Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на14 Января 2020

 
На Dt 9:24 

Характеризуя народ Божий с самого начала его истории, автор Книги Второзакония вкладывает в уста Моисея очень жёсткие слова, этот народ характеризующие. Конечно, читая их, можно вспомнить многое: и то неверие в успех, которое демонстрировал народ ещё в Египте, и историю с золотым тельцом, и отказ от вполне возможного сразу же после Исхода завоевания обещанной Богом земли.

А ещё — тот постоянный ропот и недовольство, то постоянное желание повернуть назад, в Египет, которые сопровождали народ во всё время его пути из Египта в Трансиорданию. Да и дальнейшая история, история жизни на обещанной Богом и завоёванной народом с Божьей помощью земле, отнюдь не изобиловала ни верностью Богу, ни послушанием Ему.

В сущности, на всём протяжении допленного периода верные в народе Божием составляли не большинство, а меньшинство. Приходится признать, что вся история народа действительно подтверждает приведённые слова Торы. Но тогда встаёт естественный вопрос: почему же при всём этом еврейский народ всё же остаётся народом Божиим? И почему, если он народ Божий, духовный путь его оказался столь извилист?

Конечно, Бог с самого начала хотел видеть Свой народ общиной верных. Вот только добиться этого оказалось непросто: потребовалась историческая переплавка в Вавилонском котле для того, чтобы достичь цели.

И всё же еврейский народ оставался народом Божиим на всём протяжении своей истории: ведь тот союз-завет, который заключил с ним Бог, оставался ненарушимым, по крайней мере, со стороны Бога. Да и в народе всегда сохранялся, выражаясь пророческим языком, остаток, который хранил верность Богу даже тогда, когда, рассуждая по-человечески, в этом не было никакого смысла. А действовать по-другому было невозможно.

Конечно, Бог в любой момент мог бы начать всё сначала, Он в любой момент мог начать новую историю другого союза с другим народом. Но нет никаких гарантий, что эта другая история была бы лучше той, которую мы знаем: ведь дело происходит в падшем мире, и тут уж ничего не поделаешь, если только поставить себе целью не пересоздавать мир заново, а спасать тот, который есть. И Богу остаётся только действовать так, как Он и действует, осуществляя Свой план с теми людьми, какие есть. А попутно готовить Свой народ к решению тех задач, которые ждут его впереди.

Свернуть

Характеризуя народ Божий с самого начала его истории, автор Книги Второзакония вкладывает в уста Моисея очень жёсткие слова, этот народ характеризующие. Конечно, читая их, можно вспомнить многое...

скрыть

Характеризуя народ Божий с самого начала его истории, автор Книги Второзакония вкладывает в уста Моисея очень жёсткие слова, этот народ характеризующие. Конечно, читая их, можно вспомнить многое...  Читать далее

 
На Lc 2:40-52 

Зачем Христос принял обрезание, в чем духовный смысл этого события? Вы, конечно, можете сказать, что Он был тогда маленьким. Но Он дал этому произойти, и значит, несмотря на то, что Он был маленьким, это событие имеет духовное содержание. Так в чем оно? Чтобы подтвердить, что «спасение от Иудеев» (Ин 4:22)? Или чтобы пройти весь путь своего смирения, ограничивая Себя не только человеческим обличьем, но и всей ограниченностью человеческой культуры? Безусловно и то, что Он знал, что по Нем грядет апостол Павел, который грозно обличит всех, кто не понимает всей ограниченности этого ритуала, как и всякого ритуала вообще. В одном только Послании к Римлянам он говорит об этом не раз (смотри 2, 3, 4 главы). Например, «ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти» (Рим 2:28), или «обрезание ничто и необрезание ничто, но [все] в соблюдении заповедей Божиих» (1 Кор 7:19). Господь знал это и все-таки позволил Своему обрезанию произойти. В этом Его смирение перед Законом, который Он пришел исполнить (Мф 5:17) и именно это позволяет апостолу Павлу сказать: «в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол 2:11).

