Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на14 Сентября 2018

 
На Co1 8:1 

Значительная часть Священного Писания, особенно — Ветхого завета, посвящена тому, «как надо». Как надо поступать, как надо строить жизнь и отношения с Богом и людьми, что обязательно, что допустимо, а что противопоказано человеку. Однако с этим связана большая проблема, находящаяся в центре внимания Нового завета: мы слишком любим превращать эти представления о том, «как надо», в наукоподобные знания, и судить с их помощью других. Об этом не раз говорит Господь Иисус Христос, об этом говорит и апостол Павел в Первом послании к Коринфянам. С часто свойственной ему афористичностью он пишет: «...знание надмевает, а любовь назидает». Глаголы греческого текста заметно ярче, чем в нашем Синодальном переводе: «...знание надувает, а любовь строит».

В самом деле, знание заповедей Писания как религиозной системы может превратить тебя в надменного (надутого) типа, только и знающего, что поучать других и указывать им на их ошибки. Созидание Церкви, одно из ключевых понятий богословия апостола Павла, требует большего, чем просто знание того, «как надо», оно требует любви. За этими словами кроется очень важное и глубокое представление о Церкви как о Теле Христовом. Но и шире: осмысленность отношений между нами, оправданность нашего бытия и сама жизнь могут быть только построены нами, и только любовью. Праведность, т.е. соответствие тому, «как надо», далеко не достаточна для этого.

Свернуть

Значительная часть Священного Писания, особенно — Ветхого завета, посвящена тому, «как надо». Как надо поступать, как надо строить жизнь и отношения с Богом и людьми, что обязательно, что допустимо, а что противопоказано человеку...

скрыть

Значительная часть Священного Писания, особенно — Ветхого завета, посвящена тому, «как надо». Как надо поступать, как надо строить жизнь и отношения с Богом и людьми, что обязательно, что допустимо, а что противопоказано человеку...  Читать далее

 
На Mar 8:1-10 

Интересно, что у людей, слушавших Иисуса, не осталось своих запасов. Обычно люди, отправляясь далеко от дома в пустынное место, берут с собой достаточно провианта. Видимо, те, кто присутствовал при умножении хлебов, безрассудно задержались на долгое время, слушая Учителя. Здесь вспоминается Мария, которая предпочла лучше слушать Слово у ног Иисуса, чем заботиться о пище. Тогда и об этих людях можно сказать, что они избрали благую долю, выбрали путь следования за Учителем, в надежде, что Он сможет о них позаботиться. И, как всегда, такая надежда не постыжает их. Если это предположение верно, то повествование о чуде превращается в рассказ об уповании на Бога и о Его верности тем, кто решил идти за Ним.

Свернуть

Интересно, что у людей, слушавших Иисуса, не осталось своих запасов. Обычно люди, отправляясь далеко от дома в пустынное место, берут с собой достаточно провианта...

скрыть

Интересно, что у людей, слушавших Иисуса, не осталось своих запасов. Обычно люди, отправляясь далеко от дома в пустынное место, берут с собой достаточно провианта...  Читать далее

 
На Num 21:4-9 

Жизнь народа Израилева в пустыне была и вправду непроста – жар, отсутствие воды, никто не знает, где придется раскинуть шатры в следующем месяце. И, в сущности, неудивительно, что время от времени среди народа начинался ропот. Однако стоит обратить внимание, как в Писании названо их состояние: «И стал малодушествовать народ на пути». Это слово для нас теперь синоним трусости, но в данной истории речь идет не только о страхе. Конечно, в первую очередь израильтян терзает непредсказуемость будущего, но здесь есть еще и обида на Бога за то, что Он заставил их покинуть уютную, насиженную жизнь в Египте. Кажется, чем дальше они от Египта, тем меньше они помнят унижение и тяжесть рабства, а помнят лишь материальную обеспеченность своей жизни. «Душе нашей опротивела эта негодная пища», - говорят они, забывая о том, что Господь руками Своего пророка подарил им право быть свободными людьми.

Так и мы часто стремимся вернуться в кокон своего незнания о Боге, вернуться в тот период нашей жизни, когда еще не надо было себя ограничивать в чем-то ради Бога, когда мы еще, словно народ Израиля, жили в рабстве греху. Собственно, именно в том, по слову Христа: «Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших», - и состоит наше призвание – выйти из сытного дома нашего рабства и пойти вслед за Богом. Путь это тяжелый и очень часто непредсказуемый, но Иисус ясно показывает нам, что он ведет к жизни.

Свернуть

Жизнь народа Израилева в пустыне была и вправду непроста – жар, отсутствие воды, никто не знает, где придется...

