Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Суд 18:1-31

Поделиться
1 В те дни не было царя у Израиля; и в те дни колено Даново искало себе удела, где бы поселиться, потому что дотоле не выпало ему полного удела между коленами Израилевыми. 2 И послали сыны Дановы от племени своего пять человек, мужей сильных, из Цоры и Естаола, чтоб осмотреть землю и узнать ее, и сказали им: пойдите, узнайте землю. Они пришли на гору Ефремову к дому Михи и ночевали там. 3 Находясь у дома Михи, узнали они голос молодого левита и зашли туда и спрашивали его: кто тебя привел сюда? что ты здесь делаешь и зачем ты здесь? 4 Он сказал им: то и то сделал для меня Миха, нанял меня, и я у него священником. 5 Они сказали ему: вопроси Бога, чтобы знать нам, успешен ли будет путь наш, в который мы идем. 6 Священник сказал им: идите с миром; пред Господом путь ваш, в который вы идете.
7 И пошли те пять мужей, и пришли в Лаис, и увидели народ, который в нем, что он живет покойно, по обычаю Сидонян, тих и беспечен, и что не было в земле той, кто обижал бы в чем, или имел бы власть: от Сидонян они жили далеко, и ни с кем не было у них никакого дела. 8 И возвратились (оные пять человек) к братьям своим в Цору и Естаол, и сказали им братья их: с чем вы? 9 Они сказали: встанем и пойдем на них; мы видели землю, она весьма хороша; а вы задумались: не медлите пойти и взять в наследие ту землю; 10 когда пойдете вы, придете к народу беспечному, и земля та обширна; Бог предает ее в руки ваши; это такое место, где нет ни в чем недостатка, что получается от земли.
11 И отправились оттуда из колена Данова, из Цоры и Естаола, шестьсот мужей, препоясавшись воинским оружием. 12 Они пошли и стали станом в Кириаф-Иариме, в Иудее. Посему и называют то место станом Дановым до сего дня. Он позади Кириаф-Иарима. 13 Оттуда отправились они на гору Ефремову и пришли к дому Михи.
14 И сказали те пять мужей, которые ходили осматривать землю Лаис, братьям своим: знаете ли, что в одном из домов сих есть ефод, терафим, истукан и литый кумир? итак подумайте, что сделать. 15 И зашли туда, и вошли в дом молодого левита, в дом Михи, и приветствовали его. 16 А шестьсот человек из сынов Дановых, перепоясанные воинским оружием, стояли у ворот. 17 Пять же человек, ходивших осматривать землю, пошли, вошли туда, взяли истукан и ефод и терафим и литый кумир. Священник стоял у ворот с теми шестьюстами человек, препоясанных воинским оружием. 18 Когда они вошли в дом Михи и взяли истукан, ефод, терафим и литый кумир, священник сказал им: что вы делаете? 19 Они сказали ему: молчи, положи руку твою на уста твои и иди с нами и будь у нас отцом и священником; лучше ли тебе быть священником в доме одного человека, нежели быть священником в колене или в племени Израилевом? 20 Священник обрадовался, и взял ефод, терафим и истукан (и литый кумир), и пошел с народом.
21 Они обратились и пошли, и отпустили детей, скот и тяжести вперед. 22 Когда они удалились от дома Михи, (Миха и) жители домов соседних с домом Михи собрались и погнались за сынами Дана, 23 и кричали сынам Дана. (Сыны Дановы) оборотились и сказали Михе: что тебе, что ты так кричишь? 24 (Миха) сказал: вы взяли богов моих, которых я сделал, и священника, и ушли; чего еще более? как же вы говорите: "что тебе?" 25 Сыны Дановы сказали ему: молчи, чтобы мы не слышали голоса твоего; иначе некоторые из нас, рассердившись, нападут на вас, и ты погубишь себя и семейство твое. 26 И пошли сыны Дановы путем своим; Миха же, видя, что они сильнее его, пошел назад и возвратился в дом свой.
27 А (сыны Дановы) взяли то, что сделал Миха, и священника, который был у него, и пошли в Лаис, против народа спокойного и беспечного, и побили его мечом, а город сожгли огнем. 28 Некому было помочь, потому что он был отдален от Сидона и ни с кем не имел дела. (Город сей) находился в долине, что близ Беф-Рехова. И построили снова город и поселились в нем, 29 и нарекли имя городу: Дан, по имени отца своего Дана, сына Израилева; а прежде имя городу тому было: Лаис. 30 И поставили у себя сыны Дановы истукан; Ионафан же, сын Гирсона, сына Манассии, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня переселения жителей той земли; 31 и имели у себя истукан, сделанный Михою, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме.
Свернуть