Свернуть

Зачем Христос принял обрезание, в чем духовный смысл этого события? Вы, конечно, можете сказать, что Он был тогда маленьким. Но Он дал этому произойти, и значит...

скрыть

Зачем Христос принял обрезание, в чем духовный смысл этого события? Вы, конечно, можете сказать, что Он был тогда маленьким. Но Он дал этому произойти, и значит...  Читать далее

 
На Mc 1:21-28 

Очень часто мы совершенно забываем о том, что в русском языке одни из дней недели (шестой по порядку) и, день, отданный Богу, — это слова-омонимы, то есть разные по значению, но одинаковые по произношению. И оба эти понятия называют одним словом  — суббота. Это не говорит о том, что эти два разных по сути своей дня должны слиться для нас в один и тот же день недели. Это всего лишь свидетельствует о том, что русский язык очень молод и многие слова появились в нем только после принятия христианства. В языках, возникавших до принятия христианства или вообще до его появления, такого нет: шестой день недели называется одним словом, а день, отданный Богу, другим.

Библия говорит нам коротко и ясно: «…день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». То есть суббота – это не название дня, а содержание того, что происходит в этот день — один день из семи отдается Богу. Христиане, как и иудеи, отдают субботу Богу своему, и происходит это в седьмой день недели. В русском языке этот день называется воскресенье. Что опять же является печатью молодости нашего языка, так как ранее возникшие языки совершенно не несут в названии седьмого дня напоминания о Воскресении Христовом.

Свернуть

Очень часто мы совершенно забываем о том, что в русском языке одни из дней недели (шестой по порядку) и, день, отданный Богу, — это слова-омонимы...

скрыть

Очень часто мы совершенно забываем о том, что в русском языке одни из дней недели (шестой по порядку) и, день, отданный Богу, — это слова-омонимы...  Читать далее

 
На Mc 6:14-29 

В повествование о делах Христа Марк вставляет историю убийства Иоанна Крестителя царем Иродом. Эта история могла бы показаться простой исторической справкой, если бы она не была очень поучительной. Эта история с Иродом — хороший пример того, как много бед может принести упрямое желание человека жить по-своему, а не в согласии с Божьими установлениями.

Нарушив закон Божий, Ирод берет в жены жену своего брата — Иродиаду. Не думайте, что это произошло по неосмотрительности. Ирод знал, что так нельзя, но все равно пошел на преступление.

Бог через Своего пророка обличает Ирода. Реакция на обличение — ненависть Иродиады, явной соучастницы в этом грехе, и стыдливая попытка раздосадованного Ирода заглушить голос пророка тюремным заключением.

Как бы извиняясь за содеянное (но совсем не желая отказаться от порочной связи), Ирод с удовольствием слушает речи Иоанна и даже поступает в каких-то делах по его советам. Казалось бы, «и волки сыты, и овцы целы», но как ненадежно такое состояние!

Глупое обещание царя развязало руки гневу Иродиады, и последний шанс исправить ошибку разбивается о желание Ирода сохранить свой вес в глазах начальников народа. Итог — еще один тяжкий грех : убийство пророка Божия.

Как мы поступим, если кто-то укажет нам на наш грех? Если мы привязаны ко греху, то при обличении будем бороться не с грехом, а с обличителем.

Рано или поздно нам придется выбирать: идти ли путем Иоанна или путем Ирода. Если обличения беспокоят нас больше, чем грех, — мы в опасности.

Свернуть

В повествование о делах Христа Марк вставляет историю убийства Иоанна Крестителя царем Иродом. Эта история могла...

