремление решить за Бога Его задачи — сила страшная, но Бог справляется даже с ней.

Другие мысли вслух

 
На Быт 16:1-16
Сaра же женA ґврaмлz не раждaше є3мY: бsше же є4й рабA є3гv1птzнынz, є4йже и4мz ѓгарь.
Рече1 же сaра ко ґврaму: се2, заключи1 мz гDь, є4же не раждaти: вни1ди ў2бо къ рабЁ мое1й, да ч†да сотворю2 t неS. Послyша же ґврaмъ глaса сaрина.
И# пои1мши сaра женA ґврaмлz ѓгарь є3гv1птzныню рабY свою2, по десzти2 лётэхъ вселе1ніz ґврaмлz въ земли2 ханаaни, даде2 ю5 въ женY ґврaму мyжу своемY.
И# вни1де ко ѓгари, и3 зачaтъ: и3 ви1дэ, ћкw во чре1вэ и4мать, и3 ўкоре1на бы1сть госпожA (є3S) пред8 не1ю.
И# рече2 сaра ко ґврaму: њби1да ми2 t тебє2: ѓзъ дaхъ рабY мою2 въ нёдро твое2: nнa же ви1дэвши, ћкw во чре1вэ и4мать, ўкоре1на бы1хъ пред8 не1ю: суди2 бг7ъ междY мно1ю и3 тобо1ю.
Рече1 же ґврaмъ къ сaрэ: се2, рабA твоS въ рукY твоє1ю: твори2 є4й, ћкоже ти2 є4сть ўго1дно. И# њѕло1би ю5 сaра: и3 tбэже2 t лицA є3S.
И# њбрёте ю5 ѓгг7лъ гDень ў и3сто1чника воды2 въ пусты1ни, ў и3сто1чника на пути2 сyръ.
И# рече2 є4й ѓгг7лъ гDень: ѓгарь, рабо2 сaрина, tкyду и4деши и3 кaмw грzде1ши; И# рече2: t лицA сaры госпожи2 моеS ѓзъ бэгY.
Рече1 же є4й ѓгг7лъ гDень: возврати1сz къ госпожЁ свое1й и3 покори1сz под8 рукY є3S.
10 И# рече2 є4й ѓгг7лъ гDень: ўмножaz ўмно1жу сёмz твое2, и3 не сочте1тсz t мно1жества.
11 И# рече2 є4й ѓгг7лъ гDень: се2, ты2 во чре1вэ и4маши и3 роди1ши сы1на, и3 нарече1ши и4мz є3мY їсмaилъ: ћкw ўслы1ша гDь смире1ніе твое2:
12 се1й бyдетъ се1льный человёкъ: рyцэ є3гw2 на всёхъ, и3 рyки всёхъ на него2, и3 пред8 лице1мъ всеS брaтіи своеS всели1тсz.
13 И# призвA ѓгарь и4мz гDа гlющагw къ не1й: ты2 бг7ъ призрёвый на мS: ћкw рече2: и4бо предо мно1ю ви1дэхъ ћвльшагосz мнЁ.
14 Сегw2 рaди прозвA клaдzзь то1й: клaдzзь, и3дёже предо мно1ю ви1дэхъ: се2 междY кaдисомъ и3 междY варaдомъ.
15 И# роди2 ѓгарь ґврaму сы1на, и3 нарече2 ґврaмъ и4мz сы1ну своемY, є3го1же роди2 є3мY ѓгарь, їсмaилъ.
16 Ґврaмъ же бЁ лётъ nсми1десzти шести2, є3гдA роди2 ѓгарь ґврaму їсмaила.
Свернуть
История с Агарью современному читателю не может не показаться, как минимум, странной. Между тем, в эпоху...  Читать далее

История с Агарью современному читателю не может не показаться, как минимум, странной. Между тем, в эпоху Патриархов так поступали нередко, ведь ребёнок, даже родившийся от рабыни, всё равно мог наследовать хозяину дома при условии, если хозяин дома был его отцом. А бездетность считалась у древних тяжёлым несчастьем и знаком гнева богов. В случае же Авраама ситуация утяжелялась ещё и нетерпеливым ожиданием Сарры: ведь она не хуже своего мужа знала о завете и о данных Богом обещаниях. Между тем, прошло уже десять лет (ст. 3), и Сарра, естественно, беспокоилась всё больше: она старела, старел и её муж, а обещанного Богом наследника всё не было (ст. 1 – 2). Рушилось всё, ради чего Авраам покинул когда-то землю отцов и переселился в чужую, неведомую страну! И в голове Сарры сама собой родилась мысль: а не ускорить ли ход событий? Быть может, именно этого и ждёт от неё Бог? Конечно, ребёнок рабыни — не свой, но, по крайней мере, он всё же будет считаться наследником, и дело Божие будет продолжаться. Так на свет появился Измаил, а вместе с ним — презрение и ревность (ст. 4). Казалось бы, какое может быть соперничество между хозяйкой и рабыней? Но рабство у евреев никогда не было таким, каким оно было у древних греков и римлян, или у древних египтян, где рабы порой не считались за людей. Рабство у евреев было мягким, патриархальным, и на рабов смотрели, в сущности, как на младших, неполноправных членов племени, которые, конечно, на совете племени не имели права голоса, но в остальном были такими же, как все. Не случайно подростка и раба евреи называли в древности одним и тем же словом. И если рабыня делалась матерью наследника и наложницей хозяина, положение жены в доме становилось неоднозначным (ст. 5). Авраам же, по-видимому, рассматривал все жалобы и упрёки со стороны Сарры как не вполне справедливые: ведь, в конце концов, Сарра сама, по собственной инициативе, создала ситуацию, из-за которой теперь страдала. И он предоставил ей возможность разрешить эту ситуацию по собственному усмотрению (ст. 6). Решение оказалось быстрым, хотя едва ли справедливым: Агарь вместе с её ребёнком фактически выгнали из дому (ст. 6). По-видимому, женская ревность перевесила все соображения, которые прежде заставили Сарру обратиться к Агари с предложением родить хозяину наследника. Наверное, и Аврааму, и его жене после всего случившегося стало ясно, что планы Божии невозможно осуществить одними человеческими усилиями. Иногда, как оказалось, лучшей помощью Богу в осуществлении Его плана становится терпеливое ожидание. Впрочем, Бог не оставляет беглецов (ст. 7 – 12): в конечном счёте, именно Ему приходится решать проблемы, которые создают люди, желающие, но не умеющие Ему послужить. Всё разрешается благополучно, и на Ближнем Востоке появляется ещё один народ со своим будущим и со своей историей. Бог для каждого находит место под солнцем. И всё же при чтении сегодняшнего отрывка невольно возникает вопрос: стоит ли создавать лишние проблемы и Богу, и самим себе?