Самопальное священнослужение не пошло впрок Михе, священник-наёмник предал его. Впрочем, и сыны Дановы, силой отнявшие «предметы культа», тоже ведут себя как язычники, их отношение к богослужению слишком напоминает идолопоклонство. В отношении сынов Дановых к Богу уже нет стремления узнать и исполнить Его волю, им подавай практическую выгоду.

Видимо, не случайно библейский повествователь отмечает, что жители завоёванных Даном мест были людьми спокойными и беспечными, война с ними не похожа на борьбу с грозными и опасными язычниками предыдущих дней. В этой войне сыны Дановы — обычные захватчики, не за правое дело они сражаются.

Попирая веру делами, на словах можно продолжать считать себя её поборниками, но реальность не будет ей соответствовать. Поклоняясь Единому Богу, само поклонение можно превратить в подобие языческого культа, но такое фальшивое благочестие, быть может, гораздо хуже откровенного язычества.

Другие мысли вслух

 
На Суд 18:1-31
1 В те дни не было царя у Израиля; и в те дни колено Даново искало себе удела, где бы поселиться, потому что дотоле не выпало ему полного удела между коленами Израилевыми. 2 И послали сыны Дановы от племени своего пять человек, мужей сильных, из Цоры и Естаола, чтоб осмотреть землю и узнать ее, и сказали им: пойдите, узнайте землю. Они пришли на гору Ефремову к дому Михи и ночевали там. 3 Находясь у дома Михи, узнали они голос молодого левита и зашли туда и спрашивали его: кто тебя привел сюда? что ты здесь делаешь и зачем ты здесь? 4 Он сказал им: то и то сделал для меня Миха, нанял меня, и я у него священником. 5 Они сказали ему: вопроси Бога, чтобы знать нам, успешен ли будет путь наш, в который мы идем. 6 Священник сказал им: идите с миром; пред Господом путь ваш, в который вы идете.
7 И пошли те пять мужей, и пришли в Лаис, и увидели народ, который в нем, что он живет покойно, по обычаю Сидонян, тих и беспечен, и что не было в земле той, кто обижал бы в чем, или имел бы власть: от Сидонян они жили далеко, и ни с кем не было у них никакого дела. 8 И возвратились (оные пять человек) к братьям своим в Цору и Естаол, и сказали им братья их: с чем вы? 9 Они сказали: встанем и пойдем на них; мы видели землю, она весьма хороша; а вы задумались: не медлите пойти и взять в наследие ту землю; 10 когда пойдете вы, придете к народу беспечному, и земля та обширна; Бог предает ее в руки ваши; это такое место, где нет ни в чем недостатка, что получается от земли.
11 И отправились оттуда из колена Данова, из Цоры и Естаола, шестьсот мужей, препоясавшись воинским оружием. 12 Они пошли и стали станом в Кириаф-Иариме, в Иудее. Посему и называют то место станом Дановым до сего дня. Он позади Кириаф-Иарима. 13 Оттуда отправились они на гору Ефремову и пришли к дому Михи.
14 И сказали те пять мужей, которые ходили осматривать землю Лаис, братьям своим: знаете ли, что в одном из домов сих есть ефод, терафим, истукан и литый кумир? итак подумайте, что сделать. 15 И зашли туда, и вошли в дом молодого левита, в дом Михи, и приветствовали его. 16 А шестьсот человек из сынов Дановых, перепоясанные воинским оружием, стояли у ворот. 17 Пять же человек, ходивших осматривать землю, пошли, вошли туда, взяли истукан и ефод и терафим и литый кумир. Священник стоял у ворот с теми шестьюстами человек, препоясанных воинским оружием. 18 Когда они вошли в дом Михи и взяли истукан, ефод, терафим и литый кумир, священник сказал им: что вы делаете? 19 Они сказали ему: молчи, положи руку твою на уста твои и иди с нами и будь у нас отцом и священником; лучше ли тебе быть священником в доме одного человека, нежели быть священником в колене или в племени Израилевом? 20 Священник обрадовался, и взял ефод, терафим и истукан (и литый кумир), и пошел с народом.
21 Они обратились и пошли, и отпустили детей, скот и тяжести вперед. 22 Когда они удалились от дома Михи, (Миха и) жители домов соседних с домом Михи собрались и погнались за сынами Дана, 23 и кричали сынам Дана. (Сыны Дановы) оборотились и сказали Михе: что тебе, что ты так кричишь? 24 (Миха) сказал: вы взяли богов моих, которых я сделал, и священника, и ушли; чего еще более? как же вы говорите: "что тебе?" 25 Сыны Дановы сказали ему: молчи, чтобы мы не слышали голоса твоего; иначе некоторые из нас, рассердившись, нападут на вас, и ты погубишь себя и семейство твое. 26 И пошли сыны Дановы путем своим; Миха же, видя, что они сильнее его, пошел назад и возвратился в дом свой.
27 А (сыны Дановы) взяли то, что сделал Миха, и священника, который был у него, и пошли в Лаис, против народа спокойного и беспечного, и побили его мечом, а город сожгли огнем. 28 Некому было помочь, потому что он был отдален от Сидона и ни с кем не имел дела. (Город сей) находился в долине, что близ Беф-Рехова. И построили снова город и поселились в нем, 29 и нарекли имя городу: Дан, по имени отца своего Дана, сына Израилева; а прежде имя городу тому было: Лаис. 30 И поставили у себя сыны Дановы истукан; Ионафан же, сын Гирсона, сына Манассии, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня переселения жителей той земли; 31 и имели у себя истукан, сделанный Михою, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме.
Свернуть
В заключительной части Книги Судей рефреном повторяется мысль о том, что в описываемые времена у Израиля не было царя и каждый делал то, что считал правильным...  Читать далее

