Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Числ 21:4-9

4 От горы Хор они пошли по дороге, что вела к Красному морю*Или: к морю Суф., чтобы обойти земли Эдома. Но на пути люди стали терять терпение 5 и говорили против Бога и Моисея: «Зачем вам надо было уводить нас из Египта на явную смерть в этой пустыне, где нет ни еды, ни воды? А жалкий хлеб, что мы собираем, опостылел нам». 6 И вот допустил Господь, чтобы змеи ядовитые*Букв.: огненные; то же в ст. 8. напали на людей. Они жалили израильтян, и многие из них умерли. 7 Тогда пришел народ к Моисею и признал свою вину: «Согрешили мы, роптали мы на Господа и на тебя. Помолись же Ему: пусть избавит Он нас от змей». Моисей молился о народе, 8 и Господь повелел ему: «Изготовь подобие змея ядовитого и вознеси его, как знамя, на древке. Всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив». 9 Сделал Моисей медного змея и поднял его, как знамя. И тогда, если змей жалил какого человека, тот смотрел на медного змея и оставался жив.
Свернуть

Жизнь народа Израилева в пустыне была и вправду непроста – жар, отсутствие воды, никто не знает, где придется раскинуть шатры в следующем месяце. И, в сущности, неудивительно, что время от времени среди народа начинался ропот. Однако стоит обратить внимание, как в Писании названо их состояние: «И стал малодушествовать народ на пути». Это слово для нас теперь синоним трусости, но в данной истории речь идет не только о страхе. Конечно, в первую очередь израильтян терзает непредсказуемость будущего, но здесь есть еще и обида на Бога за то, что Он заставил их покинуть уютную, насиженную жизнь в Египте. Кажется, чем дальше они от Египта, тем меньше они помнят унижение и тяжесть рабства, а помнят лишь материальную обеспеченность своей жизни. «Душе нашей опротивела эта негодная пища», - говорят они, забывая о том, что Господь руками Своего пророка подарил им право быть свободными людьми.

Так и мы часто стремимся вернуться в кокон своего незнания о Боге, вернуться в тот период нашей жизни, когда еще не надо было себя ограничивать в чем-то ради Бога, когда мы еще, словно народ Израиля, жили в рабстве греху. Собственно, именно в том, по слову Христа: «Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших», - и состоит наше призвание – выйти из сытного дома нашего рабства и пойти вслед за Богом. Путь это тяжелый и очень часто непредсказуемый, но Иисус ясно показывает нам, что он ведет к жизни.

Другие мысли вслух

 
На Числ 21:4-9
4 От горы Хор они пошли по дороге, что вела к Красному морю*Или: к морю Суф., чтобы обойти земли Эдома. Но на пути люди стали терять терпение 5 и говорили против Бога и Моисея: «Зачем вам надо было уводить нас из Египта на явную смерть в этой пустыне, где нет ни еды, ни воды? А жалкий хлеб, что мы собираем, опостылел нам». 6 И вот допустил Господь, чтобы змеи ядовитые*Букв.: огненные; то же в ст. 8. напали на людей. Они жалили израильтян, и многие из них умерли. 7 Тогда пришел народ к Моисею и признал свою вину: «Согрешили мы, роптали мы на Господа и на тебя. Помолись же Ему: пусть избавит Он нас от змей». Моисей молился о народе, 8 и Господь повелел ему: «Изготовь подобие змея ядовитого и вознеси его, как знамя, на древке. Всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив». 9 Сделал Моисей медного змея и поднял его, как знамя. И тогда, если змей жалил какого человека, тот смотрел на медного змея и оставался жив.
Свернуть
Чудо с медным змеем разные комментаторы Библии интерпретируют по-разному. Одни в огненных змеях видят молнии — и им нельзя отказать в логичности: грозы в Синайской пустыне зимой действительно бывают, притом...  Читать далее

Чудо с медным змеем разные комментаторы Библии интерпретируют по-разному. Одни в огненных змеях видят молнии — и им нельзя отказать в логичности: грозы в Синайской пустыне зимой действительно бывают, притом достаточно сильные, а на открытой местности оказаться под ударом нетрудно. Медный же змей, по мысли этих комментаторов, был своего рода громоотводом: кто находился от него в пределах видимости, но не подходил к нему близко и не прикасался, тому молнии были не страшны.

