Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Joe 2:12-26

Поделиться
12 “Yet even now,” declares the LORD,
“Return to Me with all your heart,
And with fasting, weeping and mourning;
13 And rend your heart and not your garments.”
Now return to the LORD your God,
For He is gracious and compassionate,
Slow to anger, abounding in lovingkindness
And relenting of evil.
14 Who knows whether He will not turn and relent
And leave a blessing behind Him,
Even a grain offering and a drink offering
For the LORD your God?
15 Blow a trumpet in Zion,
Consecrate a fast, proclaim a solemn assembly,
16 Gather the people, sanctify the congregation,
Assemble the elders,
Gather the children and the nursing infants.
Let the bridegroom come out of his room
And the bride out of her bridal chamber.
17 Let the priests, the LORD’S ministers,
Weep between the porch and the altar,
And let them say, “Spare Your people, O LORD,
And do not make Your inheritance a reproach,
A byword among the nations.
Why should they among the peoples say,
‘Where is their God?’”
18 Then the LORDg Or was zealouswill be zealous for His land
Andh Or had pitywill have pity on His people.
19 The LORDi Or answered and saidwill answer and say to His people,
“Behold, I am going to send you grain, new wine and oil,
And you will be satisfied in full withj Lit itthem;
And I will never again make you a reproach among the nations.
20 “But I will remove the northern army far from you,
And I will drive it into a parched and desolate land,
And its vanguard into the eastern sea,
And its rear guard into the western sea.
And its stench will arise and its foul smell will come up,
For it has done great things.”
21 Do not fear, O land, rejoice and be glad,
For the LORD has done great things.
22 Do not fear, beasts of the field,
For the pastures of the wilderness have turned green,
For the tree has borne its fruit,
The fig tree and the vine have yieldedk Lit their wealthin full.
23 So rejoice, O sons of Zion,
And be glad in the LORD your God;
For He has given youl I.e. autumn; or possibly the teacher for righteousnessthe early rain for your vindication.
And He has poured down for you the rain,
Them I.e. autumnearly andn I.e. springlatter raino So with ancient versions; Heb in the firstas before.
24 The threshing floors will be full of grain,
And the vats will overflow with the new wine and oil.
25 “Then I will make up to you for the years
That the swarming locust has eaten,
The creeping locust, the stripping locust and the gnawing locust,
My great army which I sent among you.
26 “You will have plenty to eat and be satisfied
And praise the name of the LORD your God,
Who has dealt wondrously with you;
Then My people will never be put to shame.
Свернуть

Отец Александр Шмеман пишет в своих «Дневниках» (12 октября 1976г., с.297): «Начало «ложной религии» — неумение радоваться, вернее отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться. И только по отношению к ней – правильны, подлинны, плодотворны и страх Божий, и раскаяние, и смирение. Вне этой радости они легко становятся «демоническими», извращением на глубине самого религиозного опыта. Религия страха. Религия псевдосмирения. Религия вины: все это соблазны, все это «прелесть». <...> Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает». Но ведь именно об этом помнить призывает нас сегодня пророк Иоиль. Да, он говорит о «посте, плаче и рыдании». Но ради чего? Почему такой великий человек как Феофан Затворник в слове на сегодняшний день не хочет видеть тех слов, что идут за этими столь трагическими? Что заставляет его прервать свои размышления на подобной безнадежной ноте: «Священники не перестают взывать: «пощади Господи»! Но от Господа верно исходит грозный ответ: «не пощажу, ибо нет ищущих пощады». Все спиною стоят к Господу, отвратились от Него и забыли Его». Все это правда, но не вся, не вся правда. Да мир растлился, мы видим это своими глазами, но если позволять себе останавливаться на столь душераздирающих нотах, то вся наша вера будет неврастенией. А она и есть неврастения для большинства верующих и 90% из них должны быть направлены к психиатрам – увы. Но ведь стоит лишь услышать то хотя бы, что говорит пророк сегодня: «И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком», – и сразу вспомнить, что отвечает Апостол: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1). Потому что нам могут сказать, что пророк лишь обещает нам, что это когда-то там будет и что исполнение обещания затягивается. Но вот именно осуществление ожидаемого есть наша вера. Это мы должны обязательно помнить и как-то видеть и делать в своей жизни.

Другие мысли вслух

 
На Joe 2:12-26
12 “Yet even now,” declares the LORD,
“Return to Me with all your heart,
And with fasting, weeping and mourning;
13 And rend your heart and not your garments.”
Now return to the LORD your God,
For He is gracious and compassionate,
Slow to anger, abounding in lovingkindness
And relenting of evil.
14 Who knows whether He will not turn and relent
And leave a blessing behind Him,
Even a grain offering and a drink offering
For the LORD your God?
15 Blow a trumpet in Zion,
Consecrate a fast, proclaim a solemn assembly,
16 Gather the people, sanctify the congregation,
Assemble the elders,
Gather the children and the nursing infants.
Let the bridegroom come out of his room
And the bride out of her bridal chamber.
17 Let the priests, the LORD’S ministers,
Weep between the porch and the altar,
And let them say, “Spare Your people, O LORD,
And do not make Your inheritance a reproach,
A byword among the nations.
Why should they among the peoples say,
‘Where is their God?’”
18 Then the LORDg Or was zealouswill be zealous for His land
Andh Or had pitywill have pity on His people.
19 The LORDi Or answered and saidwill answer and say to His people,
“Behold, I am going to send you grain, new wine and oil,
And you will be satisfied in full withj Lit itthem;
And I will never again make you a reproach among the nations.
20 “But I will remove the northern army far from you,
And I will drive it into a parched and desolate land,
And its vanguard into the eastern sea,
And its rear guard into the western sea.
And its stench will arise and its foul smell will come up,
For it has done great things.”
21 Do not fear, O land, rejoice and be glad,
For the LORD has done great things.
22 Do not fear, beasts of the field,
For the pastures of the wilderness have turned green,
For the tree has borne its fruit,
The fig tree and the vine have yieldedk Lit their wealthin full.
23 So rejoice, O sons of Zion,
And be glad in the LORD your God;
For He has given youl I.e. autumn; or possibly the teacher for righteousnessthe early rain for your vindication.
And He has poured down for you the rain,
Them I.e. autumnearly andn I.e. springlatter raino So with ancient versions; Heb in the firstas before.
24 The threshing floors will be full of grain,
And the vats will overflow with the new wine and oil.
25 “Then I will make up to you for the years
That the swarming locust has eaten,
The creeping locust, the stripping locust and the gnawing locust,
My great army which I sent among you.
26 “You will have plenty to eat and be satisfied
And praise the name of the LORD your God,
Who has dealt wondrously with you;
Then My people will never be put to shame.
Свернуть
Православное богослужение, в том числе и круг чтений из Священного Писания, с сегодняшнего дня приобретает великопостный характер...  Читать далее

