Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иез 17:1-24

1 Было мне слово Господне: 2 «Смертный, загадай загадку, расскажи притчу о народе*Букв.: о доме. Израилевом, 3 передай такие слова Владыки Господа:
„Большой орел
с огромными крыльями,
с длинными перьями,
с опереньем разноцветным и густым,
прилетел на ЛиванЛиван - горный хребет на западе Палестины.,
опустился на верхушку кедра
и сломалБукв.: взял. ее.
4 Сорвав верхний молодой побег,
он принес его в землю ханаанскую*Или: в землю торговцев.
и посадил в торговом городе.
5 Взял он и семя из этой страны
и посадил его на поле плодородном,
у великих вод,
посадил, словно иву.
6 Взошло оно
и стало лозой виноградной,
пышной, но невысокой:
побеги ее к орлу устремлялись,
а корни уходили вглубь.
Виноградная лоза выросла,
ветви ее разрослись,
пустила она побеги.

7 Но был еще и другой большой орел
с огромными крыльями
и густым опереньем.
И потянулась к нему лоза,
что в поле была посажена,
корни и ветви свои к нему простерла,
чтобы он поливал ее.
8 А ведь пересажена она была
на поле плодородное,
у великих вод,
чтобы она пустила побеги
и могла приносить плоды,
стала лозой великолепной».
9 Возвести такие слова Владыки Господа:
«Будет ли процветать она?
Ведь оторвут ее от корней,
плоды ее оборвут,
засохнет она,
засохнут и молодые побеги ее!
Не потребуется ни силы великой,
ни народа многочисленного,
чтобы оторвать ее от корней!
10 Вот пересажена лоза,
но сможет ли она процветать?
Не засохнет ли
при первом же порыве восточного ветра,
не увянет ли она на том самом месте,
где прижилась?»
11 Было мне слово Господне: 12 «Вот что скажи этому мятежному поколению*Букв.: дому.: „Разве вам непонятно, что это означает? Пришел вавилонский царь в Иерусалим, пленил царя и всю знать Иерусалима и увел их к себе в Вавилон. 13 И взял он другого человека из царского рода, заключил с ним союз, скрепив его клятвой, а всех сильных людей страны увел с собою, 14 чтобы царство это стало покорным, чтобы оно более не возносилось и, чтобы не быть уничтоженным, строго соблюдало союз. 15 Но этот человек восстал против вавилонского царя, отправил послов в Египет, попросил там в помощь конницу и большое войско. А теперь будет ли он процветать? Уцелеет ли тот, кто так поступает? Он нарушил союз, избежит ли он гибели? 16 Жив Я, - клятвенно заверяет Владыка Господь, - он умрет в городе того царя, который поставил его на царство, которому он клялся, но преступил клятву, союз с которым нарушил. В Вавилоне умрет он! 17 И фараон, обладая могучим войском и несметными полчищами, не поможет ему в этой войне; когда будет насыпан вал и построена осадная башня, многие погибнут. 18 Он преступил клятву, нарушил союз, он обещал быть верным*Букв.: он подал свою руку., а потом совершил всё это! Не уцелеть ему теперь!“ 19 Потому так говорит Владыка Господь: „Жив Я! Клятву Моим именем, которую он презрел, союз, скрепленный передо Мной, который он нарушил, Я обрушу на его голову! 20 Я раскину ему Мою сеть, поймаю его в западню, приведу его в Вавилон и буду там судить его за вероломство против Меня. 21 И все лучшие воины из всего его войска*Так в некот. рукописях. Масоретский текст: беглецы из его войска. падут от меча, а те, кто уцелеет, будут рассеяны на все четыре стороны*Букв.: по всем ветрам., и тогда узнаете, что это Я, Господь, сказал это“».
22 Так говорит Владыка Господь:
«Я возьму верхушку высокого кедра
и пересажу ее.
Нежный побег из его кроны
Я оторву и посажу его
на высокой, величественной горе.
23 Посажу его на высокой горе израильской -
и раскинет он ветви,
приносить будет плоды,
станет великолепным кедром.
Поселятся на нем
всякие птицы крылатые,
в тени ветвей его будут жить.
24 И узнают все деревья полевые,
что Я - Господь,
что высокое дерево
Я повергаю на землю
и взращиваю малое,
иссушаю дерево зеленеющее,
а высохшее делаю цветущим.
Я, Господь, изрек это и исполню».
Свернуть

