Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Пс 145

Поделиться
 
(Аллилуия.)
Хвалите Господа,
  ибо благо петь Богу нашему,
  ибо это сладостно, — хвала подобающая.
Господь созидает Иерусалим,
  собирает изгнанников Израиля.
Он исцеляет сокрушенных сердцем,
  и врачует скорби их.
Исчисляет количество звезд;
  всех их называет именами их.
Велик Господь наш и велика крепость (Его),
  и разум Его неизмерим.
Смиренных возвышает Господь,
  а нечестивых унижает до земли.
Пойте поочередно славословие Господу;
  пойте Богу нашему на гуслях.
Он покрывает небо облаками,
  приготовляет для земли дождь,
  произращает на горах траву
  (и злак на пользу человеку);
дает скоту пищу его
  и птенцам ворона, взывающим к Нему.
10 
Не на силу коня смотрит Он,
  не к быстроте ног человеческих благоволит;
Свернуть

В яхвизме, в отличие от религиозных традиций сопредельных народов (особенно египтян), никогда не было развитого учения о бессмертии души. Собственно, там вообще не было собственного учения о посмертии — всё, что говорится о шеоле в той же Книге Псалмов, да и в других библейских книгах, по сути не является чем-то чисто яхвистским, будучи заимствовано из общесемитских представлений, которые в этом отношении мало отличалась от соответствующих представлений других народов. Шеол был миром теней, царством мёртвых, куда в свой черёд попадал каждый и где заканчивали свой земной путь все без исключения, независимо от того, какую жизнь они вели в мире живых. Ни о каком посмертном воздаянии яхвизм ничего не знает, по крайней мере, если судить об этом по библейским книгам.

Потому-то надежда на людей и оказывается тщетной: если язычник мог иногда рассчитывать на облегчение своей посмертной участи посредством особых жертвоприношений и очистительных ритуалов, то яхвист ни на что подобное надеяться не мог. Когда дыхание оставляет человека, и он покидает мир живых, никто из людей больше ничем ему помочь не может. Оставалась одна надежда: на Бога Авраама и Моисея, на то, что Бог сильнее смерти. Образ Яхве в псалме — это образ Бога, для Которого нет невозможного. С таким Богом не страшна даже смерть — хоть в самом шеоле, как принято было думать, Бога и нет, но ведь в конечном счёте мир сотворён Им, это Его мир, в котором в конце концов не останется ничего, Ему неподвластного.

Если же так, то шеол раньше или позже должен закончиться, исчезнуть, а смерть должна уступить место чему-то иному — иначе мир не будет Божьим Царством в полноте, до конца и по-настоящему. Если же шеол исчезнет, значит, все, кто был верен Богу, выйдут из него — не могут же верные Яхве исчезнуть вместе с миром теней. Так появляется в яхвизме тот духовный фундамент, на котором основана вера во всеобщее воскресенье — в день окончательного торжества Яхве и установления на земле Его Царства. Эта надежда и заменяла яхвистам веру в бессмертие души, тем более, что тут речь шла не о сохранении некой толики прежней жизни, а о новом её обретении во всей полноте.

Другие мысли вслух

 
На Пс 146:1-10
 
(Аллилуия.)
Хвали, Иерусалим, Господа;
  хвали, Сион, Бога твоего.
Ибо Он укрепляет вереи ворот твоих,
  благословляет сынов твоих среди тебя;
утверждает в пределах твоих мир;
  туком пшеницы насыщает тебя.
Посылает слово Свое на землю;
  быстро течет слово Его.
Дает снег, как волну;
  сыплет иней, как пепел.
Бросает град Свой кусками;
  перед морозом Его кто устоит?
Пошлет слово Свое, и все растает;
  подует ветром Своим, и потекут воды.
Он возвестил слово Свое Иакову,
  уставы Свои и суды Свои Израилю.
Не сделал Он того никакому другому народу,
  и судов Его они не знают.
Аллилуия.
Свернуть
Псалом 145 прославляет Бога за Его милость к бедным, слабым, больным...  Читать далее

