Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Суд 8:1-35

Поделиться
1 И сказали ему Ефремляне: зачем ты это сделал, что не позвал нас, когда шел воевать с Мадианитянами? И сильно ссорились с ним. 2 (Гедеон) отвечал им: сделал ли я что такое, как вы ныне? Не счастливее ли Ефрем добирал виноград, нежели Авиезер обирал? 3 В ваши руки предал Бог князей Мадиамских Орива и Зива, и что мог сделать я такое, как вы? Тогда успокоился дух их против него, когда сказал он им такие слова.
4 И пришел Гедеон к Иордану, и перешел сам и триста человек, бывшие с ним. Они были утомлены (и голодны), преследуя врагов. 5 И сказал он жителям Сокхофа: дайте хлеба народу, который идет за мною; они утомились, а я преследую Зевея и Салмана, царей Мадиамских. 6 Князья Сокхофа сказали: разве рука Зевея и Салмана уже в твоей руке, чтобы нам войску твоему давать хлеб? 7 И сказал Гедеон: за это, когда предаст Господь Зевея и Салмана в руки мои, я растерзаю тело ваше терновником пустынным и молотильными зубчатыми досками. 8 Оттуда пошел он в Пенуэл и то же сказал жителям его, и жители Пенуэла отвечали ему то же, что отвечали жители Сокхофа. 9 Он сказал и жителям Пенуэла: когда я возвращусь в мире, разрушу башню сию.
10 Зевей же и Салман были в Каркоре и с ними их ополчение до пятнадцати тысяч, все, что осталось из всего ополчения жителей востока; пало же сто двадцать тысяч человек, обнажающих меч. 11 Гедеон пошел к живущим в шатрах на восток от Новы и Иогбеги и поразил стан, когда стан стоял беспечно. 12 Зевей и Салман побежали; он погнался за ними и схватил обоих царей Мадиамских, Зевея и Салмана, и весь стан привел в замешательство.
13 И возвратился Гедеон, сын Иоаса, с войны от возвышенности Хереса. 14 И захватил юношу из жителей Сокхофа и выспросил у него; и он написал ему князей и старейшин Сокхофских семьдесят семь человек. 15 И пришел он к жителям Сокхофским, и сказал: вот Зевей и Салман, за которых вы посмеялись надо мною, говоря: "разве рука Зевея и Салмана уже в твоей руке, чтобы нам давать хлеб утомившимся людям твоим?" 16 И взял старейшин города и терновник пустынный и зубчатые молотильные доски и наказал ими жителей Сокхофа; 17 и башню Пенуэльскую разрушил, и перебил жителей города.
18 И сказал Зевею и Салману: каковы были те, которых вы убили на Фаворе? Они сказали: они были такие, как ты, каждый имел вид сынов царских. 19 (Гедеон) сказал: это были братья мои, сыны матери моей. Жив Господь! если бы вы оставили их в живых, я не убил бы вас. 20 И сказал Иеферу, первенцу своему: встань, убей их. Но юноша не извлек меча своего, потому что боялся, так как был еще молод. 21 И сказали Зевей и Салман: встань сам и порази нас, потому что по человеку и сила его. И встал Гедеон, и убил Зевея и Салмана, и взял пряжки, бывшие на шеях верблюдов их.
22 И сказали Израильтяне Гедеону: владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас из руки Мадианитян. 23 Гедеон сказал им: ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами. 24 И сказал им Гедеон: прошу у вас одного, дайте мне каждый по серьге из добычи своей. (Ибо у неприятелей много было золотых серег, потому что они были Измаильтяне.) 25 Они сказали: дадим. И разостлали одежду и бросали туда каждый по серьге из добычи своей. 26 Весу в золотых серьгах, которые он выпросил, было тысяча семьсот золотых (сиклей), кроме пряжек, пуговиц и пурпуровых одежд, которые были на царях Мадиамских, и кроме (золотых) цепочек, которые были на шее у верблюдов их. 27 Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его. 28 Так смирились Мадианитяне пред сынами Израиля и не стали уже поднимать головы своей, и покоилась земля сорок лет во дни Гедеона.
29 И пошел Иероваал, сын Иоасов, и жил в доме своем. 30 У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его, потому что у него много было жен. 31 Также и наложница, жившая в Сихеме, родила ему сына, и он дал ему имя Авимелех. 32 И умер Гедеон, сын Иоасов, в глубокой старости, и погребен во гробе отца своего Иоаса, в Офре Авиезеровой.
33 Когда умер Гедеон, сыны Израилевы опять стали блудно ходить вслед Ваалов и поставили себе богом Ваалверифа; 34 и не вспомнили сыны Израилевы Господа Бога своего, Который избавлял их из руки всех врагов, окружавших их; 35 и дому Иероваалову, или Гедеонову, не сделали милости за все благодеяния, какие он сделал Израилю.
Свернуть