Православное богослужение, в том числе и круг чтений из Священного Писания, с сегодняшнего дня приобретает великопостный характер. Сегодня, как в настоящий постный день, не совершается литургия, и мы читаем на шестом часе и на вечерне слова пророка Иоиля. Два отрывка из книги пророка теснейшим образом связаны с начинающимся Постом, и создатели Церковного Устава хотели, чтобы перед Постом мы вместе с ними прислушались к этим словам Божиим.

Первое чтение начинается словами о смысле поста. Они звучат после пророчества о дне Господнем, о том, что приход Бога в мир подобен огню, уничтожающему всякий грех и неправду. Пророк видит и описывает картины неисчислимых бедствий, грядущих на вселенную, «ибо наступает день Господень». И ответом на это видение пророка становятся слова Господни: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии». Бог говорит, что Его воля — о нашем покаянии и спасении.

Но, как и в древние времена (а книга пророка Иоиля написана на рубеже 5-4 вв. до Р.Х.), актуальны для нас слова: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши». Все усилия, которые мы прилагаем во время Поста, направлены на то, чтобы хоть на минуту заплакать сердцем — и в этой скорби найти Христа. Пророк говорит об этом в конце отрывка: «И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем». Господь Иисус Христос повторит эту мысль в Нагорной проповеди, говоря: «А ты, когда постишься, умой лице твое...».

Второе чтение, включающее конец книги пророка Иоиля, призывает нас отнестись к наступающему времени как к последнему. Настал день, когда уже нельзя откладывать покаяние и обращение. Господь приходит к народу Своему, и желающие обрести жизнь выйдут навстречу Ему.

Свернуть
 
На Joe 2:12-18
12 “Yet even now,” declares the LORD,
“Return to Me with all your heart,
And with fasting, weeping and mourning;
13 And rend your heart and not your garments.”
Now return to the LORD your God,
For He is gracious and compassionate,
Slow to anger, abounding in lovingkindness
And relenting of evil.
14 Who knows whether He will not turn and relent
And leave a blessing behind Him,
Even a grain offering and a drink offering
For the LORD your God?
15 Blow a trumpet in Zion,
Consecrate a fast, proclaim a solemn assembly,
16 Gather the people, sanctify the congregation,
Assemble the elders,
Gather the children and the nursing infants.
Let the bridegroom come out of his room
And the bride out of her bridal chamber.
17 Let the priests, the LORD’S ministers,
Weep between the porch and the altar,
And let them say, “Spare Your people, O LORD,
And do not make Your inheritance a reproach,
A byword among the nations.
Why should they among the peoples say,
‘Where is their God?’”
18 Then the LORDg Or was zealouswill be zealous for His land
Andh Or had pitywill have pity on His people.
Свернуть
На пророков нередко смотрят, как на предсказателей будущего, иногда радостного, чаще печального и страшного...  Читать далее

На пророков нередко смотрят, как на предсказателей будущего, иногда радостного, чаще печального и страшного. Но так ли это на самом деле? Можно ли вообще предсказать будущее? Ответ, казалось бы, прост: у Бога есть Свой план, который Он, безусловно, осуществит, ведь Он Бог, а мы люди. Стало быть, и будущее можно предсказать, если Бог откроет его пророку: ведь у Бога всё уже должно быть распланировано.

Но вот что интересно: библейский язык не знает слов, которые бы можно было перевести как «рок», «фатум», «судьба». Есть, конечно, замысел Бога относительно каждого человека и каждого народа, но есть и свобода выбора, идёт ли речь об отдельном человеке или о народе. Бывает, что пророк говорит о неизбежном и близком бедствии, но почти никогда не бывает такого, чтобы о бедствии этом пророк говорил, как о чём-то неизбежном.

Такая непредопределённость будущих событий иногда даже может показаться ошибкой пророка. Вот, например, Исайя Иерусалимский, предсказывающий близкую гибель своей страны от рук ассирийцев. Что это, ошибка? Ведь Иудея тогда устояла! Впрочем, и сам Исайя тоже, уже в дни осады, предсказал, что ассирийцы уйдут от стен Иерусалима не солоно хлебавши. Так в конце концов и случилось.

Что же: планы Божии могут меняться? Как видно, да, могут. И зависит это не от Бога, а от людей, от их выбора и от их решимости. Богу не надо, чтобы люди умирали из-за своих грехов, Он этого не хочет и не хотел никогда. Если люди погибают из-за своих грехов, то лишь потому, что грех совершенно реально отделяет человека от Бога, не давая Ему возможности вмешаться.

Бог, конечно, сильнее человека, но Он слишком уважает человеческую свободу, чтобы входить в жизнь того или тех, кто Его не хочет и не ждёт. Катастрофа (личная или общенациональная) становится в таком случае следствием того, что Бог не может вмешаться. Но если всё же Его позовут, Он готов вмешаться в ситуацию в любой момент, даже тогда, когда, как может показаться, уже поздно. Он ведь не хочет ничьей гибели и готов использовать любую возможность, чтобы спасти как можно больше людей, не взирая на то, что многие из них до своего к Нему обращения сделали всё для того, чтобы спасти их было как можно сложнее.