скрыть

В повествование о делах Христа Марк вставляет историю убийства Иоанна Крестителя царем Иродом. Эта история могла...  Читать далее

 
На Dt 12:1-32 

Господь дает Своему народу заповеди, которые помогут ему хранить верность Завету и не отпадать в язычество. Основные среди них — заповедь об одном святилище и запрещение есть кровь (видимо, вкушение крови животных было составной частью языческих культов Палестины; кроме того, кровь — символ жизни, которая принадлежит только Богу). Ведь верность Богу — первый шаг на пути, ведущем нас к тому, чтобы становиться сынами Всевышнего. В связи с этим важно задуматься, в чем проявляется наша верность Ему? Во внешних формах? Во внутренних установках? В исполнении заповедей? В любви к врагам?

Свернуть

Господь дает Своему народу заповеди, которые помогут ему хранить верность Завету и не отпадать в язычество...

скрыть

Господь дает Своему народу заповеди, которые помогут ему хранить верность Завету и не отпадать в язычество...  Читать далее

 
На Qo 12:1-14 

Конечно, всё, сказанное Екклесиастом о смысле жизни, о деятельности человека и о возможных радостях, обесценивается тем фактом, что жизнь преходяща и оканчивается шеолом (ст. 1 – 7). В сущности, ответа на вопрос о смысле Екклесиаст так и не находит. Вывод прост: всё — суета (ст. 8). Но для человека верующего такой вывод, конечно, не мог быть окончательным. Ведь суета — это не просто пустые и бессмысленные труды и заботы. Соответствующее еврейское слово обозначает нечто не входящее в Божий план и замысел о мире и о человеке. Суета вне мира Божия, она, говоря строго, вообще вне бытия, она всего лишь призрак, тень, туман. Если такова вся жизнь и все дела человека, то между жизнью на земле и пребыванием в шеоле разница невелика.

Такой вывод полностью обесценивал человека и делал его отношения с Богом чем-то совершенно невозможным. Но, как видно, «всё суета!» — не последнее слово Екклесиаста. Последним его словом было утверждение абсолютной ценности заповедей Божиих и полной уверенности в реальности Суда, который расставит всё по своим местам (ст. 13 – 14). Такой вывод казался настолько неожиданным, что многие исследователи Библии посчитали его частью эпилога, прибавленного впоследствии, уже не самим Екклесиастом, а кем-то из его последователей.

Но по сути (так же, впрочем, как и с точки зрения языка и стиля) этот эпилог не выглядит чем-то инородным. Возможно, он действительно был написан кем-то из учеников Екклесиаста, который говорит о своём учителе в третьем лице (ст. 9 – 10), но слова своего учителя он, вероятнее всего, цитирует если не дословно, то предельно близко к первоисточнику. Иного трудно было бы ожидать на Востоке, где к словам учителей и наставников всегда относились с большим почтением и нередко запоминали их наизусть. В таком случае последние слова книги, очевидно, принадлежат самому Екклесиасту, хотя они и донесены до нас кем-то из его учеников.

Но тогда перед нами, как видно, Екклесиаст, переживший духовный кризис и пришедший к вере, опровергающей все сомнения, столь отчётливо звучащие в основной части книги. Речь должна, в сущности, идти о новом обращении, которое, очевидно, помогло Екклесиасту по-новому понять и пережить уже, казалось бы, хорошо ему известные понятия, такие, как Тора, заповедь, мудрость, праведность. И реальность Суда стала для него, как видно, именно реальностью, реальностью подлинной и несомненной, определяющей всю жизнь человека. Такое возможно лишь в том случае, когда Бог властно вторгается в жизнь человека, полностью её меняя. По-видимому, это вторжение и стало завершением духовного пути Екклесиаста, а быть может, и его жизненного пути тоже, так что свидетельствовать о последнем обращении учителя к Богу пришлось уже одному из учеников.

Свернуть

Конечно, всё, сказанное Екклесиастом о смысле жизни, о деятельности человека и о возможных радостях, обесценивается тем фактом, что жизнь преходяща и...

скрыть

Конечно, всё, сказанное Екклесиастом о смысле жизни, о деятельности человека и о возможных радостях, обесценивается тем фактом, что жизнь преходяща и...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).