Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Втор 32:1-25

Поделиться
Внимай, небо, я буду говорить;
  и слушай, земля, слова уст моих.
Польется как дождь учение мое,
  как роса речь моя,
как мелкий дождь на зелень,
  как ливень на траву.
Имя Господа прославляю;
  воздайте славу Богу нашему.
Он твердыня; совершенны дела Его,
  и все пути Его праведны;
Бог верен, и нет неправды (в Нем);
  Он праведен и истинен.
Но они развратились пред Ним,
  они не дети Его по своим порокам,
  род строптивый и развращенный.
Сие ли воздаете вы Господу,
  народ глупый и несмысленный?
не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя,
  создал тебя и устроил тебя?
Вспомни дни древние,
  помысли о летах прежних родов;
спроси отца твоего, и он возвестит тебе,
  старцев твоих, и они скажут тебе.
Когда Всевышний давал уделы народам
  и расселял сынов человеческих,
тогда поставил пределы народов
  по числу сынов Израилевых;
ибо часть Господа народ Его,
  Иаков наследственный удел Его.
10 
Он нашел его в пустыне,
  в степи печальной и дикой,
ограждал его, смотрел за ним,
  хранил его, как зеницу ока Своего.
11 
Как орел вызывает гнездо свое,
  носится над птенцами своими,
распростирает крылья свои, берет их
  и носит их на перьях своих:
12 
так Господь один водил его,
  и не было с Ним чужого бога.
13 
Он вознес его на высоту земли
  и кормил произведениями полей,
и питал его медом из камня
  и елеем из твердой скалы,
14 
маслом коровьим и молоком овечьим,
  и туком агнцев и овнов Васанских и козлов,
и тучною пшеницею,
  и ты пил вино, кровь виноградных ягод.
15 
И (ел Иаков, и) утучнел Израиль, и стал упрям;
  утучнел, отолстел и разжирел;
и оставил он Бога, создавшего его,
  и презрел твердыню спасения своего.
16 
Богами чуждыми они раздражили Его
  и мерзостями (своими) разгневали Его.
17 
Приносили жертвы бесам, а не Богу,
  богам, которых они не знали,
новым, которые пришли от соседей
  и о которых не помышляли отцы ваши.
18 
А Заступника, родившего тебя, ты забыл,
  и не помнил Бога, создавшего тебя.
19 
Господь увидел (и вознегодовал),
  и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих,
20 
и сказал: сокрою лице Мое от них,
  (и) увижу, какой будет конец их:
ибо они род развращенный,
  дети, в которых нет верности.
21 
Они раздражили Меня не богом,
  суетными своими огорчили Меня:
и Я раздражу их не народом,
  народом бессмысленным огорчу их.
22 
Ибо огонь возгорелся во гневе Моем,
жжет до ада преисподнего,
  и поядает землю и произведения ее,
  и попаляет основания гор.
23 
Соберу на них бедствия
и истощу на них стрелы Мои:
24 
будут истощены голодом,
  истреблены горячкою
  и лютою заразою;
и пошлю на них зубы зверей
  и яд ползающих по земле.
25 
Извне будет губить их меч,
  а в домах ужас
— и юношу, и девицу,
  и грудного младенца,
  и покрытого сединою старца.
Свернуть

Одна из тем этой песни — корни неверности человека перед Богом. Неверие порождается пресыщенностью, самонадеянностью, самодостаточностью. Не случайно библейский образ безбожия — ожирение сердца, а царство Божье достается нищим. Почему так происходит? Почему человек благополучный начинает надеяться на свои деньги, таланты, на свои силы? Неужели нельзя принимать все это с благодарностью и смирением? Наверное можно, если сердце не ожирело, если сохраняется надежда на Бога. И если то, что Он дает, используется нами не для себя, а для служения людям. Тогда есть шанс не забыть Бога, а наоборот, воздать Ему славу и послужить Его делу, которое Он совершает на нашей земле.