Свернуть
 
На Быт 16:1-16
Сaра же женA ґврaмлz не раждaше є3мY: бsше же є4й рабA є3гv1птzнынz, є4йже и4мz ѓгарь.
Рече1 же сaра ко ґврaму: се2, заключи1 мz гDь, є4же не раждaти: вни1ди ў2бо къ рабЁ мое1й, да ч†да сотворю2 t неS. Послyша же ґврaмъ глaса сaрина.
И# пои1мши сaра женA ґврaмлz ѓгарь є3гv1птzныню рабY свою2, по десzти2 лётэхъ вселе1ніz ґврaмлz въ земли2 ханаaни, даде2 ю5 въ женY ґврaму мyжу своемY.
И# вни1де ко ѓгари, и3 зачaтъ: и3 ви1дэ, ћкw во чре1вэ и4мать, и3 ўкоре1на бы1сть госпожA (є3S) пред8 не1ю.
И# рече2 сaра ко ґврaму: њби1да ми2 t тебє2: ѓзъ дaхъ рабY мою2 въ нёдро твое2: nнa же ви1дэвши, ћкw во чре1вэ и4мать, ўкоре1на бы1хъ пред8 не1ю: суди2 бг7ъ междY мно1ю и3 тобо1ю.
Рече1 же ґврaмъ къ сaрэ: се2, рабA твоS въ рукY твоє1ю: твори2 є4й, ћкоже ти2 є4сть ўго1дно. И# њѕло1би ю5 сaра: и3 tбэже2 t лицA є3S.
И# њбрёте ю5 ѓгг7лъ гDень ў и3сто1чника воды2 въ пусты1ни, ў и3сто1чника на пути2 сyръ.
И# рече2 є4й ѓгг7лъ гDень: ѓгарь, рабо2 сaрина, tкyду и4деши и3 кaмw грzде1ши; И# рече2: t лицA сaры госпожи2 моеS ѓзъ бэгY.
Рече1 же є4й ѓгг7лъ гDень: возврати1сz къ госпожЁ свое1й и3 покори1сz под8 рукY є3S.
10 И# рече2 є4й ѓгг7лъ гDень: ўмножaz ўмно1жу сёмz твое2, и3 не сочте1тсz t мно1жества.
11 И# рече2 є4й ѓгг7лъ гDень: се2, ты2 во чре1вэ и4маши и3 роди1ши сы1на, и3 нарече1ши и4мz є3мY їсмaилъ: ћкw ўслы1ша гDь смире1ніе твое2:
12 се1й бyдетъ се1льный человёкъ: рyцэ є3гw2 на всёхъ, и3 рyки всёхъ на него2, и3 пред8 лице1мъ всеS брaтіи своеS всели1тсz.
13 И# призвA ѓгарь и4мz гDа гlющагw къ не1й: ты2 бг7ъ призрёвый на мS: ћкw рече2: и4бо предо мно1ю ви1дэхъ ћвльшагосz мнЁ.
14 Сегw2 рaди прозвA клaдzзь то1й: клaдzзь, и3дёже предо мно1ю ви1дэхъ: се2 междY кaдисомъ и3 междY варaдомъ.
15 И# роди2 ѓгарь ґврaму сы1на, и3 нарече2 ґврaмъ и4мz сы1ну своемY, є3го1же роди2 є3мY ѓгарь, їсмaилъ.
16 Ґврaмъ же бЁ лётъ nсми1десzти шести2, є3гдA роди2 ѓгарь ґврaму їсмaила.
Свернуть
Время идет, а обещание, на котором теперь основана вся жизнь Аврама, так и не исполняется...  Читать далее

Время идет, а обещание, на котором теперь основана вся жизнь Аврама, так и не исполняется. Очевидно, Бог ждет от него какого-то решительного шага — пора действовать. И он действует: рожденный от рабыни сын по праву считается его наследником и сыном Сары. Господь допускает и принимает его ход — Измаил тоже будет знаменитым человеком и великим отцом народов. Но обетование осуществляется не человеческими ходами и уловками — это дело Божье, и Бог должен его исполнить Своими методами. Стало быть, Бог ждал от Аврама не столько решительных действий, сколько решительной веры — способности допустить, что невозможное возможно и достижимо, если это дело Божье, ведь именно так происходят все важнейшие события человеческой жизни...

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).