Псалом 145 прославляет Бога за Его милость к бедным, слабым, больным - к тем, кого презирают или забывают люди (князи и сыны человеческие). Но задумаемся: как чаще всего Бог помогает нам в наших нуждах? Конечно, через других людей! Ап. Павел, обращаясь к христианам Коринфа, призывает их помочь нуждающейся иерусалимской общине и тем явить Божье участие в их нуждах. То, что коринфяне лично не знакомы с братьями из Иерусалима, приближает их к исполнению потрясающей заповеди Христа (Мф. 5:43-48) и означает жизнь не по плоти, но по духу.

Свернуть
 
На Пс 146:1-10
 
(Аллилуия.)
Хвали, Иерусалим, Господа;
  хвали, Сион, Бога твоего.
Ибо Он укрепляет вереи ворот твоих,
  благословляет сынов твоих среди тебя;
утверждает в пределах твоих мир;
  туком пшеницы насыщает тебя.
Посылает слово Свое на землю;
  быстро течет слово Его.
Дает снег, как волну;
  сыплет иней, как пепел.
Бросает град Свой кусками;
  перед морозом Его кто устоит?
Пошлет слово Свое, и все растает;
  подует ветром Своим, и потекут воды.
Он возвестил слово Свое Иакову,
  уставы Свои и суды Свои Израилю.
Не сделал Он того никакому другому народу,
  и судов Его они не знают.
Аллилуия.
Свернуть
В яхвизме, в отличие от религиозных традиций сопредельных народов (особенно египтян), никогда не было развитого учения о бессмертии души. Собственно, там вообще не было...  Читать далее

В яхвизме, в отличие от религиозных традиций сопредельных народов (особенно египтян), никогда не было развитого учения о бессмертии души. Собственно, там вообще не было собственного учения о посмертии — всё, что говорится о шеоле в той же Книге Псалмов, да и в других библейских книгах, по сути не является чем-то чисто яхвистским, будучи заимствовано из общесемитских представлений, которые в этом отношении мало отличалась от соответствующих представлений других народов. Шеол был миром теней, царством мёртвых, куда в свой черёд попадал каждый и где заканчивали свой земной путь все без исключения, независимо от того, какую жизнь они вели в мире живых. Ни о каком посмертном воздаянии яхвизм ничего не знает, по крайней мере, если судить об этом по библейским книгам.

Потому-то надежда на людей и оказывается тщетной: если язычник мог иногда рассчитывать на облегчение своей посмертной участи посредством особых жертвоприношений и очистительных ритуалов, то яхвист ни на что подобное надеяться не мог. Когда дыхание оставляет человека, и он покидает мир живых, никто из людей больше ничем ему помочь не может. Оставалась одна надежда: на Бога Авраама и Моисея, на то, что Бог сильнее смерти. Образ Яхве в псалме — это образ Бога, для Которого нет невозможного. С таким Богом не страшна даже смерть — хоть в самом шеоле, как принято было думать, Бога и нет, но ведь в конечном счёте мир сотворён Им, это Его мир, в котором в конце концов не останется ничего, Ему неподвластного.

Если же так, то шеол раньше или позже должен закончиться, исчезнуть, а смерть должна уступить место чему-то иному — иначе мир не будет Божьим Царством в полноте, до конца и по-настоящему. Если же шеол исчезнет, значит, все, кто был верен Богу, выйдут из него — не могут же верные Яхве исчезнуть вместе с миром теней. Так появляется в яхвизме тот духовный фундамент, на котором основана вера во всеобщее воскресенье — в день окончательного торжества Яхве и установления на земле Его Царства. Эта надежда и заменяла яхвистам веру в бессмертие души, тем более, что тут речь шла не о сохранении некой толики прежней жизни, а о новом её обретении во всей полноте.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).