Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на15 Сентября 2018

 

В евангельские времена в языческом мире существовало множество религий. И Павел, разумеется, прекрасно это знал: он ведь родился в Тарсе, в языческом городе. За свою жизнь ему пришлось видеть множество самых разных богов и культов. И он вовсе не пытается отрицать их наличие. Он лишь даёт им соответствующую оценку. «Так называемые боги» — говорит он о них. И добавляет: в мире ведь много богов и господ тоже много. А вот Бог с большой буквы один. Тем самым апостол определяет отношение христианства и всякого вообще монотеизма к язычеству.

Христиане, как и другие монотеисты, смотрят на религиозную жизнь вполне реалистично. Бессмысленно отрицать то, что для язычника является реальностью. В конце концов, богов порождает не природа, а человек. Это человек создаёт себе богов по своему образу и подобию. И делает этих богов своими господами. Хотя самому язычнику кажется, что его боги существуют ради него. Что они его оберегают и ему помогают. Вот только на деле получается, что без этих богов он прожить не может.

Боги, которых создаёт человеческое воображение, действительно становятся его господами, его хозяевами. Отнюдь не воображаемыми, а вполне реальными. И только настоящий Бог, тот, который с большой буквы, освобождает человека. Оно и не удивительно: ведь падший человек не создаст себе богов, которые могли бы освободить его от самого себя. Это больше всего напоминало бы попытку вытащить себя самого за волосы из болота.

Иное дело Бог настоящий: Его не человек создал. Наоборот, это Он создал человека. И только Он может созданного Им человека спасти и освободить от греха. Вот только человек понимает это далеко не всегда. Падшему человеку всё-таки привычнее его собственные боги. Они, может быть, и не всегда могут помочь, зато они не требуют отказа от пусть и падшего, но знакомого и привычного мира. А Бог настоящий, спасая, поведёт в Своё Царство. По-другому человеку не поможешь. И тут уж придётся решиться на серьёзные перемены. Или остаться при своих богах, при своих грехах и при своих хозяевах.

Свернуть

В евангельские времена в языческом мире существовало множество религий. И Павел, разумеется, прекрасно это знал: он ведь родился в Тарсе, в языческом городе. За свою жизнь ему пришлось видеть множество самых разных богов и культов...

скрыть

В евангельские времена в языческом мире существовало множество религий. И Павел, разумеется, прекрасно это знал: он ведь родился в Тарсе, в языческом городе. За свою жизнь ему пришлось видеть множество самых разных богов и культов...  Читать далее

 

Господь сравнивает последние времена истории мира с тем, «как было в дни Ноя». Это важная, хотя и очень печальная констатация: во дни Ноя умножилось зло, но никто, кроме одного Ноя, не придавал этому значения. Дело в том, что поврежденная грехом человеческая природа не просто способна, но даже и склонна не замечать обстоятельств эпохи, если это обличает нас. Человек может осознавать причинно-следственные связи, он может судить о глубинном смысле истории по тому, что он наблюдает в мире. Но мы не хотим этого, потому что из этого пришлось бы делать выводы и менять свою жизнь. И потому пришествие Сына Человеческого оказывается таким неожиданным, потому суды Его кажутся нам странными. С практической точки зрения для нас важно, что Господь призывает учеников быть готовыми к последнему дню. Это волевое усилие всегда свойственно вере, и там, где оно совершается, наша жизнь выходит за рамки ограниченного человеческого восприятия. Проповедь Христа о последних днях дает, таким образом, Его ученикам возможность не только с замиранием сердца ждать конца, который нагрянет, как тать в нощи, но уже сейчас, не дожидаясь назначенных сроков, войти в ту жизнь, которая настанет после неминуемого конца.

Свернуть

Господь сравнивает последние времена истории мира с тем, «как было в дни Ноя». Это важная, хотя и очень печальная констатация...