Другие готовы видеть здесь прямое проявление сверхъестественной Божьей силы. Но, как бы то ни было, очевидно одно: угроза оказалась связана если не прямо с отступничеством, то, как минимум, с недоверием Богу. Именно ропот и недоверие привели к тому, что люди стали погибать от «огненных змей», чем бы они ни были. И тогда им стало понятно, что ропот бесполезен. Что только Бог может их спасти от настоящей проблемы — от этих самых «змей». А то, против чего они так сильно возмущались, было всего лишь составной частью того, на что они решились. Никто ведь не обещал народу, что жизнь в пустыне будет простой и лёгкой. Что обещанную Богом землю он получит без проблем и усилий. Вполне возможно, что вышедшие из Египта люди думали именно так.

Совершенно очевидно, что никто из них, кроме самого Моисея и его брата Аарона, толком не представлял себе, что такое пустыня и как там живут. Но также совершенно очевидно и то, что никто: ни Бог, ни Моисей не обещал им лёгкой жизни и приятной прогулки. Тем не менее эти люди считали себя вправе требовать от Бога именно такой жизни. Требовать того, на что, в сущности, не имели никакого права рассчитывать.

И тогда Бог даёт им понять, что такое настоящая проблема. Настоящая критическая ситуация. Такая, когда человек оказывается перед лицом смерти. Тут не наказание, а просто урок. Урок настоящей, реальной проблемы. Который, прежде всего, учит тому, что настоящие проблемы без Бога не решаются. А те, которые Он решать не собирается, вполне возможно, являются не проблемами, а лишь особенностями ситуации. Вполне обычными рабочими особенностями также вполне обычной рабочей ситуации. Которые так и надо принимать. Иначе на данной Богом земле не прожить, да и до земли не дойти. И уж тем более не встретить Мессию. И не войти в Царство.

Свернуть
 
На Числ 21:4-9
4 От горы Хор они пошли по дороге, что вела к Красному морю*Или: к морю Суф., чтобы обойти земли Эдома. Но на пути люди стали терять терпение 5 и говорили против Бога и Моисея: «Зачем вам надо было уводить нас из Египта на явную смерть в этой пустыне, где нет ни еды, ни воды? А жалкий хлеб, что мы собираем, опостылел нам». 6 И вот допустил Господь, чтобы змеи ядовитые*Букв.: огненные; то же в ст. 8. напали на людей. Они жалили израильтян, и многие из них умерли. 7 Тогда пришел народ к Моисею и признал свою вину: «Согрешили мы, роптали мы на Господа и на тебя. Помолись же Ему: пусть избавит Он нас от змей». Моисей молился о народе, 8 и Господь повелел ему: «Изготовь подобие змея ядовитого и вознеси его, как знамя, на древке. Всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив». 9 Сделал Моисей медного змея и поднял его, как знамя. И тогда, если змей жалил какого человека, тот смотрел на медного змея и оставался жив.
Свернуть
История с медным змеем — одна из самых загадочных в Пятикнижии. Принцип «подобное исцеляется подобным» действует тут каким-то...  Читать далее

История с медным змеем — одна из самых загадочных в Пятикнижии. Принцип «подобное исцеляется подобным» действует тут каким-то совершенно таинственным образом. Библеисты выдвинули немало остроумных объяснений этому событию, но ни одно из них нельзя считать исчерпывающим. Однако замысел Божий в данном случае довольно прозрачен. Каждый случай ропота и недовольства, упомянутый в Пятикнижии, в конечном счёте объясняется тем, что Бог и Его сила не являются для подавляющего большинства народа очевидностью. Очевидностью же для них оказывается другое: бесконечная безводная пустыня, угрожающий им и их стадам голод, агрессивные кочевники, населяющие оазисы Синая и Трансиордании. И те «огненные змеи», которые, по свидетельству библейского рассказа, жалили евреев в пустыне, убивая их, были одной из этих, очевидных и страшных в своей неотвратимости, опасностей.

Чудеса же Божьи были заметны в пустыне гораздо меньше. Когда было нужно, расступалось море. Когда требовалось, вода била из казавшейся абсолютно сухой скалы. Когда народ погибал от жажды, горькая вода пустынного потока становилась чистой и вкусной. И всякий раз при желании всё можно было объяснить естественными причинами, счастливым стечением обстоятельств или ещё чем-нибудь, относящимся к области «мира сего». Бог ненавязчив, Он не хочет «доказывать» человеку Своё существование чудесами. На таком фоне история с медным змеем может показаться исключением из правила. Но так кажется лишь на первый взгляд.