Другие мысли вслух

 
На Втор 32:1-25
Внимай, небо, я буду говорить;
  и слушай, земля, слова уст моих.
Польется как дождь учение мое,
  как роса речь моя,
как мелкий дождь на зелень,
  как ливень на траву.
Имя Господа прославляю;
  воздайте славу Богу нашему.
Он твердыня; совершенны дела Его,
  и все пути Его праведны;
Бог верен, и нет неправды (в Нем);
  Он праведен и истинен.
Но они развратились пред Ним,
  они не дети Его по своим порокам,
  род строптивый и развращенный.
Сие ли воздаете вы Господу,
  народ глупый и несмысленный?
не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя,
  создал тебя и устроил тебя?
Вспомни дни древние,
  помысли о летах прежних родов;
спроси отца твоего, и он возвестит тебе,
  старцев твоих, и они скажут тебе.
Когда Всевышний давал уделы народам
  и расселял сынов человеческих,
тогда поставил пределы народов
  по числу сынов Израилевых;
ибо часть Господа народ Его,
  Иаков наследственный удел Его.
10 
Он нашел его в пустыне,
  в степи печальной и дикой,
ограждал его, смотрел за ним,
  хранил его, как зеницу ока Своего.
11 
Как орел вызывает гнездо свое,
  носится над птенцами своими,
распростирает крылья свои, берет их
  и носит их на перьях своих:
12 
так Господь один водил его,
  и не было с Ним чужого бога.
13 
Он вознес его на высоту земли
  и кормил произведениями полей,
и питал его медом из камня
  и елеем из твердой скалы,
14 
маслом коровьим и молоком овечьим,
  и туком агнцев и овнов Васанских и козлов,
и тучною пшеницею,
  и ты пил вино, кровь виноградных ягод.
15 
И (ел Иаков, и) утучнел Израиль, и стал упрям;
  утучнел, отолстел и разжирел;
и оставил он Бога, создавшего его,
  и презрел твердыню спасения своего.
16 
Богами чуждыми они раздражили Его
  и мерзостями (своими) разгневали Его.
17 
Приносили жертвы бесам, а не Богу,
  богам, которых они не знали,
новым, которые пришли от соседей
  и о которых не помышляли отцы ваши.
18 
А Заступника, родившего тебя, ты забыл,
  и не помнил Бога, создавшего тебя.
19 
Господь увидел (и вознегодовал),
  и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих,
20 
и сказал: сокрою лице Мое от них,
  (и) увижу, какой будет конец их:
ибо они род развращенный,
  дети, в которых нет верности.
21 
Они раздражили Меня не богом,
  суетными своими огорчили Меня:
и Я раздражу их не народом,
  народом бессмысленным огорчу их.
22 
Ибо огонь возгорелся во гневе Моем,
жжет до ада преисподнего,
  и поядает землю и произведения ее,
  и попаляет основания гор.
23 
Соберу на них бедствия
и истощу на них стрелы Мои:
24 
будут истощены голодом,
  истреблены горячкою
  и лютою заразою;
и пошлю на них зубы зверей
  и яд ползающих по земле.
25 
Извне будет губить их меч,
  а в домах ужас
— и юношу, и девицу,
  и грудного младенца,
  и покрытого сединою старца.
Свернуть
Приведённый в этой главе гимн традиция приписывает Моисею, как и всю Книгу Второзакония. Библеисты не раз высказывали сомнения в принадлежности его Моисею, но, как бы то ни было, вряд ли можно сомневаться...  Читать далее

Приведённый в этой главе гимн традиция приписывает Моисею, как и всю Книгу Второзакония. Библеисты не раз высказывали сомнения в принадлежности его Моисею, но, как бы то ни было, вряд ли можно сомневаться, что к Моисею восходит отражённая в нём традиция. Гимн стал продолжением того красочного описания передачи духовной власти преемнику, которая описана в предыдущей главе. Там, наставляя своего ученика и преемника Иисуса Навина, Моисей говорит о неизбежности отступничества.