скрыть

Жизнь народа Израилева в пустыне была и вправду непроста – жар, отсутствие воды, никто не знает, где придется...  Читать далее

 
На Eze 38:1-23 

Через Иезекииля и других пророков Бог не раз обличал лжепророков, предрекавших благоденствие в угоду желаниям слушателей. Можно сказать, что отличительной чертой подлинного пророчества, исходящего от Духа Божия является полнота правды и удивительное сочетание трагичности и надежды. Это сочетание основано на том, что реальная жизнь людей исполнена страданием, и только Крест Христов приносит в нее свет. И истинные пророки, вестники Всемогущего, никогда не сглаживают своих слов. Поэтому, после обетования воскресения мертвых в Царствии Божием, пророк Иезекииль не останавливается, но говорит всю правду до конца.

Увидев чудное видение сухих костей, вновь облекающихся плотью и наполняемых жизнью, мы вместе с пророком как бы отступаем вдаль, и видим картину, изображающую смысл истории. Это битва, схватка Бога и Его людей с силами зла. Чтобы мы могли увидеть это и не умереть и не отчаяться в ужасе, Господь ясно говорит о победе и воскресении, и лишь потом показывает нам эту битву. Она происходит в истории всегда, и продолжается после того, когда победа Божия уже стала реальностью.

Избавленные Богом, люди не прячутся в уютные кущи райского сада — нет, спасенный народ Божий становится бастионом в битве со злом, и без этого не может открыться нам полнота замысла Божия. В качестве символа сил зла взяты древние властители северных народов, чьи набеги вселяли ужас в тех, кто жил задолго до эпохи вавилонского плена. Безликая и страшная, эта сила приходит на землю Израиля, но в битве с ней все действия совершает Сам Бог. Народ Божий, собственно, участвует в битве своей верностью спасшему его Богу.

С апостольских времен Церковь говорила о принявших крещение, как о воинах Христовых. Это представление теснейшим образом связано с той глобальной битвой со злом, о которой впервые говорит нам здесь пророк Иезекииль. Все мы призваны участвовать в ней, и это участие заключается в том, чтобы не сдаваться злу, хранить верность завету мира, которым Бог спас нас и даровал нам новую жизнь. Как не раз подчеркивали отцы Церкви, поле этой битвы — сердца людей, и Бог действует в них, когда мы открываем Ему наши сердца.

«Без Меня не можете ничего», сказал ученикам (и нам) Господь Иисус Христос. В первую очередь эти слова относятся к битве, описанной пророком Иезекиилем: никто из нас человеческими силами не может выстоять в ней. Но, пребывая во Христе, как ветви на лозе, мы даем Ему возможность побеждать в нас и через нас.

И по жанру, и по содержанию, пророчество о нашествии Гога теснейшим образом связано с Откровением Иоанна Богослова. Оба эти свидетеля Божии, Иезекииль и Иоанн, говорят о том, что это — неизбежная, страшная и тяжелая битва, в которой наше страдание соединяется с Крестной мукой Сына Божьего. Именно в скорби и муке этой битвы обретает смысл наше страдание, именно здесь оно становится животворным, потому что мы рядом с Богом, вместе с Ним. И, конечно, самое главное и для Иезекииля, и для Иоанна — благая весть о том, что Бог победил.

Свернуть

Через Иезекииля и других пророков Бог не раз обличал лжепророков, предрекавших благоденствие в угоду желаниям...

скрыть

Через Иезекииля и других пророков Бог не раз обличал лжепророков, предрекавших благоденствие в угоду желаниям...  Читать далее

 
На Job 38:1-21 

Наверное, когда книгу Иова читаешь впервые, поворот сюжета в 38-й главе кажется неожиданным и поражает читателя. Но не меньшее впечатление он производит и когда читаешь ее вновь и вновь, когда ждешь этого момента, и хочется пролистать многословные речи Елиуя и друзей Иова, чтобы скорей дойти до 38-й главы. Наконец, это произошло: Бог ответил Иову.

Вспомним, только что Елиуй доказывал, что Бог непостижим и далек, и диалог с Ним невозможен и опасен для жизни. Друзья возмущались Иовом, который просил Бога ответить Ему, сказать ему хоть что-нибудь. Иов же упорно верил и молил Бога быть не только Судьей, но и Изабвителем. Нет, это невозможно, говорили друзья, требовать, чтобы Бог разговаривал с тобой – кощунство. Бог прав и всемогущ, и человек не должен требовать у Него объяснений. Но Бог – ответил, и этим посрамил всех клевещущих на Него.