Упование на Господа — не в политике Иудейских царей. Они пытались балансировать между Вавилоном м Египтом, то заключая с ними союзы, то разрывая их. Пророк предупреждает, что такие методы приведут к разгрому Иерусалима. Это предостережение вполне может относиться и к тем, кто пытается заменить упование на Бога собственной находчивостью. Примером нам должен служить Тот, Чье появление предсказывается в конце главы — Кедр, в тени ветвей Которого будут обитать все птицы.

Другие мысли вслух

 
На Иез 17:1-24
1 Было мне слово Господне: 2 «Смертный, загадай загадку, расскажи притчу о народе*Букв.: о доме. Израилевом, 3 передай такие слова Владыки Господа:
„Большой орел
с огромными крыльями,
с длинными перьями,
с опереньем разноцветным и густым,
прилетел на ЛиванЛиван - горный хребет на западе Палестины.,
опустился на верхушку кедра
и сломалБукв.: взял. ее.
4 Сорвав верхний молодой побег,
он принес его в землю ханаанскую*Или: в землю торговцев.
и посадил в торговом городе.
5 Взял он и семя из этой страны
и посадил его на поле плодородном,
у великих вод,
посадил, словно иву.
6 Взошло оно
и стало лозой виноградной,
пышной, но невысокой:
побеги ее к орлу устремлялись,
а корни уходили вглубь.
Виноградная лоза выросла,
ветви ее разрослись,
пустила она побеги.

7 Но был еще и другой большой орел
с огромными крыльями
и густым опереньем.
И потянулась к нему лоза,
что в поле была посажена,
корни и ветви свои к нему простерла,
чтобы он поливал ее.
8 А ведь пересажена она была
на поле плодородное,
у великих вод,
чтобы она пустила побеги
и могла приносить плоды,
стала лозой великолепной».
9 Возвести такие слова Владыки Господа:
«Будет ли процветать она?
Ведь оторвут ее от корней,
плоды ее оборвут,
засохнет она,
засохнут и молодые побеги ее!
Не потребуется ни силы великой,
ни народа многочисленного,
чтобы оторвать ее от корней!
10 Вот пересажена лоза,
но сможет ли она процветать?
Не засохнет ли
при первом же порыве восточного ветра,
не увянет ли она на том самом месте,
где прижилась?»
11 Было мне слово Господне: 12 «Вот что скажи этому мятежному поколению*Букв.: дому.: „Разве вам непонятно, что это означает? Пришел вавилонский царь в Иерусалим, пленил царя и всю знать Иерусалима и увел их к себе в Вавилон. 13 И взял он другого человека из царского рода, заключил с ним союз, скрепив его клятвой, а всех сильных людей страны увел с собою, 14 чтобы царство это стало покорным, чтобы оно более не возносилось и, чтобы не быть уничтоженным, строго соблюдало союз. 15 Но этот человек восстал против вавилонского царя, отправил послов в Египет, попросил там в помощь конницу и большое войско. А теперь будет ли он процветать? Уцелеет ли тот, кто так поступает? Он нарушил союз, избежит ли он гибели? 16 Жив Я, - клятвенно заверяет Владыка Господь, - он умрет в городе того царя, который поставил его на царство, которому он клялся, но преступил клятву, союз с которым нарушил. В Вавилоне умрет он! 17 И фараон, обладая могучим войском и несметными полчищами, не поможет ему в этой войне; когда будет насыпан вал и построена осадная башня, многие погибнут. 18 Он преступил клятву, нарушил союз, он обещал быть верным*Букв.: он подал свою руку., а потом совершил всё это! Не уцелеть ему теперь!“ 19 Потому так говорит Владыка Господь: „Жив Я! Клятву Моим именем, которую он презрел, союз, скрепленный передо Мной, который он нарушил, Я обрушу на его голову! 20 Я раскину ему Мою сеть, поймаю его в западню, приведу его в Вавилон и буду там судить его за вероломство против Меня. 21 И все лучшие воины из всего его войска*Так в некот. рукописях. Масоретский текст: беглецы из его войска. падут от меча, а те, кто уцелеет, будут рассеяны на все четыре стороны*Букв.: по всем ветрам., и тогда узнаете, что это Я, Господь, сказал это“».
22 Так говорит Владыка Господь:
«Я возьму верхушку высокого кедра
и пересажу ее.
Нежный побег из его кроны
Я оторву и посажу его
на высокой, величественной горе.
23 Посажу его на высокой горе израильской -
и раскинет он ветви,
приносить будет плоды,
станет великолепным кедром.
Поселятся на нем
всякие птицы крылатые,
в тени ветвей его будут жить.
24 И узнают все деревья полевые,
что Я - Господь,
что высокое дерево
Я повергаю на землю
и взращиваю малое,
иссушаю дерево зеленеющее,
а высохшее делаю цветущим.
Я, Господь, изрек это и исполню».
Свернуть
Сегодняшнее чтение предлагает нам притчу Иезекииля, смысл которой связан с непростыми отношениями, складывавшимися...  Читать далее