Здесь же, в гимне, ему приписываемом, Моисей излагает логику тех духовных процессов, которые ему, несомненно, пришлось наблюдать лично, и не только ему: Иисусу Навину в свой черёд пришлось убедиться в правоте своего духовного наставника. Гимн, приведённый в книге, отражает опыт и Моисея, и Иисуса Навина, и в данном случае уже не так важно, когда именно он был написан. Логика же духовных процессов, отражённая в тексте гимна, достаточно прозрачна. По дороге к обещанной Богом земле Бог неоднократно являл Своему народу и Своё присутствие, и Свои чудеса: вмешательство Бога в происходящее было слишком очевидным для каждого, чтобы в нём можно было сомневаться.

Наглядность, однако, сама по себе ещё не гарантирует доверия — и история народа, история пути к обещанной земле стала тому замечательным подтверждением. Народ верил, пока видел, а когда чудесные события оказывались позади, он вновь становился, по сути, неверующим. Оно и неудивительно: ведь, чтобы измениться, мало просто прожить те или иные события, пусть и духовного порядка, надо ещё их осознать.

Без осознания любые чудеса остаются для человека реальными лишь до тех пор, пока происходят, или до тех пор, пока не погаснут связанные с ними эмоции. Отсутствие осознания и сделало возможным лёгкое отступничество: та жизнь, с которой соприкоснулся народ на обещанной ему Богом земле, когда на неё ступил, стала для него единственной реальностью — со всем тем язычеством, которое на ней укоренилось. Народ и стал язычником — отчасти незаметно для себя, как бывает со всяким, живущим безотчётно и неосознанно.

Свернуть
 
На Втор 32:2
Польется как дождь учение мое,
  как роса речь моя,
как мелкий дождь на зелень,
  как ливень на траву.
Свернуть
Сравнение учения или наставления с проливающимся на сухую землю дождём, с живительной влагой является общим местом соответствующего рода гимнографии, притом гимнографии не только библейской. Конечно, представители любой духовной или религиозной школы, как правило, рассматривают своё...  Читать далее

Сравнение учения или наставления с проливающимся на сухую землю дождём, с живительной влагой является общим местом соответствующего рода гимнографии, притом гимнографии не только библейской. Конечно, представители любой духовной или религиозной школы, как правило, рассматривают своё учение, как источник жизни и истины. Но в данном случае речь идёт не о конкретных людях, не о Моисее или Аароне, а о Торе, о данном Богом откровении. А потому и традиционные слова начинают звучать иначе, по-новому. Ведь Тора — не только законодательство, это ещё и соответствующий законодательству образ жизни, а также духовное состояние, позволяющее такой образ жизни вести. И если формально придерживаться тех норм закона, которые предписывает Тора, можно и своими силами, то сделать свою жизнь соответствующей Торе до конца и в полноте падший человек не может в принципе: ведь для этого ему пришлось бы безусловно избегать любого греха, потому, что каждый грех является так или иначе нарушением какой-нибудь из десяти заповедей и какой-нибудь (обычно не одной, а нескольких) норм Торы. Тогда-то и становится понятно, что соблюсти Тору до конца и стать праведником можно лишь, если Тора станет не просто сводом законов, а живым откровением, которое Бог даёт тем, кто хочет идти путём праведности, здесь и теперь, что она и есть именно откровение в первую очередь, а законодательство и моральный кодекс уже потом. А если речь идёт об откровении, то и понять Тору, как видно, возможно лишь в контексте откровения, меняющего всю жизнь человека. А Тора становится, выражаясь современным языком, алгоритмом этих перемен. И, по слову апостола, «детоводителем ко Христу».

Свернуть
 
На Втор 32:3-4
Имя Господа прославляю;
  воздайте славу Богу нашему.
Он твердыня; совершенны дела Его,
  и все пути Его праведны;
Бог верен, и нет неправды (в Нем);
  Он праведен и истинен.
Свернуть
Нас всегда призывают воздать кому-нибудь славу. Но Моисей, во всяком случае, объясняет, почему...  Читать далее

Нас всегда призывают воздать кому-нибудь славу. Но Моисей, во всяком случае, объясняет, почему. Все люди чего-то ищут: интеллектуалы ищут истину, художники - совершенства, верующие — праведности и все — твердой опоры в жизни. И гимн Моисея во Второзаконии свидетельствует: все это есть в Боге, и нашим прославлением Его мы выражаем свое стремление приблизиться к нему и достичь цели своих поисков.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).