Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на 2 Пар 36:1-23

Поделиться
1 И взял народ земли Иоахаза, сына Иосиина, (и помазали его) и воцарили его, вместо отца его, в Иерусалиме. 2 Двадцати трех лет был Иоахаз, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме. (Имя матери его — Амитал, дочь Иеремии из Ловны. И сделал он лукавое пред Господом по всему, что сделали отцы его. И оковал его фараон Нехао в Девлафе, в земле Емафской, чтобы не царствовать ему в Иерусалиме.) 3 И низложил его царь Египетский в Иерусалиме (и привел его царь в Египет), и наложил на землю пени сто талантов серебра и талант золота. 4 И воцарил царь Египетский над Иудеею и Иерусалимом Елиакима, брата его, и переменил имя его на Иоакима, а Иоахаза, брата его, взял Нехао и отвел его в Египет (и он умер там. И серебро и золото давал фараону: тогда земля начала давать серебро по слову фараона, и каждый, по власти, требовал серебра и золота от народа земли для дани фараону Нехао).
5 Двадцати пяти лет был Иоаким, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме (имя матери его Зехора, дочь Нириева из Рамы). И делал он неугодное в очах Господа Бога своего (по всему, что делали отцы его. Во дни его пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, на землю, и он служил ему три года и отступил от него. И послал Господь на них Халдеев и разбойников Сирских, и разбойников Моавитских, и сынов Аммоновых и Самарийских, и отступили по слову сему — по слову Господа устами рабов Его, пророков. Впрочем гнев Господа был на Иуде, чтоб отвергнуть его от лица Его, за все грехи Манассии, которые он сделал, и за кровь неповинную, которую пролил Иоаким и наполнил Иерусалим неповинною кровью. Но не восхотел Господь искоренить их). 6 Против него вышел Навуходоносор, царь Вавилонский, и оковал его оковами, чтоб отвести его в Вавилон. 7 И часть сосудов дома Господня перенес Навуходоносор в Вавилон и положил их в капище своем в Вавилоне. 8 Прочие дела Иоакима и мерзости его, какие он делал и какие найдены в нем, описаны в книге царей Израильских и Иудейских. (И почил Иоаким с отцами своими, и погребен был в Ганозане с отцами своими.) И воцарился Иехония, сын его, вместо него.
9 Восемнадцати лет был Иехония, когда воцарился, и три месяца и десять дней царствовал в Иерусалиме, и делал он неугодное в очах Господних. 10 По прошествии года послал царь Навуходоносор и велел взять его в Вавилон вместе с драгоценными сосудами дома Господня, и воцарил над Иудеею и Иерусалимом Седекию, брата его.
11 Двадцати одного года был Седекия, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме, 12 и делал он неугодное в очах Господа Бога своего. Он не смирился пред Иеремиею пророком, пророчествовавшим от уст Господних, 13 и отложился от царя Навуходоносора, взявшего клятву с него именем Бога — и сделал упругою шею свою и ожесточил сердце свое до того, что не обратился к Господу Богу Израилеву. 14 Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и сквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме.
15 И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. 16 Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения.
17 И Он навел на них царя Халдейского — и тот умертвил юношей их мечом в доме святыни их и не пощадил (ни Седекии,) ни юноши, ни девицы, ни старца, ни седовласого: все предал Бог в руку его. 18 И все сосуды дома Божия, большие и малые, и сокровища дома Господня, и сокровища царя и князей его, все принес он в Вавилон. 19 И сожгли дом Божий, и разрушили стену Иерусалима, и все чертоги его сожгли огнем, и все драгоценности его истребили. 20 И переселил он оставшихся от меча в Вавилон, и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидского, 21 доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет.
22 А в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно, и сказать: 23 так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас — из всего народа Его, (да будет) Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет.
 
МОЛИТВА МАНАССИИ, ЦАРЯ ИУДЕЙСКОГО,
КОГДА ОН СОДЕРЖАЛСЯ В ПЛЕНУ В ВАВИЛОНЕ*Переведена с греческого; в еврейском тексте ее нет.
а 
Господи Вседержителю,
  Боже отцев наших,
Авраама и Исаака и Иакова,
  и семени их праведного,
б 
сотворивший небо и землю
  со всем благолепием их,
связавший море словом повеления Твоего,
  заключивший бездну
  и запечатавший ее страшным и славным именем Твоим,
которого все боятся,
  и трепещут от лица силы Твоея,
потому что никто не может устоять пред великолепием славы Твоея,
  и нестерпим гнев
в 
прещения Твоего на грешников!
г 
Но безмерна и неисследима милость обетования Твоего,
д 
  ибо Ты Господь вышний, благий,
долготерпеливый и многомилостивый
  и кающийся о злобах человеческих.
 