Свернуть
 
На Joe 2:12-18
12 “Yet even now,” declares the LORD,
“Return to Me with all your heart,
And with fasting, weeping and mourning;
13 And rend your heart and not your garments.”
Now return to the LORD your God,
For He is gracious and compassionate,
Slow to anger, abounding in lovingkindness
And relenting of evil.
14 Who knows whether He will not turn and relent
And leave a blessing behind Him,
Even a grain offering and a drink offering
For the LORD your God?
15 Blow a trumpet in Zion,
Consecrate a fast, proclaim a solemn assembly,
16 Gather the people, sanctify the congregation,
Assemble the elders,
Gather the children and the nursing infants.
Let the bridegroom come out of his room
And the bride out of her bridal chamber.
17 Let the priests, the LORD’S ministers,
Weep between the porch and the altar,
And let them say, “Spare Your people, O LORD,
And do not make Your inheritance a reproach,
A byword among the nations.
Why should they among the peoples say,
‘Where is their God?’”
18 Then the LORDg Or was zealouswill be zealous for His land
Andh Or had pitywill have pity on His people.
Свернуть
Сегодня начинается Великий Пост. Тексты, которые мы читаем, говорят о самом важном в это время, но как далеко все это от наших представлений о посте...  Читать далее

Сегодня начинается Великий Пост. Тексты, которые мы читаем, говорят о самом важном в это время, но как далеко все это от наших представлений о посте. То, что пророк Иоиль называет «раздиранием сердца», для нас всегда означает печаль и слезы. Господь же дает нам Свой, на первый взгляд, парадоксальный ответ, полностью переворачивающий картину. Очищение – это радость, возврат к Нему может и должен быть для нас праздником, пост – время воссоединения Творца и творения. «Постное лицо»  — выдумка человека для оправдания своей лени и утешения своего тщеславия. Господь же призывает нас содрать с сердца корку греха, чтоб вышла вся грязь. И тогда наши лица засияют радостью Великого Поста.

Свернуть
 
На Joe 2:12-13
12 “Yet even now,” declares the LORD,
“Return to Me with all your heart,
And with fasting, weeping and mourning;
13 And rend your heart and not your garments.”
Now return to the LORD your God,
For He is gracious and compassionate,
Slow to anger, abounding in lovingkindness
And relenting of evil.
Свернуть
Изначальный смысл поста — траур, будь то траур личный (связанный, например, со смертью кого-то из близких) или траур общественный (к примеру, по случаю какого-то общенационального бедствия). Неудивительно, что в день общенационального траура на улицах...  Читать далее

Изначальный смысл поста — траур, будь то траур личный (связанный, например, со смертью кого-то из близких) или траур общественный (к примеру, по случаю какого-то общенационального бедствия). Неудивительно, что в день общенационального траура на улицах Иерусалима можно было видеть людей, публично выражавших своё горе: на Востоке такая практика и сегодня распространена довольно широко. И один из жестов, выражающих горе — разорванная верхняя одежда. А Бог, между тем, говорит: разрывайте не одежды, а сердца. Не надо внешних знаков, важнее обращение и раскаяние. Почему же так? Разве горе, искренне, пускай и публично (как было принято в те времена среди евреев) выражаемое, не является знаком раскаяния? Как видно, не всегда. Горе, конечно, заставляет задуматься, а иногда и переоценить что-то в своей личной или общественной жизни. Но не всегда: оно может вызвать и безысходную печаль, и ненависть к жизни, и желание отомстить тому, кого считаешь виновником случившегося. А внешние (особенно публичные) проявления горя эти чувства лишь распаляют, нередко мешая тем духовным процессам, которые действительно могли бы помочь. Помочь же может, очевидно, трезвая оценка того, что произошло, раскаяние в совершённых грехах и обращение к Богу с просьбой о помощи. И пророк предлагает народу именно такой путь, путь не эмоциональных всплесков, а серьёзной духовной работы, которая поможет принять правильные решения и найти выход из ситуации, которая может показаться совершенно безнадёжной.

Свернуть
 
На Joe 2:13
13 And rend your heart and not your garments.”
Now return to the LORD your God,
For He is gracious and compassionate,
Slow to anger, abounding in lovingkindness
And relenting of evil.
Свернуть
В жизни нашей постоянно случаются всякие неприятности, с большинством из них мы как-то справляемся, но бывает и что-то такое, с чем мы справиться не можем. Тогда мы говорим: «беда, бедствие». И оттого, что ни мы ничего поделать не можем, ни другой кто-то помочь, мы впадаем в отчаяние  Читать далее

В жизни нашей постоянно случаются всякие неприятности, с большинством из них мы как-то справляемся, но бывает и что-то такое, с чем мы справиться не можем. Тогда мы говорим: «беда, бедствие». И оттого, что ни мы ничего поделать не можем, ни другой кто-то помочь, мы впадаем в отчаяние. Есть разные способы выразить это свое отчаяние, в древнем Израиле люди в знак предельного горя раздирали на себе одежды. Вот об этом и говорит пророк Иоиль: «Не надо раздирать одежды, потому что нет безвыходных ситуаций, если есть Господь». Поняв, что мы в тупике, надо срочно обращаться к Тому, Кто благ и милосерд, и Тот по всеведению и всемогуществу Своему усмотрит выход.

Но есть здесь и еще одна мысль. А почему мы оказались в беде? Да потому, что закрылись от Бога, заскорузли в самости своей, отчего покрылись коркой сердца наши. И пророк говорит: «Раздирайте сердца ваши», — то есть разрушьте окамененность ваших сердец, откройтесь к другим, выйдите из тюрьмы своего «я» к живым отношениям с Богом и людьми — и с вами перестанут происходить бедствия. Неприятности и страдания будут, но они уже не будут бедствиями.