Сегодняшнее чтение предлагает нам притчу Иезекииля, смысл которой связан с непростыми отношениями, складывавшимися между Иудеей, бывшей в вассальной зависимости от Вавилонии, и Египтом (ст. 11–15). В то время, когда прозвучала приведённая здесь проповедь, пророк жил уже в Вавилоне, хотя Иерусалим ещё не был разрушен, как это случилось позже.

Иезекииль оказался в Вавилоне вместе с первой партией депортированных жителей Иерусалима в 589 г. до н.э. Тогда город был взят вавилонянами, но не был полностью разрушен; в нём был оставлен вавилонский гарнизон и местная администрация, лояльная новым властям. Однако два года спустя, в 587 г. до н.э., в городе вспыхнуло восстание, организованное при поддержке Египта, который находился в это время в состоянии войны с Вавилонией. Однако Египет, как и предупреждал Иезекииль (ст. 17), не смог оказать существенной помощи восставшим, восстание было подавлено, а город и Храм были разрушены до основания, как поступали обычно в те времена с мятежными городами.

Иезекииль, как и другой пророк, Иеремия, бывший непосредственным свидетелем и невольным участником этих событий (Иер. гл. 52), не раз предупреждал о том, что планам восставших не суждено осуществиться, что восстание закончится поражением и большой кровью (ст. 18–21). Такая позиция, вероятно, многим должна была казаться коллаборационистской и недостойной патриота.

Иезекииль понимал то, чего не понимали многие другие, включая вождей антивавилонского восстания. Он понимал, что историю невозможно повернуть вспять. Ведь успех восстания мог означать лишь одно: возвращение в прошлое, к тому состоянию народа и страны, которое, собственно, и привело к катастрофе. Но Богу не нужна была реставрация, Он не хотел, чтобы Его народ возвращался в прошлое. Ему нужно было вести народ вперёд, через раскаяние и обращение к духовному обновлению, без которого возвращение на землю отцов, восстановление города и Храма не имело бы никакого духовного смысла. Но понять это было нелегко, ведь массовое религиозное сознание предпленной эпохи отнюдь не было склонно ни к раскаянию, ни к рефлексии вообще. Наоборот, в городе незадолго до взятия его вавилонянами в 589 г. до н.э. преобладали настроения самодовольства и самоуспокоенности, густо замешанные на своеобразном религиозно окрашенном национализме, многими принимаемым за яхвизм. И Бог, конечно, не мог позволить Своему народу вернуться в такое состояние; Он был намерен вести его вперёд, к духовному обновлению, даже вопреки тем, кто хотел бы повернуть назад.