Ты, Господи, по множеству Твоей благости,
  обещал покаяние
е 
и отпущение
  согрешившим Тебе,
и множеством щедрот Твоих
  определил покаяние грешникам
  во спасение.
Итак Ты, Господи, Боже праведных,
  не положил покаяния праведным
ж 
Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе,
  но положил покаяние мне грешнику,
потому что я согрешил паче числа песка морского.
з 
  Многочисленны беззакония мои, Господи,
  многочисленны беззакония мои,
и я недостоин взирать и смотреть на высоту небесную
  от множества неправд моих.
Я согбен многими железными узами,
и 
  так что не могу поднять головы моей,
  и нет мне отдохновения,
потому что прогневал Тебя
  и сделал пред Тобою злое:
к 
  не исполнил воли Твоей,
не сохранил повелений Твоих,
  поставил мерзости
  и умножил соблазны.
И ныне преклоняю колени сердца моего,
  умоляя Тебя о благости.
л 
Согрешил я, Господи, согрешил,
  и беззакония мои я знаю,
но прошу, молясь Тебе: отпусти мне,
  Господи, отпусти мне,
  и не погуби меня с беззакониями моими
и не осуди меня в преисподнюю.
Ибо Ты Бог, Бог кающихся,
  и на мне яви всю благость Твою,
спасши меня недостойного по великой милости Твоей,
  и буду прославлять Тебя во все дни жизни моей,
 
потому что Тебя славят все силы небесные,
  и Твоя слава во веки веков.
Аминь.
Свернуть

Вот и последняя глава летописной книги, раскрывающей историю как процесс взаимодействия Бога и человека. И если обо многих событиях до сих пор рассказывалось подробно, то теперь перед нами сжатый, но обстоятельный обзор, дающий возможность увидеть не столько ход тех событий, которые привели к Вавилонскому пленению, сколько их суть. Суть же состоит в том, что к поражению от вражеских войск и к порабощению народ долго и упорно сам себя готовил собственными грехами и отступничеством.

Но не случайно книга заканчивается словами персидского царя Кира о предстоящем возвращении освобождённых пленников в родные края. Не только в силу констатации исторического факта приведены эти слова, и не только для того, чтобы закончить книгу на оптимистической ноте. Это - слова надежды, а она, как будет сказано апостолом, не постыжает. Да и вся Библия - книга, дающая надежду.

Другие мысли вслух

 
На 2 Пар 36:14-16
14 Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и сквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме.
15 И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. 16 Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения.
Свернуть
О падении Иерусалима и о причинах этого падения думали и говорили по-разному. Сразу после 589 г. до н.э., когда вавилонская армия...  Читать далее

О падении Иерусалима и о причинах этого падения думали и говорили по-разному. Сразу после 589 г. до н.э., когда вавилонская армия штурмом взяла город, многим казалось, что это некое историческое недоразумение, которое Бог вскоре исправит, и всё опять станет, как прежде. Так думало тогда большинство, и из всех публичных фигур эпохи один лишь пророк Иеремия предупреждал своих соотечественников, что происшедшее — не случайность, что плен будет долгим, хотя и не бесконечным.

Пророка не послушали. Иудейские патриоты подняли антивавилонское восстание, после поражения которого город был разрушен окончательно, а все его жители депортированы в Вавилон. Так произошло именно потому, что пророк оказался прав. По сути, вавилонские солдаты лишь сделали видимым то, что прежде было скрыто: Богу уже не оставалось места в Иерусалиме, в собственном Храме, среди Своего народа.

Так, конечно, произошло не сразу. Движение к пропасти всегда начинается медленно и часто незаметно, ускоряясь к концу. Такой была и вся допленная история Израиля, а затем Иудеи: Богу в её жизни оставалось всё меньше места, пока Ему не пришлось, наконец, уйти совсем. Конечно, жизнь народа и в допленный период состояла не из одних духовных падений: были и взлёты, когда, казалось, возвращались времена Давида, с которым Бог заключил особый союз-завет, обещав ему, что его потомки будут править в Иерусалиме столько, сколько будет существовать город и страна.

Но, к сожалению, взлёты эти были кратковременными и не могли изменить общего духовного вектора, свойственного допленной эпохе. Бог, действуя через пророков, пытался переломить ситуацию, но все Его усилия оказались безуспешными. Человек свободен, так же, как свободен и всякий народ, включая народ Божий. Вот только судьба народа Божия, в случае измены им своему призванию, неизбежно оказывается хуже судьбы любого другого народа.

Конечно, всякий народ, изменяющий своему призванию, отказывающийся от поставленной ему Богом духовной и исторической задачи, так или иначе приходит к исторической и духовной катастрофе. Но народ Божий, единственной задачей и единственным призванием которого было хранить полученное откровение и фактом своего исторического существования свидетельствовать о нём, оказывался особо уязвим: никакого другого призвания у него не было и быть не могло, и если он переставал быть тем, чем его задумал и создал Бог, его дальнейшее существование просто теряло смысл.

Так и случилось с еврейским народом, а катастрофа 587 г. до н.э. была лишь следствием и итогом соответствующих духовных процессов, в том числе нежелания современников и участников событий понять смысл происходящего. Теперь смысл своего исторического существования остатку народа нужно было обрести заново, не только через раскаяние в совершённых грехах и новое обращение к Богу, но и через духовное осмысление собственной истории. Только после того, как это будет сделано, остаток мог надеяться стать ядром нового народа с новой историей.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).