Свернуть
 
На Joe 3:12-21
12 Let the nations be aroused
And come up to the valley ofg I.e. YHWH judgesJehoshaphat,
For there I will sit to judge
All the surrounding nations.
13 Put in the sickle, for the harvest is ripe.
Come, tread, for the wine press is full;
The vats overflow, for their wickedness is great.
14 Multitudes, multitudes in the valley ofh I.e. God’s verdictdecision!
For the day of the LORD is near in the valley ofi I.e. God’s verdictdecision.
15 The sun and moon grow dark
And the stars lose their brightness.
16 The LORD roars from Zion
And utters His voice from Jerusalem,
And the heavens and the earth tremble.
But the LORD is a refuge for His people
And a stronghold to the sons of Israel.
17 Then you will know that I am the LORD your God,
Dwelling in Zion, My holy mountain.
So Jerusalem will be holy,
And strangers will pass through it no more.
18 And in that day
The mountains will drip withj Lit freshly pressed out grape juicesweet wine,
And the hills will flow with milk,
And all the brooks of Judah will flow with water;
And a spring will go out from the house of the LORD
To water the valley ofk Or acaciasShittim.
19 Egypt will become a waste,
And Edom will become a desolate wilderness,
Because of the violencel Lit of the sonsdone to the sons of Judah,
In whose land they have shed innocent blood.
20 But Judah will be inhabited forever
And Jerusalem for all generations.
21 And I will avenge their blood which I have not avenged,
For the LORD dwells in Zion.
Свернуть
Многие пророки напоминали народу Божию о Суде, Иоиль здесь не исключение. Но каждый из них говорил о нём по-своему, с той точки зрения...  Читать далее

Многие пророки напоминали народу Божию о Суде, Иоиль здесь не исключение. Но каждый из них говорил о нём по-своему, с той точки зрения, с которой Бог давал ему увидеть это событие. Для Иоиля в центре оказывается Суд, как эсхатологическая точка, точка разрыва истории, в которой прерывается обычный ход событий, и Бог, прежде как бы скрывавшийся за его завесой, становится видимым, полагая начало царству Божию, которое, собственно, и предполагает, что больше Он не будет скрываться, и Его присутствие отныне будет прямо и непосредственно определять ход вещей. А для человека этот момент становится моментом Суда. И не потому, что Бог больше не хочет ждать и требует человека к ответу, а потому, что встреча с Богом лицом к лицу для человека — всегда Суд. Но этот Суд особенный, последний. Прежде, пока история не закончилась, можно было ещё надеяться, что Бог, как милосердный Судья, даст человеку ещё один шанс, возможность начать всё заново, сделать ещё одну попытку. А теперь на новые попытки времени уже не осталось. И не потому, что Бог больше не хочет ждать, а потому, что ждать, как видно, больше нечего: каждый уже сделал свой окончательный выбор. Настало время пожинать плоды этого выбора.

Свернуть
 
На Joe 3:12-21
12 Let the nations be aroused
And come up to the valley ofg I.e. YHWH judgesJehoshaphat,
For there I will sit to judge
All the surrounding nations.
13 Put in the sickle, for the harvest is ripe.
Come, tread, for the wine press is full;
The vats overflow, for their wickedness is great.
14 Multitudes, multitudes in the valley ofh I.e. God’s verdictdecision!
For the day of the LORD is near in the valley ofi I.e. God’s verdictdecision.
15 The sun and moon grow dark
And the stars lose their brightness.
16 The LORD roars from Zion
And utters His voice from Jerusalem,
And the heavens and the earth tremble.
But the LORD is a refuge for His people
And a stronghold to the sons of Israel.
17 Then you will know that I am the LORD your God,
Dwelling in Zion, My holy mountain.
So Jerusalem will be holy,
And strangers will pass through it no more.
18 And in that day
The mountains will drip withj Lit freshly pressed out grape juicesweet wine,
And the hills will flow with milk,
And all the brooks of Judah will flow with water;
And a spring will go out from the house of the LORD
To water the valley ofk Or acaciasShittim.
19 Egypt will become a waste,
And Edom will become a desolate wilderness,
Because of the violencel Lit of the sonsdone to the sons of Judah,
In whose land they have shed innocent blood.
20 But Judah will be inhabited forever
And Jerusalem for all generations.
21 And I will avenge their blood which I have not avenged,
For the LORD dwells in Zion.
Свернуть
Суд Господа завершится установлением справедливости, но сразу трудно понять: для кого Он установит справедливость...  Читать далее

Суд Господа завершится установлением справедливости, но сразу трудно понять: для кого Он установит справедливость, неужели для одних сынов Иуды и Израиля? Для чего придут в долину суда другие народы, неужели для осуждения?

Но нам уже известны пророческие слова о сынах и дочерях разных народов, которые придут к Богу Израилеву. Упорствующие в своих грехах пожнут их плоды, как уже не раз их пожинали обличаемые пророками иудейские грешники. Те же, кто, покаявшись, оставит прежний образ жизни, станут неотъемлемой частью народа Божия, и значит, больше не будут иноплеменниками, недостойными пройти через Иерусалим, снова ставший неосквернённой святыней.

Свернуть
 
На Joe 3:12-21
12 Let the nations be aroused
And come up to the valley ofg I.e. YHWH judgesJehoshaphat,
For there I will sit to judge
All the surrounding nations.
13 Put in the sickle, for the harvest is ripe.
Come, tread, for the wine press is full;
The vats overflow, for their wickedness is great.
14 Multitudes, multitudes in the valley ofh I.e. God’s verdictdecision!
For the day of the LORD is near in the valley ofi I.e. God’s verdictdecision.
15 The sun and moon grow dark
And the stars lose their brightness.
16 The LORD roars from Zion
And utters His voice from Jerusalem,
And the heavens and the earth tremble.
But the LORD is a refuge for His people
And a stronghold to the sons of Israel.
17 Then you will know that I am the LORD your God,
Dwelling in Zion, My holy mountain.
So Jerusalem will be holy,
And strangers will pass through it no more.
18 And in that day
The mountains will drip withj Lit freshly pressed out grape juicesweet wine,
And the hills will flow with milk,
And all the brooks of Judah will flow with water;
And a spring will go out from the house of the LORD
To water the valley ofk Or acaciasShittim.
19 Egypt will become a waste,
And Edom will become a desolate wilderness,
Because of the violencel Lit of the sonsdone to the sons of Judah,
In whose land they have shed innocent blood.
20 But Judah will be inhabited forever
And Jerusalem for all generations.
21 And I will avenge their blood which I have not avenged,
For the LORD dwells in Zion.
Свернуть
Одна девочка лет семи, ходила в воскресную школу. Она слушала рассказы о том, как отвергли Иисуса, как Его не узнали и убили. Она плакала и не спала несколько дней, а потом...  Читать далее