скрыть

Господь сравнивает последние времена истории мира с тем, «как было в дни Ноя». Это важная, хотя и очень печальная констатация...  Читать далее

 

Возвращаясь к теме идоложертвенной пищи, Павел теперь смотрит на ситуацию с точки зрения того, чем является хлебопреломление для жителей Царства, а значит, и для Церкви. Апостол, разумеется, прекрасно понимает, что речь идёт не просто о символе. Значение хлебопреломления для него заключается не в том, что для участия в священной трапезе за одним столом собираются единомышленники или единоверцы. Хлебопреломление — не демонстрация своих взглядов или своей веры, хотя верность воскресшему Христу, разумеется, предполагается как нечто само собой разумеющееся. Хлебопреломление — то, что в духовном плане делает Церковь Церковью, единым духовным телом, живущим одной жизнью с Воскресшим (ст. 16 – 17). И потому участие в языческих культах («идолослужении») для христианина недопустимо (ст. 14 – 15). Говоря так, Павел ссылается в том числе и на опыт Израиля, как народа Божия: ведь и здесь на участие в языческих культах всегда смотрели, как на отступничество (ст. 18).

И дело не в том, что эти культы вдруг сами по себе обретают некую силу (ст. 19). Дело в людях, которые предпочитают обращаться к тварным духам («бесам»), а не к Богу, сотворившему всё, включая и этих духов (ст. 20 – 21). Никакие духи не имеют власти над человеком сами по себе, но они могут получить такую власть, если человек сам обратится к ним и предпочтёт отношения с ними отношениям с Богом. А совместить одно с другим невозможно, ведь речь идёт об отношениях, которые захватывают человека целиком, так, что приходится выбирать, и выбор должен быть однозначным, чтобы не «раздражать Господа» (ст. 21 – 22). На отношения с духами апостол, как видно, смотрит так же, как и на отношения с людьми: никакой «бес» не может причинить духовного вреда человеку сам по себе, так же как не может причинить ему такого вреда ни один человек. Всё зависит лишь от отношений человека с теми, кто оказался рядом, будь это духи или люди.

Свернуть

Возвращаясь к теме идоложертвенной пищи, Павел теперь смотрит на ситуацию с...

скрыть

Возвращаясь к теме идоложертвенной пищи, Павел теперь смотрит на ситуацию с...  Читать далее

 

В этом пророчестве Бог обещает вступиться за Свой народ. Картина поражения врагов Израиля ужасает воображение! И все же, для нас с вами это говорит не о жестокости Бога и не о Его мстительности, а о силе Его любви к Израилю. Бог не остается сторонним наблюдателем исторических катаклизмов — Он вмешивается и действует Сам или через посредство человека. Его воздействие не ограничивается словом, Его Царство не в слове, а в силе. Но чтобы увидеть и осознать Его силу, действующую в мире, необходима связь с Богом — необходима вера и пророческое прозрение. Один из путей приобретения такой веры — молитвенное прочтение писаний пророков, для которых Божья любовь, верность и Царство были самой существенной реальностью их жизни.

Свернуть

В этом пророчестве Бог обещает вступиться за Свой народ. Картина поражения врагов Израиля ужасает воображение...

скрыть

В этом пророчестве Бог обещает вступиться за Свой народ. Картина поражения врагов Израиля ужасает воображение...  Читать далее

 

Поэма о красоте творения и величии Творца, которую автор книги Иова помещает в 38-й главе в качестве речи Самого Творца к Иову, в сущности, является своеобразным апологетическим рассуждением о дистанции между человеком и Богом. Масштабы тварного мира поражают; нельзя не обратить внимание, что автор включает в творение и звезды, и стихии, и духовную сферу человека. Здесь нет свойственного примитивной религиозности обожествления твари. Созвездия движутся в недосягаемой высоте по велению Бога; дождь, жизненно важный в жарком климате Палестины, изливается на землю по Его воле; мудрость в сердце человека тоже даруется Им. Все эти явления, бесконечно превосходящие самого человека, свидетельствуют о громадности Того, Кто сотворил все это.

