Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на 3 Цар 21:1-29

Поделиться
1 И было после сих происшествий: у Навуфея Изреелитянина в Изреели был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского. 2 И сказал Ахав Навуфею, говоря: отдай мне свой виноградник; из него будет у меня овощной сад, ибо он близко к моему дому; а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит. 3 Но Навуфей сказал Ахаву: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! 4 И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный тем словом, которое сказал ему Навуфей Изреелитянин, говоря: не отдам тебе наследства отцов моих. И (в смущенном духе) лег на постель свою, и отворотил лице свое, и хлеба не ел.
5 И вошла к нему жена его Иезавель и сказала ему: отчего встревожен дух твой, что ты и хлеба не ешь? 6 Он сказал ей: когда я стал говорить Навуфею Изреелитянину и сказал ему: "отдай мне виноградник твой за серебро, или, если хочешь, я дам тебе другой виноградник вместо него", тогда он сказал: "не отдам тебе виноградника моего, (наследства отцов моих)". 7 И сказала ему Иезавель, жена его: что за царство было бы в Израиле, если бы ты так поступал? встань, ешь хлеб и будь спокоен; я доставлю тебе виноградник Навуфея Изреелитянина.
8 И написала она от имени Ахава письма, и запечатала их его печатью, и послала эти письма к старейшинам и знатным в его городе, живущим с Навуфеем. 9 В письмах она писала так: объявите пост и посадите Навуфея на первое место в народе; 10 и против него посадите двух негодных людей, которые свидетельствовали бы на него и сказали: "ты хулил Бога и царя"; и потом выведите его, и побейте его камнями, чтоб он умер. 11 И сделали мужи города его, старейшины и знатные, жившие в городе его, как приказала им Иезавель, так, как писано в письмах, которые она послала к ним. 12 Объявили пост и посадили Навуфея во главе народа; 13 и выступили два негодных человека и сели против него, и свидетельствовали на него эти недобрые люди пред народом, и говорили: Навуфей хулил Бога и царя. И вывели его за город, и побили его камнями, и он умер. 14 И послали к Иезавели сказать: Навуфей побит камнями и умер.
15 Услышав, что Навуфей побит камнями и умер, Иезавель сказала Ахаву: встань, возьми во владение виноградник Навуфея Изреелитянина, который не хотел отдать тебе за серебро; ибо Навуфея нет в живых, он умер. 16 Когда услышал Ахав, что Навуфей (Изреелитянин) был убит, (разодрал одежды свои и надел на себя вретище, а потом) встал Ахав, чтобы пойти в виноградник Навуфея Изреелитянина и взять его во владение.
17 И было слово Господне к Илии Фесвитянину: 18 встань, пойди навстречу Ахаву, царю Израильскому, который в Самарии, вот, он теперь в винограднике Навуфея, куда пришел, чтобы взять его во владение; 19 и скажи ему: "так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство?" и скажи ему: "так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь".
20 И сказал Ахав Илии: нашел ты меня, враг мой! Он сказал: нашел, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа (и раздражать Его). 21 (Так говорит Господь:) вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобою и истреблю у Ахава мочащегося к стене и заключенного и оставшегося в Израиле. 22 И поступлю с домом твоим так, как поступил Я с домом Иеровоама, сына Наватова, и с домом Ваасы, сына Ахиина, за оскорбление, которым ты раздражил Меня и ввел Израиля в грех. 23 Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля. 24 Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того расклюют птицы небесные;
25 не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель; 26 он поступал весьма гнусно, последуя идолам, как делали Аморреи, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых.
27 Выслушав все слова сии, Ахав (умилился пред Господом, ходил и плакал,) разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. 28 И было слово Господне к Илии Фесвитянину (об Ахаве), и сказал Господь: 29 видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его.
Свернуть

Благие порывы не возобладали в сердце Ахава, после успешной войны он вернулся к привычному образу жизни и вскоре позарился на чужое добро. Царица Иезавель готова ему помочь, но даже в нечестии между ней и Ахавом видна разница. Ахаву всё-таки не пришло в голову отнять у Навуфея виноградник силой и клеветой. Впрочем, не став возражать против действий жены, он стал её сообщником, хотя и «умыл руки».

Но даже нечестивцы нуждаются в том, чтобы соблюсти благочестивый декорум, даже Иезавель пытается обставить свой произвол видимостью законной процедуры. И вот богохульница обвиняет Навуфея в хуле на Бога. Здесь мы видим такой же лживый и несправедливый суд, каким через несколько веков станет суд над Христом. И если причиной расправы над Навуфеем послужило стремление завладеть виноградником, то и те, кто хотел расправиться с Иисусом также намеревались бесконтрольно властвовать тем виноградником, о котором Христос говорил в своей притче.

Ахав раскаялся в содеянном, он ещё не окончательно исчерпал инерцию былого благочестия. Но Иезавель лишена даже такой остаточной инерции. Она творит беспредел.