Одна девочка лет семи, ходила в воскресную школу. Она слушала рассказы о том, как отвергли Иисуса, как Его не узнали и убили. Она плакала и не спала несколько дней, а потом решилась задать вопрос учительнице, которая вела занятия. «Скажите, - спросила девочка, — что же мы будем делать, когда Он придет второй раз, а мы опять Его не узнаем? Вдруг мы опять Его пропустим?» «Что ты, — ответила учительница, — второй раз этого нельзя будет не заметить. Он же придет в славе». Девочка была так рада. Когда она выросла, то говорила, что, чем дольше живет, чем больше встречает людей, которые не видят, когда горы капают вином, холмы текут молоком, когда пустыни превращаются в потоки вод. Ее даже не удивило, если бы нашлись люди, не заметившие, что солнце и луна померкли, что нет больше звезд. Тогда она поняла для себя, что только этих знаков человеку недостаточно, что ради сохранения своих заблуждений, ради не признания своих ошибок человек сможет отказаться от любых фактов. И с тех пор основным ее занятием стала евангелизация. «Жатвы ведь так много», — говорит она теперь.

Свернуть
 
На Joe 3:12-21
12 Let the nations be aroused
And come up to the valley ofg I.e. YHWH judgesJehoshaphat,
For there I will sit to judge
All the surrounding nations.
13 Put in the sickle, for the harvest is ripe.
Come, tread, for the wine press is full;
The vats overflow, for their wickedness is great.
14 Multitudes, multitudes in the valley ofh I.e. God’s verdictdecision!
For the day of the LORD is near in the valley ofi I.e. God’s verdictdecision.
15 The sun and moon grow dark
And the stars lose their brightness.
16 The LORD roars from Zion
And utters His voice from Jerusalem,
And the heavens and the earth tremble.
But the LORD is a refuge for His people
And a stronghold to the sons of Israel.
17 Then you will know that I am the LORD your God,
Dwelling in Zion, My holy mountain.
So Jerusalem will be holy,
And strangers will pass through it no more.
18 And in that day
The mountains will drip withj Lit freshly pressed out grape juicesweet wine,
And the hills will flow with milk,
And all the brooks of Judah will flow with water;
And a spring will go out from the house of the LORD
To water the valley ofk Or acaciasShittim.
19 Egypt will become a waste,
And Edom will become a desolate wilderness,
Because of the violencel Lit of the sonsdone to the sons of Judah,
In whose land they have shed innocent blood.
20 But Judah will be inhabited forever
And Jerusalem for all generations.
21 And I will avenge their blood which I have not avenged,
For the LORD dwells in Zion.
Свернуть
«Радость о Господе спасает». Но ведь именно об этом помнить призывает нас сегодня пророк Иоиль. Да, он говорит о «посте, плаче и рыдании». Но ради чего? Почему...  Читать далее

Отец Александр Шмеман пишет в своих «Дневниках» (12 октября 1976г., с.297): «Начало «ложной религии» — неумение радоваться, вернее отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться. И только по отношению к ней – правильны, подлинны, плодотворны и страх Божий, и раскаяние, и смирение. Вне этой радости они легко становятся «демоническими», извращением на глубине самого религиозного опыта. Религия страха. Религия псевдосмирения. Религия вины: все это соблазны, все это «прелесть». <...> Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает». Но ведь именно об этом помнить призывает нас сегодня пророк Иоиль. Да, он говорит о «посте, плаче и рыдании». Но ради чего? Почему такой великий человек как Феофан Затворник в слове на сегодняшний день не хочет видеть тех слов, что идут за этими столь трагическими? Что заставляет его прервать свои размышления на подобной безнадежной ноте: «Священники не перестают взывать: «пощади Господи»! Но от Господа верно исходит грозный ответ: «не пощажу, ибо нет ищущих пощады». Все спиною стоят к Господу, отвратились от Него и забыли Его». Все это правда, но не вся, не вся правда. Да мир растлился, мы видим это своими глазами, но если позволять себе останавливаться на столь душераздирающих нотах, то вся наша вера будет неврастенией. А она и есть неврастения для большинства верующих и 90% из них должны быть направлены к психиатрам – увы. Но ведь стоит лишь услышать то хотя бы, что говорит пророк сегодня: «И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком», – и сразу вспомнить, что отвечает Апостол: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1). Потому что нам могут сказать, что пророк лишь обещает нам, что это когда-то там будет и что исполнение обещания затягивается. Но вот именно осуществление ожидаемого есть наша вера. Это мы должны обязательно помнить и как-то видеть и делать в своей жизни.

Свернуть
 
На Joe 3:12-21
12 Let the nations be aroused
And come up to the valley ofg I.e. YHWH judgesJehoshaphat,
For there I will sit to judge
All the surrounding nations.
13 Put in the sickle, for the harvest is ripe.
Come, tread, for the wine press is full;
The vats overflow, for their wickedness is great.
14 Multitudes, multitudes in the valley ofh I.e. God’s verdictdecision!
For the day of the LORD is near in the valley ofi I.e. God’s verdictdecision.
15 The sun and moon grow dark
And the stars lose their brightness.
16 The LORD roars from Zion
And utters His voice from Jerusalem,
And the heavens and the earth tremble.
But the LORD is a refuge for His people
And a stronghold to the sons of Israel.
17 Then you will know that I am the LORD your God,
Dwelling in Zion, My holy mountain.
So Jerusalem will be holy,
And strangers will pass through it no more.
18 And in that day
The mountains will drip withj Lit freshly pressed out grape juicesweet wine,
And the hills will flow with milk,
And all the brooks of Judah will flow with water;
And a spring will go out from the house of the LORD
To water the valley ofk Or acaciasShittim.
19 Egypt will become a waste,
And Edom will become a desolate wilderness,
Because of the violencel Lit of the sonsdone to the sons of Judah,
In whose land they have shed innocent blood.
20 But Judah will be inhabited forever
And Jerusalem for all generations.
21 And I will avenge their blood which I have not avenged,
For the LORD dwells in Zion.
Свернуть
Когда пророк Иоиль в заключительной части своей книги говорит о близости Дня Господня, слова его звучат по меньшей мере за 4 века до первого пришествия Господа Иисуса Христа...  Читать далее