Свернуть
 
На Иез 17:1-24
1 Было мне слово Господне: 2 «Смертный, загадай загадку, расскажи притчу о народе*Букв.: о доме. Израилевом, 3 передай такие слова Владыки Господа:
„Большой орел
с огромными крыльями,
с длинными перьями,
с опереньем разноцветным и густым,
прилетел на ЛиванЛиван - горный хребет на западе Палестины.,
опустился на верхушку кедра
и сломалБукв.: взял. ее.
4 Сорвав верхний молодой побег,
он принес его в землю ханаанскую*Или: в землю торговцев.
и посадил в торговом городе.
5 Взял он и семя из этой страны
и посадил его на поле плодородном,
у великих вод,
посадил, словно иву.
6 Взошло оно
и стало лозой виноградной,
пышной, но невысокой:
побеги ее к орлу устремлялись,
а корни уходили вглубь.
Виноградная лоза выросла,
ветви ее разрослись,
пустила она побеги.

7 Но был еще и другой большой орел
с огромными крыльями
и густым опереньем.
И потянулась к нему лоза,
что в поле была посажена,
корни и ветви свои к нему простерла,
чтобы он поливал ее.
8 А ведь пересажена она была
на поле плодородное,
у великих вод,
чтобы она пустила побеги
и могла приносить плоды,
стала лозой великолепной».
9 Возвести такие слова Владыки Господа:
«Будет ли процветать она?
Ведь оторвут ее от корней,
плоды ее оборвут,
засохнет она,
засохнут и молодые побеги ее!
Не потребуется ни силы великой,
ни народа многочисленного,
чтобы оторвать ее от корней!
10 Вот пересажена лоза,
но сможет ли она процветать?
Не засохнет ли
при первом же порыве восточного ветра,
не увянет ли она на том самом месте,
где прижилась?»
11 Было мне слово Господне: 12 «Вот что скажи этому мятежному поколению*Букв.: дому.: „Разве вам непонятно, что это означает? Пришел вавилонский царь в Иерусалим, пленил царя и всю знать Иерусалима и увел их к себе в Вавилон. 13 И взял он другого человека из царского рода, заключил с ним союз, скрепив его клятвой, а всех сильных людей страны увел с собою, 14 чтобы царство это стало покорным, чтобы оно более не возносилось и, чтобы не быть уничтоженным, строго соблюдало союз. 15 Но этот человек восстал против вавилонского царя, отправил послов в Египет, попросил там в помощь конницу и большое войско. А теперь будет ли он процветать? Уцелеет ли тот, кто так поступает? Он нарушил союз, избежит ли он гибели? 16 Жив Я, - клятвенно заверяет Владыка Господь, - он умрет в городе того царя, который поставил его на царство, которому он клялся, но преступил клятву, союз с которым нарушил. В Вавилоне умрет он! 17 И фараон, обладая могучим войском и несметными полчищами, не поможет ему в этой войне; когда будет насыпан вал и построена осадная башня, многие погибнут. 18 Он преступил клятву, нарушил союз, он обещал быть верным*Букв.: он подал свою руку., а потом совершил всё это! Не уцелеть ему теперь!“ 19 Потому так говорит Владыка Господь: „Жив Я! Клятву Моим именем, которую он презрел, союз, скрепленный передо Мной, который он нарушил, Я обрушу на его голову! 20 Я раскину ему Мою сеть, поймаю его в западню, приведу его в Вавилон и буду там судить его за вероломство против Меня. 21 И все лучшие воины из всего его войска*Так в некот. рукописях. Масоретский текст: беглецы из его войска. падут от меча, а те, кто уцелеет, будут рассеяны на все четыре стороны*Букв.: по всем ветрам., и тогда узнаете, что это Я, Господь, сказал это“».
22 Так говорит Владыка Господь:
«Я возьму верхушку высокого кедра
и пересажу ее.
Нежный побег из его кроны
Я оторву и посажу его
на высокой, величественной горе.
23 Посажу его на высокой горе израильской -
и раскинет он ветви,
приносить будет плоды,
станет великолепным кедром.
Поселятся на нем
всякие птицы крылатые,
в тени ветвей его будут жить.
24 И узнают все деревья полевые,
что Я - Господь,
что высокое дерево
Я повергаю на землю
и взращиваю малое,
иссушаю дерево зеленеющее,
а высохшее делаю цветущим.
Я, Господь, изрек это и исполню».
Свернуть
17-я глава книги пророка Иезекииля посвящена хорошо известным политическим событиям начала эпохи плена, и...  Читать далее

