Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на 2 Езд 5:69-70

Поделиться
69 Тогда народы той земли, нападая на обитающих в Иудее и осаждая их, препятствовали строению 70 и, коварством увлекая народ и производя смуты, препятствовали довершить строение во все время жизни царя Кира и остановили строение на два года до воцарения Дария.
Свернуть

Судя по описанным во Второй Книге Ездры событиям, отношения возвратившихся из Вавилона в Иудею репатриантов с местными жителями складывались далеко не просто. Это может показаться странным: ведь речь идёт, в сущности, об одном и том же народе, одна (меньшая) часть которого была в своё время депортирована в Вавилон, а другая (большая) осталась в Иудее.

Оставшиеся в Иудее жители смешались с жителями других областей Вавилонской империи, которых переселили в Иудею завоеватели, но в языковом и культурном отношении они остались евреями. Вера их была полуязыческой, они поклонялись не только Яхве, но и другим богам (отчасти местным, отчасти завезённым из мест прежнего обитания), но ведь и евреи допленной эпохи в этом отношении мало от них отличались: окончательно от язычества они избавились лишь в Вавилоне.

В еврейской общине Вавилона за время плена сформировалась, по сути, новая религия — иудаизм. За время плена у живущих в Вавилоне евреев появилась Тора, состоявшая из шести книг (Торы в таком формате до плена не существовало), Синагога, новая гимнография и, главное, новая ментальность, ментальность этноконфессиональной общины, общины крепко сплочённой, но достаточно замкнутой, с новой, специфической религиозностью, совершенно незнакомой и непонятной тем, кто оставался в Иудее. И теперь эта община отнюдь не горела желанием принимать в свои ряды живших в Иудее полуязычников, совершенно им чуждых во всех отношениях, хотя и имевших общие с ними этнические корни.

На таком фоне ответ Зоровавеля и Иисуса становится очень понятным, так же, как вполне понятной и ожидаемой оказывается реакция местных жителей: они прекрасно понимали, что, если эти, как они их воспринимали, пришельцы станут в Иудее хозяевами (а дело шло к тому), им в такой новой Иудее места не останется. И они, естественно, постарались сделать всё, чтобы Храм не был восстановлен никогда.

Так этноконфессиональная замкнутость и религиозное самодовольство нарушили мир в Иудее между двумя частями одного, по сути, народа, создав проблемы обеим сторонам на долгие столетия (вражда между евреями и самарянами — потомками остававшихся в Иудее в вавилонский период жителей — продолжалась вплоть до 70 г. н.э., до конца эпохи Второго Храма).

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).