Когда пророк Иоиль в заключительной части своей книги говорит о близости Дня Господня, слова его звучат по меньшей мере за 4 века до первого пришествия Господа Иисуса Христа и, тем более, очень задолго до второго Его пришествия. И, тем не менее, пророк ощущает этот День как очень близкий, в первую очередь потому, что сами дела людей взывают к Богу. Основания мира колеблются в трепете, потому что мир, поврежденный нашей злобой, беззащитен перед огнем Святости Божьей. В наше время мы, напротив, предпочитаем думать, что время Суда Божьего еще далеко, и люди, разделяющие ощущения пророка, кажутся нам несколько неадекватными. Трудно сказать, хорошо это или плохо... Скорее всего, это свидетельствует о том, что мы просто не разделяем ужаса от того, что мы собой представляем.

Однако не грядущие бедствия и опустошение Судного Дня свидетельствуют нам о Боге, и это основная мысль заключительных стихов книги. Пророк говорит о том, что по благословению Божьему, по спасению народа Завета, по очистительному действию Творца люди узнают Господа. Все, исполненное злобы, прекратится в мире, а спасенные люди Завета будут жить вечно — вот в чем познается нами благость Божья. И в этом свидетельстве видит пророк весь смысл пришествия Бога.

Свернуть
 
На Joe 3:16
16 The LORD roars from Zion
And utters His voice from Jerusalem,
And the heavens and the earth tremble.
But the LORD is a refuge for His people
And a stronghold to the sons of Israel.
Свернуть
Так что же такое суд Божий? Кара, обрушивающаяся с небес, от которой Богу приходится защищать Свой народ, или всё же именно суд в привычном нам понимании, когда дело каждого рассматривает бесконечно...  Читать далее

Так что же такое суд Божий? Кара, обрушивающаяся с небес, от которой Богу приходится защищать Свой народ, или всё же именно суд в привычном нам понимании, когда дело каждого рассматривает бесконечно мудрый и бесконечно милосердный Судья, от Которого не укроется ничто? Проще всего, наверное, было бы сказать, что эти два представления о Суде исторически сменяют друг друга, что образ Бога, карающего грешников без разбора, сменяется образом такого мудрого и милосердного Судьи. Но вся ли это правда? Не будем говорить о том, что Бог, гремящий громами и молниями на греховное человечество, не так уж чужд и религиям, выросшим на христианской почве. Речь о другом: образ Суда двоится иногда и в самой Библии, и вряд ли стоит списывать это двоение на одну лишь историю. А может быть, всё дело в том, что считать судом? Для нас сегодня суд предполагает оценку человека или его поступка, данную судьёй, который в силу тех или иных причин имеет на это право. И на суд Божий мы нередко смотрим примерно так же, с поправкой на всеведение и милосердие Судящего. А для пророков, например, судом становилась уже сама встреча с Богом лицом к лицу, и осуждал тут человека уже не Бог, а его собственный грех. В самом деле, что может пережить человек, встретивший Бога и отвергший Его любовь, милосердие и водительство? Что ему остаётся? Очевидно, лишь одно: сила Божия. Ведь и любовь, и милосердие, и водительство принимаются добровольно, в них воля Божия проявляет себя сообразно человеческой природе, снисходя к её слабости и ограниченности. Если же добровольного принятия нет, остаётся лишь сила: ведь Бог не исчезнет из мира лишь потому, что Его присутствие в нём кому-то не нравится, а потому этот кто-то увидит не лик Божий, обращённый к человеку, а силу Божию, человеку не предназначенную. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Свернуть
 
На Joe 3:18
18 And in that day
The mountains will drip withj Lit freshly pressed out grape juicesweet wine,
And the hills will flow with milk,
And all the brooks of Judah will flow with water;
And a spring will go out from the house of the LORD
To water the valley ofk Or acaciasShittim.
Свернуть
Иногда в пророческой проповеди бывает нелегко провести границу между собственно проповедью и пророческим видением. Во многом это объясняется тем, что в таких видениях реальность нашего мира часто соседствует с реальностью мира духовного. Здесь нет ничего...  Читать далее

Иногда в пророческой проповеди бывает нелегко провести границу между собственно проповедью и пророческим видением. Во многом это объясняется тем, что в таких видениях реальность нашего мира часто соседствует с реальностью мира духовного. Здесь нет ничего удивительного: ведь и Бог сотворил мир таким, чтобы в нём не было резкой границы между духовным и природным, при всём их различии. Такая граница — следствие серьёзной повреждённости мироздания, причиной которой стало, между прочим, и грехопадение тоже. Но пророкам в их видениях мир нередко открывается таким, каким Бог его задумал изначально и каким, по-видимому, он станет вновь после полного преображения. Такой и видит Иоиль Иудею. С одной стороны, перед нами всё та же хорошо знакомая земля, с её горами, по которым весной струятся потоки талой воды, оливковыми рощами, виноградниками, стадами, пасущимися в долинах. А с другой — текущая из-под фундамента Иерусалимского Храма река живой воды: она уже в допленный период стала символом мессианского Царства и той новой жизни, которую обретёт каждый, к этому Царству причастный. Так что же это: ещё земля или уже небо? Наверное, и то, и другое. А с другой стороны, не совсем то и не совсем другое. И небо, и земля уже не совсем такие, как раньше. Быть может, это те самые новое небо и новая земля, о которых говорит нам Книга Откровения. Царство, приоткрывшееся пророку, о котором он свидетельствует нам. То самое, вход в которое открывает нам посланный Богом для нашего спасения Мессия.