На самом же деле Бог лишь пытается донести до Своего народа простую, но с большим трудом усваиваемую истину: внешность и сущность того или иного явления — вещи разные, за одной и той же внешностью могут скрываться противоположные по сути вещи, противоположные настолько, насколько противоположны жизнь и смерть. Змей сам по себе не может ни убить, ни оживить. Всё дело в том, чья сила стоит за змеем. Если за ним стоит сила Божья, змей перестанет быть смертоносным и станет животворящим.

Так же и со всяким другим чудом: явление становится чудесным не тогда, когда оно нарушает все законы мироздания (такое нарушение никогда не было для Бога самоцелью), а тогда, когда за ним скрывается и через него проявляется сила Божья. И не потому, что Бог сильнее всех и может подчинить себе любую другую силу, а потому, что такое явление становится частью плана Божия и частью Его большого мира. А значит, в перспективе оно может стать и частью Его Царства.

Свернуть
 
На Числ 21:4-9
4 От горы Хор они пошли по дороге, что вела к Красному морю*Или: к морю Суф., чтобы обойти земли Эдома. Но на пути люди стали терять терпение 5 и говорили против Бога и Моисея: «Зачем вам надо было уводить нас из Египта на явную смерть в этой пустыне, где нет ни еды, ни воды? А жалкий хлеб, что мы собираем, опостылел нам». 6 И вот допустил Господь, чтобы змеи ядовитые*Букв.: огненные; то же в ст. 8. напали на людей. Они жалили израильтян, и многие из них умерли. 7 Тогда пришел народ к Моисею и признал свою вину: «Согрешили мы, роптали мы на Господа и на тебя. Помолись же Ему: пусть избавит Он нас от змей». Моисей молился о народе, 8 и Господь повелел ему: «Изготовь подобие змея ядовитого и вознеси его, как знамя, на древке. Всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив». 9 Сделал Моисей медного змея и поднял его, как знамя. И тогда, если змей жалил какого человека, тот смотрел на медного змея и оставался жив.
Свернуть
Удивительно, насколько ясно и хорошо знает нас Бог. Такой ясности знания о себе нет ни у одного из людей. И Господь...  Читать далее

Удивительно, насколько ясно и хорошо знает нас Бог. Такой ясности знания о себе нет ни у одного из людей. И Господь, естественно, пользуется Своим знанием для того, чтобы помочь нам найти путь к Нему и увидеть Его свет. Зная о помыслах и роптании сынов Израилевых, Бог посылает на них ядовитых змеев. И люди начинают умирать, но, вероятно, не сразу понимают, что бедствие связано с их предательством. Они приходят к Моисею как к человеку, обладающему возможностью обратиться к Богу и быть услышанным. И Господь предлагает решение: Он не удаляет змей от Своего народа, но побуждает сынов Израилевых обратиться к Нему за исцелением, хотя бы посредством взгляда на медного змея, сделанного Моисеем. Иначе слишком уж просто сказать, что змеи как приползли, так и уползли, отказав Богу в признании Его Отцовского воспитания и Любви (см. Притч.3:11-12, Откр.3:19).