И все же, разговор об этом ведут не друзья Иова, такие же люди, как он. Сам Бог, управляющий небесами и повелевающий светом и тьмой, говорит с Иовом. Сам Бог, видящий недоступное человеческому глазу, Бог, по сравнению с Которым человек - лишь малая песчинка в гигантском мире, обратился к страдающему Иову. То, что так возмущало друзей Иова и Елиуя – непочтительность вопрошания Иова, вызванная силой его боли, – не стало препятствием для Самого Бога. Друзья Иова полагали, что величие Творца требует подобострастия, как требовали его горделивые восточные царьки. Но Бог оказался выше этого – и человечнее, если так можно сказать о Боге.

Собственно говоря, этот гимн говорит о почти очевидных вещах. Если только человек не утратил способность видеть в природе грандиозную красоту и удивляться ей, вывод о величии Творца рождается сам собой. Значительно глубже не столь очевидное утверждение о тварности разума, содержащееся в 36 стихе. Это важный аспект библейского представления о человеке. Этот стих очень по-разному передается разными переводами Библии, но суть всех версий сходна. Сила разума, благодаря которой человек обрел перевенствующее положение в творении, мудрость сердца, благодаря которой разум ведет человека к жизни – это дар Божий. Дар вечности в сердце человека, как называл его Экклезиаст.

В силу этого откровения рационалистические построения друзей Иова оказываются несостоятельными, так как произведения тварного разума не могут соответствовать масштабам Своего Творца. Не на путях рассуждения, но в откровении и любви, в подлинной радости и подлинном страдании может человек найти Непостижимого; не друзьям Иова, но лишь самому Иову отвечает Он.

Свернуть

Поэма о красоте творения и величии Творца, которую автор книги Иова помещает в 38-й главе в качестве речи Самого Творца к Иову, в сущности, является...

скрыть

Поэма о красоте творения и величии Творца, которую автор книги Иова помещает в 38-й главе в качестве речи Самого Творца к Иову, в сущности, является...  Читать далее

 

Евангелие мало говорит о том, какова "жизнь после жизни", и скорее всего такое умолчание вызвано тем, что путь на небо проходит по земле, на которой нам следует прожить в соответствии с нашим призванием. Но вот перед нами рассказ, приоткрывающий таинственную завесу, однако и здесь в центре нашего внимания оказываются не подробности загробного существования, они упомянуты кратко, а смысл рассказа применительно нашей жизни.

И вот мы видим, как человек, бездумно живший в своё удовольствие, попадает в ад потому, что уже всё получил в земной жизни. Казалось бы, что он плохого делал? Ну, правда, не кормил Лазаря, который, как грязный бомж, валялся около дома, но ведь всех не накормишь. Об этом богаче больше ничего плохого не говорится, не упомянуто, чтобы он кого-нибудь ограбил или зарезал, за что же он попал в ад?

Должно быть, не за что, а почему: не потому, что пользовался земными удовольствиями, а потому, что они заслонили ему Бога. Как одни и те же вещества способны, в зависимости от дозы и пропорций, быть и лекарством, и ядом, так и те дары, которые Господь сотворил для удовлетворения наших нужд, могут оказаться губительными, если мы перестаём из-за них замечать Творца.

А ещё в этом рассказе содержится важное пророчество о том, что если люди не прислушиваются к хорошо известным пророческим словам, то не поверят и тому, кто воскреснет из мёртвых. До сих пор тем, кто надеется на нескончаемую жизнь посреди земной роскоши, трудно поверить Воскресшему. Но, сойдя в ад, Он преодолел великую пропасть, до той поры непроходимую.

Свернуть

Евангелие мало говорит о том, какова "жизнь после жизни", и скорее всего такое умолчание вызвано тем...

скрыть

Евангелие мало говорит о том, какова "жизнь после жизни", и скорее всего такое умолчание вызвано тем...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).