Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на 2 Пар 20:1-37

Поделиться
1 После сего Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Маонитской, пошли войною на Иосафата. 2 И пришли, и донесли Иосафату, говоря: идет на тебя множество великое из-за моря, от Сирии, и вот они в Хацацон-Фамаре, то есть в Енгедди. 3 И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее. 4 И собрались Иудеи просить помощи у Господа; из всех городов Иудиных пришли они умолять Господа.
5 И стал Иосафат в собрании Иудеев и Иерусалимлян в доме Господнем, пред новым двором, 6 и сказал: Господи Боже отцов наших! Не Ты ли Бог на небе? И Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя! 7 Не Ты ли, Боже наш, изгнал жителей земли сей пред лицем народа Твоего Израиля и отдал ее семени Авраама, друга Твоего, навек? 8 И они поселились на ней и построили Тебе на ней святилище во имя Твое, говоря: 9 "если придет на нас бедствие: меч наказующий, или язва, или голод, то мы станем пред домом сим и пред лицем Твоим, ибо имя Твое в доме сем; и воззовем к Тебе в тесноте нашей, и Ты услышишь и спасешь". 10 И ныне вот Аммонитяне и Моавитяне и обитатели горы Сеира, чрез земли которых Ты не позволил пройти Израильтянам, когда они шли из земли Египетской, а потому они миновали их и не истребили их — 11 вот они платят нам тем, что пришли выгнать нас из наследственного владения Твоего, которое Ты отдал нам. 12 Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши!
13 И все Иудеи стояли пред лицем Господним, и малые дети их, жены их и сыновья их. 14 Тогда на Иозиила, сына Захарии, сына Ванеи, сына Иеиела, сына Матфании, левита из сынов Асафовых, сошел Дух Господень среди собрания 15 и сказал он: слушайте, все Иудеи и жители Иерусалима и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия. 16 Завтра выступите против них: вот они всходят на возвышенность Циц, и вы найдете их на конце долины, пред пустынею Иеруилом. 17 Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам. Иуда и Иерусалим! не бойтесь и не ужасайтесь. Завтра выступите навстречу им, и Господь будет с вами.
18 И преклонился Иосафат лицем до земли, и все Иудеи и жители Иерусалима пали пред Господом, чтобы поклониться Господу. 19 И встали левиты из сынов Каафовых и из сынов Кореевых — хвалить Господа Бога Израилева, голосом весьма громким.
20 И встали они рано утром, и выступили к пустыне Фекойской; и когда они выступили, стал Иосафат и сказал: послушайте меня, Иудеи и жители Иерусалима! Верьте Господу Богу вашему, и будете тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам. 21 И совещался он с народом, и поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили и говорили:
славьте Господа,
  ибо вовек милость Его!
 22 И в то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иудею, и были они поражены: 23 ибо восстали Аммонитяне и Моавитяне на обитателей горы Сеира, побивая и истребляя их, а когда покончили с жителями Сеира, тогда стали истреблять друг друга.
24 И когда Иудеи пришли на возвышенность к пустыне и взглянули на то многолюдство, и вот — трупы, лежащие на земле, и нет уцелевшего. 25 И пришел Иосафат и народ его забирать добычу, и нашли у них во множестве и имущество, и одежды, и драгоценные вещи, и набрали себе столько, что не могли нести. И три дня они забирали добычу; так велика была она! 26 А в четвертый день собрались на долину благословения, так как там они благословили Господа. Посему и называют то место долиною благословения до сего дня. 27 И пошли назад все Иудеи и Иерусалимляне и Иосафат во главе их, чтобы возвратиться в Иерусалим с веселием, потому что дал им Господь торжество над врагами их. 28 И пришли в Иерусалим с псалтирями, и цитрами, и трубами, к дому Господню. 29 И был страх Божий на всех царствах земных, когда они услышали, что Сам Господь воевал против врагов Израиля. 30 И спокойно стало царство Иосафатово, и дал ему Бог его покой со всех сторон.
31 Так царствовал Иосафат над Иудеею: тридцати пяти лет он был, когда воцарился, и двадцать пять лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Азува, дочь Салаила. 32 И ходил он путем отца своего Асы и не уклонился от него, делая угодное в очах Господних. 33 Только высоты не были отменены, и народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих.
34 Прочие деяния Иосафата, первые и последние, описаны в записях Ииуя, сына Ананиева, которые внесены в книгу царей Израилевых.
35 Но после того вступил Иосафат, царь Иудейский в общение с Охозиею, царем Израильским, который поступал беззаконно, 36 и соединился с ним, чтобы построить корабли для отправления в Фарсис; и построили они корабли в Ецион-Гавере. 37 И изрек тогда Елиезер, сын Додавы из Мареши, пророчество на Иосафата, говоря: так как ты вступил в общение с Охозиею, то разрушил Господь дело твое. — И разбились корабли, и не могли идти в Фарсис.
Свернуть

Накануне битвы пророк возвещает, что не воины будут вести битву, но Сам Господь. Такое пророчество нас не удивляет, Библия неоднократно упоминает о незримой помощи Господа сражающимся воинам. Но теперь им даже не понадобилось выходить на поле сражения, враги сами себя перебили. Это спасло жизнь множеству иудейских воинов, и всё-таки напрашивается вопрос: почему взаимоистребительная разборка между язычниками названа войной Божией?

Как можно полагать, потому, что Господь предоставил аммонитянам и моавитянам свободу следовать избранному ими языческому пути. Но каждый путь приводит к тем последствиям, которые в нём заключены, языческий же путь распадается на множество троп и неизбежно ведёт к разобщённости. Поэтому взаимоистребление врагов Иудеи вытекало из их выбора, неразрывно связанного с противлением Богу Израилеву.

Одна и та же глава повествует и о том, как вера стала главной опорой перед лицом вражеского нашествия, и том, как недостаток веры привёл к ущербу. И обе ситуации были связаны с именем одного и того же царя Иосафат. Что ж, широко известна пословица : "гром не грянет, мужик не перекрестится". К сожалению, после того, как гром перестанет, и мужик, и царь слишком часто забывают, к Кому они только что взывали о помощи.

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).