Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на 1 Цар 8:1-22

Поделиться
1 Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. 2 Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. 3 Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно.
4 И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, 5 и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. 6 И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. 7 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; 8 как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; 9 итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними.
10 И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, 11 и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; 12 и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; 13 и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; 14 и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим; 15 и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; 16 и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; 17 от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; 18 и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда.
19 Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, 20 и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши. 21 И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их вслух Господа. 22 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя. И сказал Самуил Израильтянам: пойдите каждый в свой город.
Свернуть

Самуилу довелось испытать то же, что Илию: его сыновья оказались людьми недостойными. Казалось бы, перед глазами ещё один довод против жёсткого закрепления важнейших занятий по наследству. Но старейшины делают противоположный вывод: им нужен царь, то есть наследственный правитель.

Показательно желание старейшин иметь форму правления «как у прочих народов», а именно у язычников. Установление монархии — ещё одно отступление израильтян от своего призвания, признак нежелания принадлежать одному лишь Господу. Поэтому Господь и не одобряет эту затею.

Но и не одобрив, Он, признавая за людьми свободу, в том числе в выборе форм социально-политического устройства, позволяет Самуилу пойти навстречу народу. Самуил заранее предупреждает о негативных сторонах желанного народу государственного устройства. Однако стремление стать «как все» так велико, что израильтянам отрицательные стороны монархии не кажутся дорогой платой.

Тем не менее пророческое предупреждение о последствиях прозвучало, и народ поставлен перед необходимостью отвечать за собственный выбор.

Другие мысли вслух

 
На 1 Цар 8:7
7 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними;
Свернуть
Самуил относится к идее избрания царя и установления светского правления не просто скептически, а резко негативно. И Бог подтверждает его позицию, сказав Своему служителю, что, желая избрать себе царя, Его народ отвергает не столько...  Читать далее

Самуил относится к идее избрания царя и установления светского правления не просто скептически, а резко негативно. И Бог подтверждает его позицию, сказав Своему служителю, что, желая избрать себе царя, Его народ отвергает не столько Самуила, сколько Его, своего Бога. Что это: промысел Божий или идеология вождей раннепророческого движения? Наверное, и то, и другое. Сегодня уже, наверное, никто из исследователей Библии не сомневается в том, что духовные лидеры пророческих общин эпохи первых царей к светской государственности относились резко негативно, считая её языческим изобретением, не подходящим и не нужным народу Божию. Идеалом их была теократия — власть харизматического лидера, ведомого Богом (такие лидеры, их называли в те времена «судьями», были обычно тесно связаны с пророческой средой). Но дело не только в позиции Самуила или других раннепророческих лидеров. Библия вообще относится к светской власти весьма насторожённо. И дело тут в том, что, с точки зрения авторов всех или почти всех библейских книг, хорошей власти в падшем мире быть не может по определению; она может быть или плохой, или очень плохой. Беда, однако, в том, что и теократия имеет тенденцию вырождаться или в анархию, или в иерократию, когда на место харизматического лидера (из которых некоторые действительно действовали по воле Божией) приходят руководители той или иной религиозной общины, выдавая за волю Божию свой личный или корпоративный интерес. И тогда падшая светская власть в падшем мире оказывается меньшим из двух зол. Она, конечно, творит немало зла, которого может сделать бесконечно много, если её не ограничивать. Но она, по крайней мере, не претендует на то, что творит его во имя Божие.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).