Свернуть
 
На Числ 21:1-35
1 Когда царь Арада, ханаанеянин, живший в Негеве*Или: на юге., прослышал, что израильтяне идут дорогой, ведущей на Атарим, он напал на них и захватил пленных. 2 Тогда израильтяне дали такой обет Господу: «Если в наши руки отдашь ты этот народ, мы полностью уничтожим их города*Букв.: мы заклятью предадим (евр. херам) эти города - эта фраза означает «отдать что-то / кого-то Богу», т.е. всецело и безвозвратно посвятить Ему на служение или полностью уничтожить.». 3 И внял Господь просьбе Израиля и отдал им ханаанеян. Израильтяне истребили и их самих, и города их, а место то стало называться Хорма (что значит «обреченное на уничтожение»).
4 От горы Хор они пошли по дороге, что вела к Красному морю*Или: к морю Суф., чтобы обойти земли Эдома. Но на пути люди стали терять терпение 5 и говорили против Бога и Моисея: «Зачем вам надо было уводить нас из Египта на явную смерть в этой пустыне, где нет ни еды, ни воды? А жалкий хлеб, что мы собираем, опостылел нам». 6 И вот допустил Господь, чтобы змеи ядовитые*Букв.: огненные; то же в ст. 8. напали на людей. Они жалили израильтян, и многие из них умерли. 7 Тогда пришел народ к Моисею и признал свою вину: «Согрешили мы, роптали мы на Господа и на тебя. Помолись же Ему: пусть избавит Он нас от змей». Моисей молился о народе, 8 и Господь повелел ему: «Изготовь подобие змея ядовитого и вознеси его, как знамя, на древке. Всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив». 9 Сделал Моисей медного змея и поднял его, как знамя. И тогда, если змей жалил какого человека, тот смотрел на медного змея и оставался жив.
10 Израильтяне продолжили свой путь до Овота и остановились там на время. 11 Затем отправились они оттуда еще дальше и устроили свою стоянку уже в Ийе-Авариме, в пустыне у восточной границы Моава; 12 после того опять перешли они на другое место, устроив на сей раз стоянку в долине Заред. 13 Оттуда снялись и, перейдя через Арнон, расположились в пустыне, которая простирается от мест проживания амореев. Арнон сей был границею между Моавом и землями амореев. 14 Потому и сказано в Книге войн Господних:
«Вахев в Суфе и высохшие русла,
Арнон
15 с его скалистыми ущельями,
что тянутся до заселенных мест близ Ара
и исчезают лишь у рубежей Моава».
16 Оттуда они прошли до Беэра (до колодца), где Господь сказал Моисею: «Собери народ, и дам им воду». 17 Такую песнь воспел там Израиль:
«Полнись, колодец!
Хором пойте ему,
18 колодцу, князьями вырытому,
отрытому знатными из народа
жезлами их да посохами».
Из пустыни той пошли они в Маттану;
19 из Маттаны - в Нахалиэль; а после Нахалиэля - в Бамот; 20 а от него двинулись в ту долину, что вела прямо в Моав, к вершине Фасги, которая возвышалась над пустынной землей*Или: обращена к Ешимону..
21 Тогда отправил Израиль послов к Сихону, царю амореев, с такой просьбой: 22 «Позволь нам пройти через земли твои, не свернем мы ни в поля, ни на виноградники, воду из колодцев ваших пить не будем. Мы царской дорогой пойдем, пока не выйдем за границы страны твоей».
23 Но Сихон не позволил Израилю пройти через его владения. Он собрал все войско свое и вышел с ним в пустыню, чтобы противостать Израилю. Дойдя до Я#хцы, дал там ему бой. 24 Израиль сражался стойко, разбил Сихона наголову и завладел всей землей от Арнона до Яввока, до самой границы с аммонитянами. Там израильтяне остановились, поскольку граница аммонитян была укреплена.
25 Завладев городами амореев, Израиль поселился в них, включая Хешбон и его окрестные селения. 26 Хешбон был городом Сихона, царя амореев. Тот отвоевал его у прежнего царя Моава, когда прибирал к рукам своим все земли его, вплоть до Арнона. 27 Поэтому и распевают сказители:
«Ступайте в Хешбон!
Восстановлен и укреплен да будет,
если мыслимо, город Сихона.
28 Ибо вырвался огнь из Хешбона,
пламя - из крепости Сихона,
и спалило оно Ар Моавский
и всех владевших холмами Арнона*LXX: и уничтожило (священные) столбы Арнона..
29 Горе тебе, Моав! Погиб ты, народ Кемоша:
сыны твои стали беженцами,
а дочери стали пленницами у Сихона, царя амореев.
30 Но пустили мы стрелы в ход -
и погиб Хешбон,
до самого Дивона
истребляли мы жителей егоLXX: семя его будет уничтожено от Хешбона до Дивона..
Мы разорили его вплоть до Нофы,
выжгли огнем до МедвыТак в LXX и Самаритянском Пятикнижии; масоретский текст неясен.».
31 Так обосновался Израиль на землях амореев. 32 После того как Моисей послал людей осмотреть подступы к Язеру, израильтяне захватили все города той местности и амореев изгнали оттуда.
33 Потом они повернули на север и пошли по дороге в Башан. Но Ог, царь Башана, выступил против них со всем войском своим, чтобы сразиться с ними у Эдреи. 34 Господь же сказал Моисею: «Не бойся его: Я отдал его в твои руки вместе со всеми его людьми и землею его. Сделай с ним то же, что сделал прежде с Сихоном, царем амореев, жившим в Хешбоне». 35 Тогда сыны Израилевы предали мечу царя Ога с сыновьями его и со всем народом, не оставив никого в живых. И завладели израильтяне его землей.
Свернуть
История Израиля полна примеров того, как маловерие израильтян приводило их к поражениям, а упование на...  Читать далее

История Израиля полна примеров того, как маловерие израильтян приводило их к поражениям, а упование на Бога — к победам. Наверное, каждый из нас знает, насколько это верно и для нас. Наиболее ярким символом этой закономерности стал медный змей. Всякий, кто поднимал глаза на небо, чтобы посмотреть на змея, получал исцеление от язв, вызванных неверием. Христос связывает знамя, на котором поднимался змей, со Своим крестом (Ин 3:14), тем самым свидетельствуя, что Он — Тот, на Кого должен уповать новый Израиль — Бог крепкий и Отец будущего века.