17-я глава книги пророка Иезекииля посвящена хорошо известным политическим событиям начала эпохи плена, и посвященное им слово Божие содержит использует их как отправную точку для того, чтобы открыть пророку и его слушателям очень важные вещи в замысле Божием. Но прежде того, Господь подвергает анализу собственно события. Язык притчи, которым говорит Бог, непривычен для нас, так как отличается от нашего способа выражаться, но смысл слова Божия, тем не менее, совершенно ясен.

В первую очередь важно, что Господь дает политическим событиям нравственную и духовную оценку. Мы привыкли избегать этого, потому что слишком многое в нашей политической жизни следовало бы с нравственной точки зрения оценить резко отрицательно. Тем важнее для нас этот пример. Правители Иерусалима, назначенные Навуходоносором вместо уведенного в плен царя Седекии, нарушили клятву царю Вавилонскому, стали искать военного союза с Египтом, чтобы избавиться от вавилонской зависимости. Господь говорит, что из этого ничего не выйдет, и приводит тому два основания. Во-первых, на обмане ничего не может быть построено. 14-й псалом называет непорочным того, кто «клянется, хотя бы злому, и не изменяет». Значимость обещания не в том, насколько хорош тот, кому мы что-то обещаем, а в нашей собственной верности. Во-вторых, воля Божия была в том, чтобы Иерусалиму «предаться в руки царя Вавилонского», как говорил Он через пророка Иеремию. Слдеовательно, вероломная политика иудейских вождей не только лжива, но и противна ясно выраженной воле Вседержителя.

Но, как и в других случаях, это только встуление к главному. В конце главы Господь открывает пророку, что Он поставит Своему народу иного Главу. Кедр, самое могучее и долговечное растение Ближнего Востока, становится символом и прообразом Христа, который будет царем от рода Давидова. Не следует пренебрегать в толковании и изобразительным контрастом виноградных лоз, стелющихся по земле, и, с другой стороны, высокого кедра, тянущегося к Небу.

Свернуть
 
На Иез 17:1-24
1 Было мне слово Господне: 2 «Смертный, загадай загадку, расскажи притчу о народе*Букв.: о доме. Израилевом, 3 передай такие слова Владыки Господа:
„Большой орел
с огромными крыльями,
с длинными перьями,
с опереньем разноцветным и густым,
прилетел на ЛиванЛиван - горный хребет на западе Палестины.,
опустился на верхушку кедра
и сломалБукв.: взял. ее.
4 Сорвав верхний молодой побег,
он принес его в землю ханаанскую*Или: в землю торговцев.
и посадил в торговом городе.
5 Взял он и семя из этой страны
и посадил его на поле плодородном,
у великих вод,
посадил, словно иву.
6 Взошло оно
и стало лозой виноградной,
пышной, но невысокой:
побеги ее к орлу устремлялись,
а корни уходили вглубь.
Виноградная лоза выросла,
ветви ее разрослись,
пустила она побеги.