Другие мысли вслух

 
На 3 Цар 21:1-16
1 И было после сих происшествий: у Навуфея Изреелитянина в Изреели был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского. 2 И сказал Ахав Навуфею, говоря: отдай мне свой виноградник; из него будет у меня овощной сад, ибо он близко к моему дому; а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит. 3 Но Навуфей сказал Ахаву: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! 4 И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный тем словом, которое сказал ему Навуфей Изреелитянин, говоря: не отдам тебе наследства отцов моих. И (в смущенном духе) лег на постель свою, и отворотил лице свое, и хлеба не ел.
5 И вошла к нему жена его Иезавель и сказала ему: отчего встревожен дух твой, что ты и хлеба не ешь? 6 Он сказал ей: когда я стал говорить Навуфею Изреелитянину и сказал ему: "отдай мне виноградник твой за серебро, или, если хочешь, я дам тебе другой виноградник вместо него", тогда он сказал: "не отдам тебе виноградника моего, (наследства отцов моих)". 7 И сказала ему Иезавель, жена его: что за царство было бы в Израиле, если бы ты так поступал? встань, ешь хлеб и будь спокоен; я доставлю тебе виноградник Навуфея Изреелитянина.
8 И написала она от имени Ахава письма, и запечатала их его печатью, и послала эти письма к старейшинам и знатным в его городе, живущим с Навуфеем. 9 В письмах она писала так: объявите пост и посадите Навуфея на первое место в народе; 10 и против него посадите двух негодных людей, которые свидетельствовали бы на него и сказали: "ты хулил Бога и царя"; и потом выведите его, и побейте его камнями, чтоб он умер. 11 И сделали мужи города его, старейшины и знатные, жившие в городе его, как приказала им Иезавель, так, как писано в письмах, которые она послала к ним. 12 Объявили пост и посадили Навуфея во главе народа; 13 и выступили два негодных человека и сели против него, и свидетельствовали на него эти недобрые люди пред народом, и говорили: Навуфей хулил Бога и царя. И вывели его за город, и побили его камнями, и он умер. 14 И послали к Иезавели сказать: Навуфей побит камнями и умер.
15 Услышав, что Навуфей побит камнями и умер, Иезавель сказала Ахаву: встань, возьми во владение виноградник Навуфея Изреелитянина, который не хотел отдать тебе за серебро; ибо Навуфея нет в живых, он умер. 16 Когда услышал Ахав, что Навуфей (Изреелитянин) был убит, (разодрал одежды свои и надел на себя вретище, а потом) встал Ахав, чтобы пойти в виноградник Навуфея Изреелитянина и взять его во владение.
Свернуть
Конечно, первое движение — написать гневную тираду о нехорошей Иезавели и гадком Ахаве. Но, может, не стоит про них и говорить? Всё ведь, в сущности, и так ясно. А вот что не вполне ясно...  Читать далее

Конечно, первое движение — написать гневную тираду о нехорошей Иезавели и гадком Ахаве. Но, может, не стоит про них и говорить? Всё ведь, в сущности, и так ясно. А вот что не вполне ясно: имеет ли смысл упорство Навуфея? Согласитесь, совершенно несовременно выглядит такая вот забота о винограднике отцов его. Дал бы ему Ахав неплохие деньги — и все дела. Нет, почему-то для Навуфея важно, что это не просто виноградник, а наследство отцов! Можно, конечно, сказать, что у нас с вами не то что виноградника и родового имения — вообще, считай, никакого наследства предков нет, и говорить тут не о чем. А всё-таки — что значит понятие «наследство отцов моих» лично для меня? И стоит ли сдавать это понятие в архив?

Свернуть
 
На 3 Цар 21:17-29
17 И было слово Господне к Илии Фесвитянину: 18 встань, пойди навстречу Ахаву, царю Израильскому, который в Самарии, вот, он теперь в винограднике Навуфея, куда пришел, чтобы взять его во владение; 19 и скажи ему: "так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство?" и скажи ему: "так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь".
20 И сказал Ахав Илии: нашел ты меня, враг мой! Он сказал: нашел, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа (и раздражать Его). 21 (Так говорит Господь:) вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобою и истреблю у Ахава мочащегося к стене и заключенного и оставшегося в Израиле. 22 И поступлю с домом твоим так, как поступил Я с домом Иеровоама, сына Наватова, и с домом Ваасы, сына Ахиина, за оскорбление, которым ты раздражил Меня и ввел Израиля в грех. 23 Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля. 24 Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того расклюют птицы небесные;
25 не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель; 26 он поступал весьма гнусно, последуя идолам, как делали Аморреи, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых.
27 Выслушав все слова сии, Ахав (умилился пред Господом, ходил и плакал,) разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. 28 И было слово Господне к Илии Фесвитянину (об Ахаве), и сказал Господь: 29 видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его.
Свернуть
Как-то всё выглядит очень просто: вот поплакал Ахав — и простил его Господь. Просто, да не просто. Только ли страх побуждает Ахава надеть вретище и поститься?  Читать далее

Как-то всё выглядит очень просто: вот поплакал Ахав — и простил его Господь. Просто, да не просто. Только ли страх побуждает Ахава надеть вретище и поститься? Господь, в отличие от нас с вами, видит сердца человеческие, и Он, Сердцеведец, говорит, что Ахав смирился пред Ним. Мы так любим любое покаяние называть ложным... а Господь принимает покаяние любого грешника. Но Господь не может отвести беды от дома Ахава, а только даёт некую отсрочку. Последствия греха отнюдь не всегда можно устранить — покаяние исцеляет наши отношения с Богом, но не избавляет нас от ответственности за совершённые поступки. Если не мы, то кто-то другой будет устранять последствия...

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).