Бог ответил Иову, и значит – Ему небезразличен вопль страдальца. Бог не покинул Иова, и не со стороны смотрел Он на его мучения. Иов, и всякий человек, нужен Богу, и Всемогущий нисходит до разговора с ним.

Даже грозные слова Бога, обращенные к Иову, звучат как победные трубы, возвещающие торжество веры. «Кто сей, омрачающий провидение словами без смысла?» – звучит глас Божий из бури. Господь упрекает Иова за его сомнение – за то, что вера Иова недостаточно радикально отличалась от богословия его друзей. Как Отец, Он наставляет Иова, и гимн красоте и величию творения уже не звучит здесь фальшиво, как в предыдущих главах.

В уста Господни автор книги вкладывает гимн величию Творца, так же, как и не раз вкладывал его в уста друзей Иова. Те говорили: Бог велик, и не пытайся говорить с Ним и понять Его. Здесь Господь говорит о величии, которое еще больше: Он настолько велик, что в Его сердце есть место любви и состраданию. Более того, масштаб творческих сил Вседержителя становится в заключительной части книги мерилом величия Его любви и Его сострадания.

В этом – главный смысл слов Господних. Но каждый стих 38 и следующих глав поражает и собственной красотой. Эти слова прекрасны, как прекрасны детали грандиозной картины. Удивителен и очень важен для читателя оттенок легкой иронии, с которой Господь обращается к Иову: как контрастирует он с мрачными рассуждениями друзей Иова! «Где был ты, когда Я полагал основания земли? – спрашивает Господь Иова, – давал ли ты когда в жизни приказания утру и указывал ли заре место ее?». Нет, конечно, очевиден ответ на риторические вопросы. Где был Иов, когда Бог полагал основания земли? В замысле Бога, в Его сердце – вот где был Иов. Иов не может объяснить всего того, о чем спрашивает его Господь, да и едва ли это в самом деле требуется. Он – часть творения, о котором печется Творец. И он не оставлен Творцом на произвол судьбы, он не выпал из замыслов Господних. Поэтому ответ Божий наполнен для Иова и читателя удивительной радостью. Автор книги наполняет свой гимн тем, что он сам называет «общим ликованием утренних звезд» – светом чистого и прекрасного мира, в котором Бог слышит человека и отвечает ему.

Свернуть

Наверное, когда книгу Иова читаешь впервые, поворот сюжета в 38-й главе кажется неожиданным и поражает читателя...

скрыть

Наверное, когда книгу Иова читаешь впервые, поворот сюжета в 38-й главе кажется неожиданным и поражает читателя...  Читать далее

 

Евангелист прямо указывает на сребролюбие фарисеев как на причину неприятия ими слов Христа. Увы, очень часто причина тех или иных наших поступков, выбора принципов, готовности прислушаться к разумным речам или заткнуть уши проста: нами движут самые элементарные страсти, для обоснования которых мы задним числом придумываем логически выверенные объяснения. Поэтому одной из выдающихся антизаслуг фарисеев всех времён и народов стало опошление и прагматическое использование высоких принципов, прикрытие ими вовсе не обязательно высоких желаний.

Для того, чтобы войти в Царствие Божие необходимо приложить усилие... Что же это за усилие? Может быть, оно должно быть направлено на соблюдение правил церковной жизни и норм поведения? Такое усилие, конечно же, необходимо, особенно тогда, когда лень диктует нам, что можно и пропустить богослужение, и сократить пребывание на молитве, мол, достаточно "внутренней духовности"... Но этого мало, такое усилие было доступно и фарисеям. Но Господь хочет видеть нас не правильно поступающими, а спасёнными и преображёнными. И значит, нам необходимо сделать усилие, чтобы раскрыться навстречу Ему, чтобы принять от Господа благодатные силы, а это вряд ли произойдёт, если мы будем пассивными.

Трудно укладываются в сознании современного человека слова о разводе. В наше время, когда практически преобладают семьи, составленные супругами, имеющими опыт развода, многим хотелось бы возразить против этих слов, тем более, что можно привести немало удачных примеров повторных браков. Это так, но даже самые удачные повторные браки не отменяют того, что не затем Господь сотворил нас мужчинами и женщинами, чтобы мы расставались, не научившись жить в единении. Господь - не формалист, Он видит нашу неспособность абсолютно верно следовать Его словам и не оставляет нас Своей любовью. Но, думается, Он скорбит от того, что мы вытворяем.

Свернуть

Евангелист прямо указывает на сребролюбие фарисеев как на причину неприятия ими слов Христа. Увы, очень часто...

скрыть

Евангелист прямо указывает на сребролюбие фарисеев как на причину неприятия ими слов Христа. Увы, очень часто...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).