История и сама судьба Гедеона замечательны ещё и в том отношении, что по ним видно, насколько и до какой степени Божье вмешательство в жизнь человека и Божье на неё воздействие меняет человека, этой жизнью живущего. Гедеон — Божий человек, и в то же самое время — обычный, такой же, как все. Он действует, исполняя волю Божью, будучи буквально ведом Богом, и в то же самое время, спустя всего лишь несколько недель или даже дней, он может начать действовать исходя уже не из откровения, а из обычной человеческой логики своего времени.

Иногда его человеческие решения оказываются удачными, иногда — не слишком, но Божий план всё же осуществляется — в той мере, в какой поступки Гедеона определяются Божьей волей. Вряд ли, например, месть жителям Суккота (Сокхофа) или Пенуэла входила в замысел Божий: в конце концов, тут не было желания навредить, был лишь отказ в поддержке, вполне объяснимый обычным человеческим страхом. Трусость — несомненный грех, но наказывать труса за его трусость бессмысленно: храбрее он от такого наказания точно не станет.

Гедеон, однако, смотрит на трусость как человек своей, достаточно жестокой и воинственной, эпохи: всякий трус — презренное ничтожество, не заслуживающее никакого уважения, и наказывают его не для того, чтобы исправить, а просто потому, что иного отношения он не заслуживает. Тут, несомненно, чисто человеческое отношение, никак не отражающее Божьего взгляда: Бог ведь никого не презирает и никем не гнушается. Такого же рода и история с изготовленным Гедеоном ефодом, о котором прямо говорится, что он стал для Гедеона и для его дома «сетью», духовной ловушкой.

Тут налицо та аберрация восприятия, которая нередко бывает свойственна людям, пережившим глубокий и подлинный духовный опыт, но при этом мало изменившимся духовно: свой опыт они рассматривают как своё духовное достижение, дающее им, как они сами нередко думают, некие особые права или особые возможности. То, что с ними просто произошло, они начинают считать своей заслугой.

Такая аберрация может привести к непредсказуемым последствиям и действительно становится для человека духовной ловушкой: обманываясь насчёт своего духовного состояния, человек в этом случае может дойти до мыслей и поступков весьма странных и неожиданных, до таких, какие ему никогда не пришли бы в голову, если бы не пережитый опыт и его искажённая интерпретация. В описываемые времена, однако, такие духовные срывы были практически неизбежны: ведь о какой-то осознанной духовной работе говорить тогда было ещё рано. Бог может найти Себе человека, который исполнит Его волю, но чтобы измениться самому, человеку этому пришлось бы работать духовно, работать так, в те времена работать ещё не умели.