Свернуть
 
На Числ 21:1-35
1 Когда царь Арада, ханаанеянин, живший в Негеве*Или: на юге., прослышал, что израильтяне идут дорогой, ведущей на Атарим, он напал на них и захватил пленных. 2 Тогда израильтяне дали такой обет Господу: «Если в наши руки отдашь ты этот народ, мы полностью уничтожим их города*Букв.: мы заклятью предадим (евр. херам) эти города - эта фраза означает «отдать что-то / кого-то Богу», т.е. всецело и безвозвратно посвятить Ему на служение или полностью уничтожить.». 3 И внял Господь просьбе Израиля и отдал им ханаанеян. Израильтяне истребили и их самих, и города их, а место то стало называться Хорма (что значит «обреченное на уничтожение»).
4 От горы Хор они пошли по дороге, что вела к Красному морю*Или: к морю Суф., чтобы обойти земли Эдома. Но на пути люди стали терять терпение 5 и говорили против Бога и Моисея: «Зачем вам надо было уводить нас из Египта на явную смерть в этой пустыне, где нет ни еды, ни воды? А жалкий хлеб, что мы собираем, опостылел нам». 6 И вот допустил Господь, чтобы змеи ядовитые*Букв.: огненные; то же в ст. 8. напали на людей. Они жалили израильтян, и многие из них умерли. 7 Тогда пришел народ к Моисею и признал свою вину: «Согрешили мы, роптали мы на Господа и на тебя. Помолись же Ему: пусть избавит Он нас от змей». Моисей молился о народе, 8 и Господь повелел ему: «Изготовь подобие змея ядовитого и вознеси его, как знамя, на древке. Всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив». 9 Сделал Моисей медного змея и поднял его, как знамя. И тогда, если змей жалил какого человека, тот смотрел на медного змея и оставался жив.
10 Израильтяне продолжили свой путь до Овота и остановились там на время. 11 Затем отправились они оттуда еще дальше и устроили свою стоянку уже в Ийе-Авариме, в пустыне у восточной границы Моава; 12 после того опять перешли они на другое место, устроив на сей раз стоянку в долине Заред. 13 Оттуда снялись и, перейдя через Арнон, расположились в пустыне, которая простирается от мест проживания амореев. Арнон сей был границею между Моавом и землями амореев. 14 Потому и сказано в Книге войн Господних:
«Вахев в Суфе и высохшие русла,
Арнон
15 с его скалистыми ущельями,
что тянутся до заселенных мест близ Ара
и исчезают лишь у рубежей Моава».
16 Оттуда они прошли до Беэра (до колодца), где Господь сказал Моисею: «Собери народ, и дам им воду». 17 Такую песнь воспел там Израиль:
«Полнись, колодец!
Хором пойте ему,
18 колодцу, князьями вырытому,
отрытому знатными из народа
жезлами их да посохами».
Из пустыни той пошли они в Маттану;
19 из Маттаны - в Нахалиэль; а после Нахалиэля - в Бамот; 20 а от него двинулись в ту долину, что вела прямо в Моав, к вершине Фасги, которая возвышалась над пустынной землей*Или: обращена к Ешимону..
21 Тогда отправил Израиль послов к Сихону, царю амореев, с такой просьбой: 22 «Позволь нам пройти через земли твои, не свернем мы ни в поля, ни на виноградники, воду из колодцев ваших пить не будем. Мы царской дорогой пойдем, пока не выйдем за границы страны твоей».
23 Но Сихон не позволил Израилю пройти через его владения. Он собрал все войско свое и вышел с ним в пустыню, чтобы противостать Израилю. Дойдя до Я#хцы, дал там ему бой. 24 Израиль сражался стойко, разбил Сихона наголову и завладел всей землей от Арнона до Яввока, до самой границы с аммонитянами. Там израильтяне остановились, поскольку граница аммонитян была укреплена.
25 Завладев городами амореев, Израиль поселился в них, включая Хешбон и его окрестные селения. 26 Хешбон был городом Сихона, царя амореев. Тот отвоевал его у прежнего царя Моава, когда прибирал к рукам своим все земли его, вплоть до Арнона. 27 Поэтому и распевают сказители:
«Ступайте в Хешбон!
Восстановлен и укреплен да будет,
если мыслимо, город Сихона.
28 Ибо вырвался огнь из Хешбона,
пламя - из крепости Сихона,
и спалило оно Ар Моавский
и всех владевших холмами Арнона*LXX: и уничтожило (священные) столбы Арнона..
29 Горе тебе, Моав! Погиб ты, народ Кемоша:
сыны твои стали беженцами,
а дочери стали пленницами у Сихона, царя амореев.
30 Но пустили мы стрелы в ход -
и погиб Хешбон,
до самого Дивона
истребляли мы жителей егоLXX: семя его будет уничтожено от Хешбона до Дивона..
Мы разорили его вплоть до Нофы,
выжгли огнем до МедвыТак в LXX и Самаритянском Пятикнижии; масоретский текст неясен.».
31 Так обосновался Израиль на землях амореев. 32 После того как Моисей послал людей осмотреть подступы к Язеру, израильтяне захватили все города той местности и амореев изгнали оттуда.
33 Потом они повернули на север и пошли по дороге в Башан. Но Ог, царь Башана, выступил против них со всем войском своим, чтобы сразиться с ними у Эдреи. 34 Господь же сказал Моисею: «Не бойся его: Я отдал его в твои руки вместе со всеми его людьми и землею его. Сделай с ним то же, что сделал прежде с Сихоном, царем амореев, жившим в Хешбоне». 35 Тогда сыны Израилевы предали мечу царя Ога с сыновьями его и со всем народом, не оставив никого в живых. И завладели израильтяне его землей.
Свернуть
Путь в землю обетованную полон приключений, причём многие из них, наподобие истории со змеями, напавшими на народ после очередного возмущения, идущие находят на свою голову сами. Оно и неудивительно...  Читать далее