7 Но был еще и другой большой орел
с огромными крыльями
и густым опереньем.
И потянулась к нему лоза,
что в поле была посажена,
корни и ветви свои к нему простерла,
чтобы он поливал ее.
8 А ведь пересажена она была
на поле плодородное,
у великих вод,
чтобы она пустила побеги
и могла приносить плоды,
стала лозой великолепной».
9 Возвести такие слова Владыки Господа:
«Будет ли процветать она?
Ведь оторвут ее от корней,
плоды ее оборвут,
засохнет она,
засохнут и молодые побеги ее!
Не потребуется ни силы великой,
ни народа многочисленного,
чтобы оторвать ее от корней!
10 Вот пересажена лоза,
но сможет ли она процветать?
Не засохнет ли
при первом же порыве восточного ветра,
не увянет ли она на том самом месте,
где прижилась?»
11 Было мне слово Господне: 12 «Вот что скажи этому мятежному поколению*Букв.: дому.: „Разве вам непонятно, что это означает? Пришел вавилонский царь в Иерусалим, пленил царя и всю знать Иерусалима и увел их к себе в Вавилон. 13 И взял он другого человека из царского рода, заключил с ним союз, скрепив его клятвой, а всех сильных людей страны увел с собою, 14 чтобы царство это стало покорным, чтобы оно более не возносилось и, чтобы не быть уничтоженным, строго соблюдало союз. 15 Но этот человек восстал против вавилонского царя, отправил послов в Египет, попросил там в помощь конницу и большое войско. А теперь будет ли он процветать? Уцелеет ли тот, кто так поступает? Он нарушил союз, избежит ли он гибели? 16 Жив Я, - клятвенно заверяет Владыка Господь, - он умрет в городе того царя, который поставил его на царство, которому он клялся, но преступил клятву, союз с которым нарушил. В Вавилоне умрет он! 17 И фараон, обладая могучим войском и несметными полчищами, не поможет ему в этой войне; когда будет насыпан вал и построена осадная башня, многие погибнут. 18 Он преступил клятву, нарушил союз, он обещал быть верным*Букв.: он подал свою руку., а потом совершил всё это! Не уцелеть ему теперь!“ 19 Потому так говорит Владыка Господь: „Жив Я! Клятву Моим именем, которую он презрел, союз, скрепленный передо Мной, который он нарушил, Я обрушу на его голову! 20 Я раскину ему Мою сеть, поймаю его в западню, приведу его в Вавилон и буду там судить его за вероломство против Меня. 21 И все лучшие воины из всего его войска*Так в некот. рукописях. Масоретский текст: беглецы из его войска. падут от меча, а те, кто уцелеет, будут рассеяны на все четыре стороны*Букв.: по всем ветрам., и тогда узнаете, что это Я, Господь, сказал это“».
22 Так говорит Владыка Господь:
«Я возьму верхушку высокого кедра
и пересажу ее.
Нежный побег из его кроны
Я оторву и посажу его
на высокой, величественной горе.
23 Посажу его на высокой горе израильской -
и раскинет он ветви,
приносить будет плоды,
станет великолепным кедром.
Поселятся на нем
всякие птицы крылатые,
в тени ветвей его будут жить.
24 И узнают все деревья полевые,
что Я - Господь,
что высокое дерево
Я повергаю на землю
и взращиваю малое,
иссушаю дерево зеленеющее,
а высохшее делаю цветущим.
Я, Господь, изрек это и исполню».
Свернуть
Из побега, сорванного с кедрового дерева, выросла виноградная лоза. В живой природе так не бывает, но...  Читать далее

Из побега, сорванного с кедрового дерева, выросла виноградная лоза. В живой природе так не бывает, но не будем придирчиво настаивать на буквальном прочтении притчи, всмотримся лучше в то, о чём она говорит.

Кедр - прекрасное и могучее дерево, привыкшее расти на свободе, неразрывно с дикой, естественной природой. Происходящая от него виноградная лоза - более хрупкая, и она требует постоянного ухода. Лоза имела всё необходимое для ухода, чтобы плодоносить и сделаться лозою великолепною. Но лоза отвернулась от орла, пересадившего её, и тем самым отказалась от того, кто за ней ухаживал.

Цари Израиля и Иудеи, стремившиеся к союзу с язычниками, надеялись на земное величие, достигаемое в отрыве от Бога. Но оно недостижимо, и даже усилия, направленные на достижение земного могущества, рано или поздно ведут не к нему, а к истощению и вырождению. Но и сами подобные усилия оказываются следствием духовной измены, отказа от общения с Тем, Кто даёт всё необходимое. Начинается нескончаемый бег по замкнутому кругу, прервать который может только покаянное возвращение к Богу.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).