Свернуть
 
На Joe 2:18-32
18 Then the LORDg Or was zealouswill be zealous for His land
Andh Or had pitywill have pity on His people.
19 The LORDi Or answered and saidwill answer and say to His people,
“Behold, I am going to send you grain, new wine and oil,
And you will be satisfied in full withj Lit itthem;
And I will never again make you a reproach among the nations.
20 “But I will remove the northern army far from you,
And I will drive it into a parched and desolate land,
And its vanguard into the eastern sea,
And its rear guard into the western sea.
And its stench will arise and its foul smell will come up,
For it has done great things.”
21 Do not fear, O land, rejoice and be glad,
For the LORD has done great things.
22 Do not fear, beasts of the field,
For the pastures of the wilderness have turned green,
For the tree has borne its fruit,
The fig tree and the vine have yieldedk Lit their wealthin full.
23 So rejoice, O sons of Zion,
And be glad in the LORD your God;
For He has given youl I.e. autumn; or possibly the teacher for righteousnessthe early rain for your vindication.
And He has poured down for you the rain,
Them I.e. autumnearly andn I.e. springlatter raino So with ancient versions; Heb in the firstas before.
24 The threshing floors will be full of grain,
And the vats will overflow with the new wine and oil.
25 “Then I will make up to you for the years
That the swarming locust has eaten,
The creeping locust, the stripping locust and the gnawing locust,
My great army which I sent among you.
26 “You will have plenty to eat and be satisfied
And praise the name of the LORD your God,
Who has dealt wondrously with you;
Then My people will never be put to shame.
27 “Thus you will know that I am in the midst of Israel,
And that I am the LORD your God,
And there is no other;
And My people will never be put to shame.
28 “p Ch 3:1 in HebIt will come about after this
That I will pour out My Spirit on allq Lit fleshmankind;
And your sons and daughters will prophesy,
Your old men will dream dreams,
Your young men will see visions.
29 “Even on the male and female servants
I will pour out My Spirit in those days.
30 “I will display wonders in the sky and on the earth,
Blood, fire and columns of smoke.
31 “The sun will be turned into darkness
And the moon into blood
Before the great and awesome day of the LORD comes.
32 “And it will come about that whoever calls on the name of the LORD
Will be delivered;
For on Mount Zion and in Jerusalem
There will be those who escape,
As the LORD has said,
Even among the survivors whom the LORD calls.
Свернуть
То, что после перенесённых людьми испытаний Господь продолжает о них заботиться, нас не удивляет, Библия...  Читать далее

То, что после перенесённых людьми испытаний Господь продолжает о них заботиться, нас не удивляет, Библия постоянно напоминает о Его милосердии. Мы также знаем, что образы изобилия земных плодов часто символизируют не только материальное благополучие, но и духовные дары Господа Своим верным, поэтому нет ничего неожиданного, что за обещанием сытости следует пророчество об излиянии Духа.

Обратим внимание на то, что перед Духом, посланным Богом, все будут равны, Дух даст дары всем, способным Его воспринять, независимо от возраста или социального положения. Мало того, спасение возвещено всякому призывающему имя Господа, то есть обращающемуся к Нему, не только Тем, кто был рождён среди определённого народа или же приближен к храмовой иерархической структуре. Спасение оказывается таким доступным! И так часто отвергаемым...

Свернуть
 
На Joe 2:18-32
18 Then the LORDg Or was zealouswill be zealous for His land
Andh Or had pitywill have pity on His people.
19 The LORDi Or answered and saidwill answer and say to His people,
“Behold, I am going to send you grain, new wine and oil,
And you will be satisfied in full withj Lit itthem;
And I will never again make you a reproach among the nations.
20 “But I will remove the northern army far from you,
And I will drive it into a parched and desolate land,
And its vanguard into the eastern sea,
And its rear guard into the western sea.
And its stench will arise and its foul smell will come up,
For it has done great things.”
21 Do not fear, O land, rejoice and be glad,
For the LORD has done great things.
22 Do not fear, beasts of the field,
For the pastures of the wilderness have turned green,
For the tree has borne its fruit,
The fig tree and the vine have yieldedk Lit their wealthin full.
23 So rejoice, O sons of Zion,
And be glad in the LORD your God;
For He has given youl I.e. autumn; or possibly the teacher for righteousnessthe early rain for your vindication.
And He has poured down for you the rain,
Them I.e. autumnearly andn I.e. springlatter raino So with ancient versions; Heb in the firstas before.
24 The threshing floors will be full of grain,
And the vats will overflow with the new wine and oil.
25 “Then I will make up to you for the years
That the swarming locust has eaten,
The creeping locust, the stripping locust and the gnawing locust,
My great army which I sent among you.
26 “You will have plenty to eat and be satisfied
And praise the name of the LORD your God,
Who has dealt wondrously with you;
Then My people will never be put to shame.
27 “Thus you will know that I am in the midst of Israel,
And that I am the LORD your God,
And there is no other;
And My people will never be put to shame.
28 “p Ch 3:1 in HebIt will come about after this
That I will pour out My Spirit on allq Lit fleshmankind;
And your sons and daughters will prophesy,
Your old men will dream dreams,
Your young men will see visions.
29 “Even on the male and female servants
I will pour out My Spirit in those days.
30 “I will display wonders in the sky and on the earth,
Blood, fire and columns of smoke.
31 “The sun will be turned into darkness
And the moon into blood
Before the great and awesome day of the LORD comes.
32 “And it will come about that whoever calls on the name of the LORD
Will be delivered;
For on Mount Zion and in Jerusalem
There will be those who escape,
As the LORD has said,
Even among the survivors whom the LORD calls.
Свернуть
По слову пророка Иоиля единственное, что может избавить людей от неминуемой гибели в День Господень, великий и...  Читать далее

По слову пророка Иоиля единственное, что может избавить людей от неминуемой гибели в День Господень, великий и страшный, — искреннее обращение сердца к Богу. «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» — взывает пророк к людям. Именно продолжением этих слов является возвещаемое им в 18-м стихе обетование: «и тогда возревнует Господь о земле Своей и пощадит народ Свой. И ответит Господь...». Пророчество Иоиля, как и написанная приблизительно в то же время книга Иова, говорит о том, что Бог отвечает на искреннее обращение к Нему сердца, которое подлинно страдает и в котором поэтому нет надуманности и лукавства. И этот ответ Бога сам по себе становится для людей изобильным излиянием жизни, переполняющим мир.