Путь в землю обетованную полон приключений, причём многие из них, наподобие истории со змеями, напавшими на народ после очередного возмущения, идущие находят на свою голову сами. Оно и неудивительно. Идти за Богом в ту землю, которую Он обещал, можно, только следуя за Ним буквально шаг в шаг. Так оно в основном и было — не случайно там же, в Книге Чисел, упоминается, что все смотрели на Скинию и на облако Божьего присутствия над ней. Когда облако двигалось, двигался и народ. Без Божьего указания никто никуда не шёл — по крайней мере, внешне. С внутренним было сложнее. Внутреннее состояние не так просто осознать, тут всё не так очевидно и однозначно.

Можно пойти за Богом — но что при этом будет в сердце? Если человек на пути за Богом оказывается чрезвычайно требовательным, это означает, что внутренне он ощущает своё движение как своего рода одолжение Богу, Который, раз уж позвал за Собой, должен и гарантировать некий приемлемый минимум комфорта, причём меру приемлемого тут человек обычно считает себя вправе определить сам.

Если сейчас мы хотим пить, значит, где-то поблизости должна быть вода, и Бог должен об этом позаботиться. Если Он не забоится — значит, Он нас или бросил, или с самого начала обманывал. Для падшего человека такая реакция недоверия вполне понятна и естественна — тут просто перенос отношений между людьми в падшем мире на Бога и Его отношение к нам. Попросту говоря, от Него мы ждём того же самого, чего — осознанно или неосознанно — привыкли ожидать от окружающих нас людей.

Априорное недоверие к падшему человеку — вещь вполне понятная, но оттого не легче: ведь отношениям с Богом она мешает очень сильно, фактически разрушая их сразу же, как только они начинают устанавливаться. Единственный способ этому противостоять, когда дело касается падшего человека — поставить его в условия реальной опасности, где он оказывается лицом к лицу с кем-то или с чем-то, кто или что ему действительно угрожает. Тогда человек забывает обычно все свои предубеждения и бросается к Богу.

Так было с народом во время стычек с народами и племенами, по территории которых им приходилось проходить: тут надо было или по-настоящему довериться Богу, или погибнуть. В относительно мирное время роль врагов играли те самые змеи: они заставляли человека вспомнить о Боге как о Том единственном, Кто может помочь и спасти. Педагогика жёсткая, но и ситуация критическая: вопрос доверия Богу в пустыне — вопрос выживания, не только духовного, но и физического.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).