В заключительной части Книги Судей рефреном повторяется мысль о том, что в описываемые времена у Израиля не было царя и каждый делал то, что считал правильным. Некоторые библеисты видят в этих словах своего рода апологию царской власти, которая в конце концов придёт в Израиле на смену теократии (тогда-то, собственно, и появится в Палестине первое еврейское государство — Древний Израиль), и такой взгляд можно считать вполне основательным: царская власть лучше анархии, а племенная усобица вполне могла привести народ к пониманию того, что надо избрать царя — хотя бы в целях самосохранения, чтобы не истребить дуг друга в бесконечных межплеменных войнах.

Да и внешняя ситуация в это время менялась, появившиеся в стране филистимляне очень скоро стали для евреев серьёзным и грозным противником, так, что наличие авторитетной власти, объединяющей все племена, стало абсолютно необходимым. Однако есть во всём описываемом и другая сторона. В прежние времена ведь народу хватало тех вождей, которых избирал для него Бог, тех самых судей, которые умели, между прочим, и воевать и под водительством которых народ нередко одерживал победы над достаточно серьёзными противниками. Что же изменилось теперь?

Ответом на вопрос может быть упоминание племени Дана, ищущего себе места на земле. Вообще-то место каждому племени на Своей земле находит Бог, и именно Он указывает, где какому племени селиться. Здесь же всё иначе: люди сами ищут себе землю, не спрашивая Бога. Отсюда начинаются проблемы, а продолжаются они тогда, когда ищущие себе места люди грабят Миху, отнимая у него его «святыни» и уводя с собой нанятого им левита.

Логика и смысл их действий понятен: они были уверены, что уносят с собой именно святыни без всяких кавычек, священные предметы, которые позволят им основать собственное святилище там, где они сочтут нужным — особенно если для комплекта прихватить с собой ещё и левита, который будет в этом святилище служить (хотя в данном случае, пожалуй, правильнее было бы сказать: обслуживать). Игры со святыней продолжаются, теперь на более высоком уровне, на уровне уже не семейном, а племенном, становясь частью той войны, которая скоро охватит весь народ.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).