Другие мысли вслух

 
На Суд 8:1-35
1 И сказали ему Ефремляне: зачем ты это сделал, что не позвал нас, когда шел воевать с Мадианитянами? И сильно ссорились с ним. 2 (Гедеон) отвечал им: сделал ли я что такое, как вы ныне? Не счастливее ли Ефрем добирал виноград, нежели Авиезер обирал? 3 В ваши руки предал Бог князей Мадиамских Орива и Зива, и что мог сделать я такое, как вы? Тогда успокоился дух их против него, когда сказал он им такие слова.
4 И пришел Гедеон к Иордану, и перешел сам и триста человек, бывшие с ним. Они были утомлены (и голодны), преследуя врагов. 5 И сказал он жителям Сокхофа: дайте хлеба народу, который идет за мною; они утомились, а я преследую Зевея и Салмана, царей Мадиамских. 6 Князья Сокхофа сказали: разве рука Зевея и Салмана уже в твоей руке, чтобы нам войску твоему давать хлеб? 7 И сказал Гедеон: за это, когда предаст Господь Зевея и Салмана в руки мои, я растерзаю тело ваше терновником пустынным и молотильными зубчатыми досками. 8 Оттуда пошел он в Пенуэл и то же сказал жителям его, и жители Пенуэла отвечали ему то же, что отвечали жители Сокхофа. 9 Он сказал и жителям Пенуэла: когда я возвращусь в мире, разрушу башню сию.
10 Зевей же и Салман были в Каркоре и с ними их ополчение до пятнадцати тысяч, все, что осталось из всего ополчения жителей востока; пало же сто двадцать тысяч человек, обнажающих меч. 11 Гедеон пошел к живущим в шатрах на восток от Новы и Иогбеги и поразил стан, когда стан стоял беспечно. 12 Зевей и Салман побежали; он погнался за ними и схватил обоих царей Мадиамских, Зевея и Салмана, и весь стан привел в замешательство.
13 И возвратился Гедеон, сын Иоаса, с войны от возвышенности Хереса. 14 И захватил юношу из жителей Сокхофа и выспросил у него; и он написал ему князей и старейшин Сокхофских семьдесят семь человек. 15 И пришел он к жителям Сокхофским, и сказал: вот Зевей и Салман, за которых вы посмеялись надо мною, говоря: "разве рука Зевея и Салмана уже в твоей руке, чтобы нам давать хлеб утомившимся людям твоим?" 16 И взял старейшин города и терновник пустынный и зубчатые молотильные доски и наказал ими жителей Сокхофа; 17 и башню Пенуэльскую разрушил, и перебил жителей города.
18 И сказал Зевею и Салману: каковы были те, которых вы убили на Фаворе? Они сказали: они были такие, как ты, каждый имел вид сынов царских. 19 (Гедеон) сказал: это были братья мои, сыны матери моей. Жив Господь! если бы вы оставили их в живых, я не убил бы вас. 20 И сказал Иеферу, первенцу своему: встань, убей их. Но юноша не извлек меча своего, потому что боялся, так как был еще молод. 21 И сказали Зевей и Салман: встань сам и порази нас, потому что по человеку и сила его. И встал Гедеон, и убил Зевея и Салмана, и взял пряжки, бывшие на шеях верблюдов их.
22 И сказали Израильтяне Гедеону: владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас из руки Мадианитян. 23 Гедеон сказал им: ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами. 24 И сказал им Гедеон: прошу у вас одного, дайте мне каждый по серьге из добычи своей. (Ибо у неприятелей много было золотых серег, потому что они были Измаильтяне.) 25 Они сказали: дадим. И разостлали одежду и бросали туда каждый по серьге из добычи своей. 26 Весу в золотых серьгах, которые он выпросил, было тысяча семьсот золотых (сиклей), кроме пряжек, пуговиц и пурпуровых одежд, которые были на царях Мадиамских, и кроме (золотых) цепочек, которые были на шее у верблюдов их. 27 Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его. 28 Так смирились Мадианитяне пред сынами Израиля и не стали уже поднимать головы своей, и покоилась земля сорок лет во дни Гедеона.
29 И пошел Иероваал, сын Иоасов, и жил в доме своем. 30 У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его, потому что у него много было жен. 31 Также и наложница, жившая в Сихеме, родила ему сына, и он дал ему имя Авимелех. 32 И умер Гедеон, сын Иоасов, в глубокой старости, и погребен во гробе отца своего Иоаса, в Офре Авиезеровой.
33 Когда умер Гедеон, сыны Израилевы опять стали блудно ходить вслед Ваалов и поставили себе богом Ваалверифа; 34 и не вспомнили сыны Израилевы Господа Бога своего, Который избавлял их из руки всех врагов, окружавших их; 35 и дому Иероваалову, или Гедеонову, не сделали милости за все благодеяния, какие он сделал Израилю.
Свернуть
К сожалению, противление Господу проявляется не только в стане язычников. Ещё продолжается война с захватчиками...  Читать далее

К сожалению, противление Господу проявляется не только в стане язычников. Ещё продолжается война с захватчиками, но уже начинаются усобицы между самими израильтянами. По сути, немалая часть израильтян уподобилась язычникам и уже при жизни Гедеона в очередной раз начинает отпадать от Господа, а после его смерти процесс только завершился.

Когда Гедеон сурово расправился со своими противниками-израильтянами, он действовал в соответствии с привычными нравами своего времени. Но, отказавшись властвовать над народом, он поступает вопреки этим нравам, и в этом поступке проявилось смирение Гедеона. Благочестие Гедеона проявилось также в пожертвовании им военной добычи для ефода — священнической одежды. Увы, впоследствии жертвенник в Офре, для которого был сделан ефод, стал языческим. Видимо, в этом ефоде совершались жертвоприношения Ваалу, поэтому в этом месте библейского повествования звучит неодобрение.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).