1 Песнь. Псалом. Сынов Кореевых |
2 Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его. 3 Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя. 4 Бог в жилищах его ведом, как заступник. |
5 Ибо вот, сошлись цари, и прошли все мимо; 6 увидели и изумились, смутились и обратились в бегство. 7 Страх объял их там и мука, как у женщин в родах. 8 Восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли. 9 Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего; Бог утвердит его на веки. |
10 Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего. 11 Как имя Твое, Боже, так и хвала Твоя до концов земли; десница Твоя полна правды. 12
Да веселится гора Сион, (и) да радуются дщери Иудейские ради судов Твоих, (Господи). |
13 Пойдите вокруг Сиона и обойдите его; пересчитайте башни его; 14 Обратите сердце ваше к укреплениям его; рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду. 15
Ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки; Он будет вождем нашим до самой смерти. |
В этом псалме сочетаются одновременно две важных темы. Первая из них лежит на поверхности и довольно часто обсуждается не только в Библии, но и в повседневной жизни. Тема эта проста – человек не должен зависеть от материального. Богат он или беден, это не должно определять его отношение к другим людям и к Богу. Денежное и имущественное состояние не может формировать наше мировоззрение, служить поводом для осуждения. Вне зависимости от того, говорим ли мы, что бедный - глупец и неудачник, или, что богатый – вор и подлец.
Вторая тема, затрагиваемая в этом псалме, - одно из незаметных пророчеств. Не может человек выкупить брата своего. Смерть нельзя купить и задобрить. Не в человеческих силах спасти и спастись. Только Иисус, придя в мир, умерев и воскреснув, исцелит рану, которую человек нанес самому себе первородным грехом. Только истинному Богу и совершенному Человеку в одном лице по силам задача взыскать и спасти погибшее.
1 Песнь. Псалом. Сынов Кореевых |
2 Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его. 3 Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя. 4 Бог в жилищах его ведом, как заступник. |
5 Ибо вот, сошлись цари, и прошли все мимо; 6 увидели и изумились, смутились и обратились в бегство. 7 Страх объял их там и мука, как у женщин в родах. 8 Восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли. 9 Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего; Бог утвердит его на веки. |
10 Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего. 11 Как имя Твое, Боже, так и хвала Твоя до концов земли; десница Твоя полна правды. 12
Да веселится гора Сион, (и) да радуются дщери Иудейские ради судов Твоих, (Господи). |
13 Пойдите вокруг Сиона и обойдите его; пересчитайте башни его; 14 Обратите сердце ваше к укреплениям его; рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду. 15
Ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки; Он будет вождем нашим до самой смерти. |
В этом псалме сочетаются одновременно две важных темы. Первая из них лежит на поверхности и довольно часто обсуждается не только в Библии, но и в повседневной жизни. Тема эта проста – человек не должен зависеть от материального. Богат он или беден, это не должно определять его отношение к другим людям и к Богу. Денежное и имущественное состояние не может формировать наше мировоззрение, служить поводом для осуждения. Вне зависимости от того, говорим ли мы, что бедный - глупец и неудачник, или, что богатый – вор и подлец.
Вторая тема, затрагиваемая в этом псалме, - одно из незаметных пророчеств. Не может человек выкупить брата своего. Смерть нельзя купить и задобрить. Не в человеческих силах спасти и спастись. Только Иисус, придя в мир, умерев и воскреснув, исцелит рану, которую человек нанес самому себе первородным грехом. Только истинному Богу и совершенному Человеку в одном лице по силам задача взыскать и спасти погибшее.
Все народы во все времена хорошо знали на собственном горьком опыте, что власть мира теней, который в Библии называется шеолом, над человеком абсолютна. В самом деле, сколько бы ни прожил человек на земле, жизнь его всё равно оказывалась временной, а вот мир теней, царство мёртвых, ожидавшее каждого в конце его земного пути, поглощало его навсегда. К тому же, в этом мире не было ничего утешительного: жизнью то существование, которое человек вёл там, можно было назвать лишь с очень большой натяжкой: ни полноценного самосознания, ни памяти у человека в мире теней не оставалось. А вот авторы библейских книг довольно рано начинают догадываться о том, что власть шеола, мира теней над человеком не абсолютна, что она преодолима, и преодолима именно с помощью Божьей. Мысль о возможности всеобщего воскресения в последний день становится общепринятой, конечно, уже в послепленный период, но, вероятно, первые интуитивные догадки об этом стали появляться у отдельных людей ещё до плена. Что же послужило основанием для надежды на преодолимость власти шеола? Возможно, история Авраама, который, испытав на себе власть мира теней, с Божьей помощью от этой власти освободился. А может быть, пророческий опыт: ведь пророки как никто другой ярко переживали реальность того животворящего дыхания Божия, без которого нет человека, как образа Божия. Как бы то ни было, ещё, по-видимому, до плена в яхвистской общине было понимание того, что Бог и смерть несовместимы. Царство Божие, как бы ни понимали его в допленный период, было по определению царством жизни, притом жизни во всей её полноте. А шеол, мир теней, был, наоборот, царством смерти, миром, где было невозможно жить и где человеку всё же не давали умереть до конца с тем, чтобы раз и навсегда уйти в небытие. Неудивительно, что такое издевательское подобие жизни с милосердием Божиим в сознании верных не сочеталось никак. Вот эта-то уверенность в милосердии Божием и стала, по-видимому, основанием выраженной в псалме уверенности в преодолении смерти и власти над человеком шеола, мира теней. А впоследствии, уже после плена, уверенность эта обрела форму веры во всеобщее воскресение.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||