Ответ Божий на обращение людей, о котором пророчествует Иоиль, не укладывается в рамки богословского дискурса. Бог отвечает, но при этом суть даже не в том, что Он говорит, а в том, что самый факт ответа Бога несет людям жизнь. Так Иову, повесть о котором отражает дух эпохи не меньше книги Иоиля, Бог вообще обращает упрек: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла», — но именно в этих словах Иов обретает жизнь и утешение, и все его мучительные вопросы исчезают. Точно так же Иоиль говорит, что если мы воззовем к Богу от всего сердца, то Бог ответит, и этот ответ изменит все. Пророк описывает этот дар по контрасту с опустошительным нашествием саранчи: хлеб и вино и елей даруются в избытке, враги исчезают, пастбища произрастят траву и дерево принесет плод.

Дождь ранний и дождь поздний, обеспечивающие ежегодный урожай, дарует Бог Своим ответом на человеческое обращение, и Он воздает людям за всякое страдание и утоляет всякий прежний голод. Во всем этом людям явлено будет величие и слава Бога, и потому пророк говорит от Лица Его: «И узнаете, что Я посреди Израиля и Я — Господь Бог ваш». Но и не в этом видит пророк великий дар Божьего ответа. Утоление скорби лишь сопутствует ему, как видимый знак более глубоких явлений.

Бог отвечает на обращение, и в этом ответе в открытое Богу сердце человека изливается Дух Его. Свт. Феофан Начертанный († после 843) в каноне на День Святого Духа называет Его «Источник жизни, Кому мы верим, струя благости, Душе Божий Святый». Вот о чем возвещает нам Иоиль: Сам Источник жизни входит в обратившееся к Нему сердце, измученное страшным владычеством смерти. Мир преображается, переживая страшную катастрофу, солнце превращается во тьму и луна — в кровь, но всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Для Иоиля неразрывно связаны между собой два слова, призыв и обетование: «Раздирайте сердца ваши...» и «Излию от Духа Моего на всякую плоть...». Пророк видит, что обращение к Богу и Его ответ избавляют людей от общей судьбы тленной материи, делают их причастными Божественному бытию. Таким образом, пророчество Иоиля говорит не только о совершившемся в день Пятидесятницы излиянии Духа, но и о том, что Отцы Церкви называли обожением человека. И этот дар спасения, как всякий дар Божий, бесконечно превосходит всякую меру, доступную нашему пониманию и объяснению. Поэтому пророк говорит о том, что спасение даруется не только Сиону и Иерусалиму, но и остальным, которых тоже призовет Господь.

Свернуть
 
На Joe 2:1-17
1 Blow a trumpet in Zion,
And sound an alarm on My holy mountain!
Let all the inhabitants of the land tremble,
For the day of the LORD is coming;
Surely it is near,
2 A day of darkness and gloom,
A day of clouds and thick darkness.
As the dawn is spread over the mountains,
So there is a great and mighty people;
There has never been anything like it,
Nor will there be again after it
To the years of many generations.
3 A fire consumes before them
And behind them a flame burns.
The land is like the garden of Eden before them
But a desolate wilderness behind them,
And nothing at all escapes them.
4 Their appearance is like the appearance of horses;
And like war horses, so they run.
5 a Lit Like the noise of chariotsWith a noise as of chariots
They leap on the tops of the mountains,
Like theb Lit noisecrackling of a flame of fire consuming the stubble,
Like a mighty people arranged for battle.
6 Before them the people are in anguish;
All facesc Or become flushedturn pale.
7 They run like mighty men,
They climb the wall like soldiers;
And they each marchd Lit in his waysin line,
Nor do they deviate from their paths.
8 They do not crowd each other,
They march everyone in his path;
When theye Lit fallburst through thef Lit weapon, probably javelindefenses,
They do not break ranks.
9 They rush on the city,
They run on the wall;
They climb into the houses,
They enter through the windows like a thief.
10 Before them the earth quakes,
The heavens tremble,
The sun and the moon grow dark
And the stars lose their brightness.
11 The LORD utters His voice before His army;
Surely His camp is very great,
For strong is he who carries out His word.
The day of the LORD is indeed great and very awesome,
And who can endure it?
12 “Yet even now,” declares the LORD,
“Return to Me with all your heart,
And with fasting, weeping and mourning;
13 And rend your heart and not your garments.”
Now return to the LORD your God,
For He is gracious and compassionate,
Slow to anger, abounding in lovingkindness
And relenting of evil.
14 Who knows whether He will not turn and relent
And leave a blessing behind Him,
Even a grain offering and a drink offering
For the LORD your God?
15 Blow a trumpet in Zion,
Consecrate a fast, proclaim a solemn assembly,
16 Gather the people, sanctify the congregation,
Assemble the elders,
Gather the children and the nursing infants.
Let the bridegroom come out of his room
And the bride out of her bridal chamber.
17 Let the priests, the LORD’S ministers,
Weep between the porch and the altar,
And let them say, “Spare Your people, O LORD,
And do not make Your inheritance a reproach,
A byword among the nations.
Why should they among the peoples say,
‘Where is their God?’”
Свернуть
Почему днём Господним названо нашествие беспощадных неостановимых завоевателей? Разве Господь не благ, для чего...  Читать далее

Почему днём Господним названо нашествие беспощадных неостановимых завоевателей? Разве Господь не благ, для чего пророчество использует такое странное сравнение?

Это трудно понять, хотя нас и не удивляет, когда наступает воздаяние за зло, надеясь его избежать и прося о прощении, мы всё-таки понимаем, что заслуживаем наказания. Но вспомним, что помимо опасности открыто стать проводником зла, есть и опасность привыкания к добру, когда оно, как воздух, перестаёт замечаться и цениться, и тогда мы и от добра, и от его Подателя можем отдалиться, совершенно того не замечая.

И если мы усваиваем на Бога отстранённый взгляд, если мы мыслим Его далёким от нас, находящимся "где-то там на небе", то Он может дать нам возможность ощутить, что мир в Его руках, и что даже посреди всех ужасов Он рядом и не оставит нас во власти абсурда.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).